Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охотники и собиратели Центральной, Южной и Восточной Африки 3 страница




Собирательством бушмены заняты постоянно, с охотой дело обстоит иначе. После нескольких дней успешной охоты, когда охотник выступает в роли хозяина при распределении добычи, он перестает выходить на охоту и получает от других охотников то, что они ранее получали от него: ведь общество бушменов основано на взаимопомощи [363, с. 44; 388, с. 345-347].

Хотя мужская охота дает не более 40 % всей пищи, потребляемой бушменами, мужчины тратят на добывание средств существования в целом больше времени (в среднем около 2,7 дня в неделю), чем женщины (около 2,1 дня в неделю). Как и у других охотников и собирателей, мясная пища ценится значительно выше, чем растительная [390, с. 450-451]. Однако, несмотря на это, а также несмотря на то, что женщины отстранены от участия в охоте, общественный статус женщин у бушменов выше, чем в некоторых других охотничье-собирательских обществах [390, с. 454].

Итак, хотя производство у бушменов имеет в целом коллективный характер, добывание пищи осуществляется преимущественно маленькими группами или даже индивидуально, а границы между мужским и женским трудом (за исключением охоты) проведены не всегда четко. Охота и все, связанное с нею, в том числе продукты охоты и их распределение, занимают главное место в жизни общины [390, с. 205]. Охота «возвышает их (мужчин-бушменов. - В. К.) и будит в них энергию, она превращается в своего рода религиозный ритуал. Поэтому охоте посвящается так много песен, танцев, рассказов» [41, с. 106].

Способы сохранения пищи впрок очень несовершенны, и пища съедается, как правило, в течение двух суток после того, как она принесена на стоянку. Глиняной посуды сами бушмены не изготовляют, а получают ее от банту. Огонь бушмены добывают высверливанием [390, с. 147-148, 156-157]. Жилищами им служат укрытия под скалами и пещеры (в горных районах), сооружают они также ветровые заслоны и примитивные хижины из ветвей и травы.

Обычай бушменов перед наступлением сезона дождей поджигать сухую траву, чтобы заставить ее лучше расти, дал основание некоторым исследователям назвать бушменов «собирателями, заранее планирующими свои действия», собирателями, хозяйство которых включает в себя плановое начало [509, с. 133]. Этот обычай был не менее широко распространен в Австралии и Тасмании. Необходимо отметить, что плановое начало присуще в большей или меньшей степени любому присваивающему хозяйству, в отмеченном обычае скорее присутствует важный элемент производящего хозяйства: результат преднамеренных действий наступает через сравнительно длительный промежуток времени.

Систематическое поджигание травы и кустарника на протяжении многих поколений имело в Южной Африке такое же глубокое по своим последствиям воздействие на окружающий ландшафт, как и аналогичная практика австралийцев и тасманийцев. Создание антропогенного ландшафта начинается, таким образом, уже на стадии развития, соответствующей охоте и собирательству.

Отношение к природе, связи с ней строятся у бушменов так же, как и у других охотников и собирателей, которые приспосабливают не столько природную среду к своим потребностям, сколько общество к природному окружению [581; 420, с. 241-278; 391, с. 125-147; 217; 558]. Институтом, в котором процессы и механизмы социальной адаптации обнаруживаются наиболее ярко и полно, является охотничье-собирательская община.

В традиционных условиях бушмены ведут кочевой образ жизни в составе охотничье-собирательских общин. Именно этот термин употребляет в своем исследовании о бушменах один из наиболее авторитетных авторов - И. Шапера. Члены общины живут и трудятся как единый коллектив; простые семьи, составляющие общину, связаны узами кровного родства и свойства, способствующими эффективному функционированию этого коллектива. Каждая община автономна, она сама ведает своими делами. Самостоятельность, автаркия общины как единой социальной и экономической общности настолько велики, что, например, многие общины этнической группы хейкум (живущей юго-западнее кунг) даже имеют собственные названия [517, с. 75-76]. Индивидуально, семьями, хозяйственными группами или всей общиной бушмены свободно кочуют по общинной территории и избегают без особой необходимости выходить за ее пределы. Покидать свои земли можно только в заранее оговоренных случаях: для совместного пользования водоемом в засушливое время года, для того, чтобы навестить родственников, или с целью обмена. Особых знаков на границах, которые проходят по естественным рубежам, не существует. Люди хорошо знают пределы общин. Произвольное нарушение границ соседней общины и посягательство на ее ресурсы могут привести к межобщинным столкновениям. Вследствие этого отдаленные общины даже одной этнической группы часто не имеют непосредственных контактов и не знают друг друга. Стоянки общины и отдельных хозяйственных групп обычно расположены около водоемов, принадлежащих общине.

Ранние авторы сообщают о бушменских общинах (преимущественно на крайнем юге Африки) численностью от 100 до 150 человек, но упоминают и о группах меньшего размера [170, с. 232-233; 268, с. 252-253]. Более поздние данные свидетельствуют о том, что количество семей, живших вместе, редко превышало три или четыре. Так, С. Дорнан почти не встречал более шести или семи семей, т. е. около 30 человек одновременно [255, с. 130]. Имеются сообщения о группах, насчитывавших от 8 до 25 человек; группы в 70 и даже 100 человек упоминаются значительно реже: вероятно, они возникали в исключительных обстоятельствах [396, с. 431]. По данным И. Шаперы, самая крупная группа о кунг состояла из 16 мужчин и 15 женщин. У бушменов нхаро, или нарон, общины насчитывали от 20 до 30, иногда до 80 человек, у ауен - до 100 человек, у кунг - от 30 до 70 человек. В 50-х годах XX в. в общинах области Най Най было в среднем по 25 человек (в крупнейшей - 42 человека, в самой мелкой - 8 человек, членов одной семьи) [421, с. 196]. По словам Р. Ли, общины области Добе объединяют в среднем 32 человека [393, с. 37]. И. Шапера и Л. Крживицкий считают, что в целом, без учета локальных и временных колебаний, величина бушменской общины - 50-60 человек [517, с. 78-79; 378, с. 58].

Хозяйственные группы и семьи регулярно отделяются от общины для самостоятельных поисков пищи. Количество семей на стоянке - непостоянная, меняющаяся, экологически обусловленная величина. Так, у нарон можно увидеть вместе то три-четыре семейные хижины, то двадцать. У ауен в засушливое время года вместе живут одна или две семьи, а в сезон дождей - до тридцати семей. В периоды особенного изобилия животной или растительной пищи могут собраться на непродолжительное время даже люди разных общин, образовав группы от 100 до 1000 человек [517, с. 80].

Относительно устойчивые поселения наблюдались в прошлом лишь в бассейнах рек Окаванго и Замбези, но и здесь оседлость имела сезонный характер - стоянки на период сухого сезона и сезона дождей находились в разных местах. Хукве жили вместе в сезон дождей, а в сухое время рассеивались хозяйственными группами и отдельными семьями. Стоянки остальных бушменов почти всегда были временными. Стоянки и поселения бушменов не имели единого для всех групп плана. У хейкум хижины располагались вокруг большого дерева, окружавшее его открытое пространство служило местом проведения обрядов и иных общественных мероприятий. Свойственное многим охотникам и собирателям сооружение стоянки по окружности с площадкой для собраний и обрядов внутри характерно и для кунг. Каждая семья занимает на такой стоянке отдельную хижину или отдельное открытое пространство. Входы хижин обращены к центру стоянки, у входов расположены семейные очаги [517, с. 86-88; 363, с. 61-65]. Такой же тип поселения характерен для пигмеев долины реки Итури и для многих других охотников и собирателей, как в древности, так и в современную эпоху. Вероятно, он отвечает социально-психологической структуре охотничье-собирательского общества, являясь своего рода архетипом поселения первобытной человеческой группы. Возвращаясь из года в год к одному и тому же водоему, кунг никогда не устраивают стоянку на прежнем месте и не зажигают огонь на старом кострище - у них существует поверье, что это приносит неудачу [421, с. 79].

Хозяйственные группы кунг в области Добе обычно насчитывают от 10 до 30 человек, и их состав постоянно меняется, как и число семей, входящих в хозяйственные группы [390, с. 54]. Однако это всегда члены одной и той же общины, добывающие пищу на ее территории. Гибкая социально-территориальная организация бушменов идеально приспособлена к природным условиям и хозяйственным требованиям.

Этнографы почти единодушны в том, что общество бушменов знает только две формы социальной организации - общину и простую или сложную семью. А такую важную форму социальной организации, как хозяйственная группа, они не называют. Но совокупность хозяйственных групп, как известно, есть сама форма существования охотничье-собирательской общины в определенных условиях. Л. Маршалл, например, говорит об общине бушменов кунг так, как если бы община и хозяйственная группа совпадали. Впрочем, эта ошибка распространена достаточно широко. Р. Ли характеризует стоянки бушменов кунг как открытые объединения, ведущие совместное хозяйство и ежедневно меняющие численность и состав. Каждая из четырнадцати стоянок в области Добе, которую в 60-х годах XX в. населяли около 450 бушменов, была связана с одним из водоемов. Во время сухого сезона, с мая по октябрь, все население области собиралось вокруг этих водоемов. Возле самого большого водоема размещалось пять стоянок, в которых обитало 94 человека. В среднем на каждой стоянке жило 17 человек, а возле каждого водоема - по 42 человека [393, с. 31]. Думается, что та социальная форма, которую Р. Ли называет стоянкой, является частью общины, т. е. хозяйственной группой, и что общинная организация, основанная на совокупности хозяйственных групп, сохранилась у бушменов Добе так же, как и у остальных бушменов Калахари. По-видимому, совокупность стоянок, постоянно тяготеющих к одному из источников, и является общиной.

Здесь, как и у бушменов ряда соседних областей и у некоторых других охотников и собирателей, стабилизирующий фактор общинной организации - территория, порою даже не вся территория, а ее жизненный центр - водоем (как в случае, приведенном Р. Ли). У бушменов, как и у пигмеев бассейна реки Итури, сама общинная территория способствует устойчивости общины как социального института. При этом использование растительных ресурсов, сменяющих друг друга от сезона к сезону, наилучшим образом достигается подвижными, относительно независимыми хозяйственными группами.

Р. Ли предпочитает называть стоянками или поселениями и сами общины бушменов, объясняя это тем, что со словом «община» в западной этнографии часто связывается представление о патрилинейной, вирилокальной, территориальной и экзогамной группе, тогда как общины бушменов всеми этими признаками не обладают [390, с. 56]. Мне, однако, кажется, что к ним вполне приложимо понятие «община», к тому же стоянка может принадлежать не только общине, но и хозяйственной группе. Жесткая модель, связывающая общину со всеми перечисленными Р. Ли признаками, вообще неприложима ко всем охотничье-собирательским обществам, обладающим разным историческим опытом, живущим в различных экологических условиях и вынужденным приспосабливать к ним свою социальную структуру. Многие общины австралийцев также не обладают всеми перечисленными признаками, что не мешает нам называть их общинами - ведь они являются основными социально-экономическими общностями австралийского охотничье-собирательского общества. Состав и численность общин у бушменов Калахари, если верить этнографам, весьма непостоянны, может даже сложиться впечатление, что общинной организации здесь вообще не существует. В действительности это один из вариантов первобытной охотничье-собирательской общины; такой тип общины встречается в особых экологических условиях и в Австралии. Р. Ли пишет, что и общество бушменов кунг имеет некий стабильный базис. Это билатеральная, относительно постоянная группа, кочующая в полном составе по крайней мере часть года, т. е. та самая общность, которую Р. Ли называет то локальной группой, то стоянкой или поселением. Каждая из этих общностей группируется вокруг устойчивого ядра, которое состоит из людей, связанных кровным родством, обычно родных и двоюродных братьев и сестер вместе с их мужьями и женами [390, с. 58; 388, с. 351]. Социотерриториальная организация бушменов имеет, таким образом, устойчивую, стабильную основу. Условие ее стабильности - обитаемая и осваиваемая территория, а на ней - постоянный водоем и достаточное количество разнообразной пищи на протяжении всего года. Итак, община бушменов стабильна как группа, связанная с определенной территорией и контролирующая природные ресурсы этой территории. При этом состав общины менее стабилен, чем ее самоотождествление как общности.

Небольшие ежегодные изменения в составе общины отмечены и у бушменов гви, которые также могут рассматриваться как стабильные, но открытые общности: члены общин, если пожелают, покидают их и вливаются в другие общины [527]. Совместно живущие и кочующие семьи кунг образуют общину - нгабеси («люди, живущие вместе»). Каждая община осваивает находящуюся в ее собственности определенную территорию - нгоре (площадь - от 300 до 1 тыс. кв. км). В 50-х годах кунг области Най Най насчитывали около 1 тыс. человек и делились на 36 или 37 общин. Если состав общин текуч и непостоянен, а численность и подвижность их экологически обусловлены, то общинная территория и ее ресурсы - водоемы, рощи монгонго и т. д. - постоянны. Именно община в целом является субъектом собственности на эту землю и ее ресурсы [421, с. 187-191, 287; 169, с. 131-144]. Община неразрывно связана с территорией. Отдельный человек и отдельная семья имеют право на естественные ресурсы этой территории только постольку, поскольку принадлежат к общине, следовательно, община - необходимое условие самого их существования.

Ядром (кхауси) общины кунг является группа сиблингов старшего возраста, мужчин и женщин с их женами и мужьями, от которых ведет происхождение большинство остальных членов общины [421, с. 182-184]. Мужья и жены людей, входящих в ядро общины, в свою очередь, вводят в нее своих сиблингов, их мужей и жен. Вокруг этого ядра и формируется община. Обычно все члены общины могут проследить свои родственные связи с кхауси [388, с. 351, 355]. Само слово «кхауси» означает «собственники», «хозяева» общинной территории (нгоре) и ее растительных и водных ресурсов. Кхауси - это те, к кому люди, пришедшие из других общин, обращаются за разрешением воспользоваться водоемом и другими ресурсами общинной территории. Люди, влившиеся в общину со стороны, либо как мужья или жены ее членов, либо как их кровные родственники или свойственники, становятся равноправными членами общины. Каждая община кунг, включая людей, составляющих ее ядро, их потомков, а также лиц, пришедших из других общин, но живущих в данной общине и принимающих участие в ее общественной и хозяйственной жизни, является коллективным собственником определенной территории и ее природных ресурсов. Это - естественно сложившийся коллектив, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи. Взаимопомощь - норма его жизни. Те, кто находится в более благоприятной ситуации, неизменно помогают тем, кто испытывает бедствие. Когда пересыхают водоемы, общины, которые владеют ими, временно разбиваются на семьи и присоединяются к тем родственникам, которые живут у непересохших источников, или же вся группа переселяется к водоему, где ее члены имеют родственников [419, с. 327]. В зависимости от сезона и от количества осадков общины кунг то расходятся, возвращаясь в собственные угодья, то вновь соединяются у одних и тех же водоемов [390, с. 350-360]. В зимнее сухое время года у одного водоема собирается от двух до семи общин, или почти 200 человек, хотя постоянно там живет только 40. И все эти люди имеют право пить воду и собирать пищу, ведь здесь постоянно живут их родственники. Таким образом, бушмен обладает правом на естественные ресурсы не только его общины, но, при известных обстоятельствах, и той общины, где родился он или его жена, живут родители жены и другие близкие родственники [567, с. 84-85, 148-149]. Вступление в брак, как и рождение в общине, - важный фактор, определяющий членство в общине. Следовательно, на людей, вошедших в нее по браку или иными путями, распространяются все права членов общины, включая право на ресурсы общинной территории. Общины, устраивающие свои стоянки у одного водоема, всегда живут на известном расстоянии друг от друга, подчеркивая этим свою самостоятельность [421, с. 17]. Так же в аналогичной ситуации поступают пигмеи. В этом обнаруживается одна из универсалий охотничье-собирательского общества - ощущение членами общины своего единства и своей самобытности, своей отъединенности от других, даже родственных общин.

Община бушменов, как уже говорилось, не жесткая система, она предполагает сравнительно высокую степень мобильности отдельных лиц и семей. Но, несмотря на это, общины кунг и других этнических групп бушменов часто на протяжении многих поколений сохраняют собственные названия, в которых выражено самосознание их членов как представителей автономных и устойчивых общностей. Называя общину, к которой он принадлежит, бушмен идентифицирует себя [421, с. 180-181].

Общины кунг формируются на основе кровного родства и свойства, их члены - в большинстве своем кровные родственники и свойственники [421, с. 182]. Общину пронизывают отношения билатерального родства. По утверждению И. Шаперы, основу социальной организации бушменов составляет экзогамная билатеральная община, владеющая определенной территорией [517, с. 79]. Иногда, впрочем, принадлежность к общине определяется и личным выбором. Общины кунг и других этнических групп не всегда экзогамны, хотя браки между членами одной общины - явление редкое [421, с. 169]. Экзогамия бушменской общины, видимо, лишь ведущая тенденция.

Членами общины гви становятся по рождению, по браку, по родству. Однако в общину могут быть приняты и не гви и даже не бушмены [527]. В представлении бушменов гви, общину основывает мужчина и его простая или сложная семья, которая избирает не занятую другими общинами местность и образует ядро; вокруг него концентрируются другие семьи, связанные с семьей-основательницей и между собой родственными узами или дружбой. Членами новой общины люди становятся вследствие продолжительного пребывания в ней. Для того чтобы присоединиться к общине или посетить ее территорию, необходимо разрешение потомков семьи-основательницы - мужчин и женщин. Но так как гви, подобно остальным бушменам, не имеют длинных генеалогий, на практике такими формальными собственниками общинной территории являются те, кто живет на ней дольше остальных. Однако все решения они принимают, лишь посовещавшись с другими членами общины [525, с. 308].

Ядро общины бушменов ксам - группа кровных родственников с их женами и мужьями. Аналогичная структура общины свойственна и другим бушменам, и это отождествление общины с группой ближайших родственников иногда находит отражение в том, что и сама община носит имя одного из старейших представителей этой группы [390, с. 60|.

Расположение хижин на стоянке обусловлено сегментацией общины в данный момент. Хижины родичей или друзей часто тесно примыкают друг к другу.

Никаких указаний на существование у бушменов родовой организации в источниках нет. Не было ее, видимо, и в прошлом, так как не сохранилось никаких ее следов. О том, что у бушменов нет родовой организации, писал еще И. Шапера, а спустя три десятилетия это подтвердила Л. Маршалл [517, с. 85; 421, с. 156-200].

Община - важнейшая социальная общность; Л. Маршалл называет ее «наивысшей структурной ячейкой» бушменского общества [419, с. 329]. Там, где воздействие более развитых обществ еще не разрушило традиционную социальную структуру бушменов, община и сегодня остается основной ее ячейкой [419, с. 325-355].

Поселение общины или хозяйственной группы служит базовой стоянкой, которую бушмены покидают ежедневно в поисках пищи. Наряду с базовыми существуют временные стоянки охотников [153, с. 140]. Радиус территории, осваиваемой общиной, в Калахари составляет около 16 км. Кунг основывают новые базовые стоянки каждые три месяца зимой и каждые две или три недели летом [392, с. 329-342]. Бушмены гви меняют стоянки не реже одного раза в месяц, а оптимальный период пребывания на стоянке - три недели [525, с. 301-302]. Высыхание водоемов, исчезновение растительной пищи и животных, смена сезонов, смерть члена общины - все это причины для перенесения стоянки на новое место.

Община - наиболее крупная социальная ячейка, внутри которой постоянно происходят общение и взаимодействие. Правда, люди часто посещают родственников и друзей в других общинах, но, даже временно покидая свою общину, они продолжают оставаться ее членами [237, с. 281], т. е. сохраняют общинное самосознание.

Как реализуются механизмы социальной адаптации у разных этнических групп в различных экологических условиях?

В пустыне Намиб, как и в Калахари, у каждой общины имеются стоянки как для сухого, так и для дождливого времени года. Бушмены пустыни Намиб кочуют в песчаных дюнах в течение дождливого и значительной части сухого сезона, но, когда запасы воды и плодов нарас оказываются исчерпанными, они уходят в горы, где каждая община имеет свои постоянные водоемы. То же маятникообразное движение в соответствии с временами года свойственно и остальным бушменам.

Сменой климатических сезонов определяется и смена состояний концентрации и дисперсии. Общины бушменов, обитавшие в области Драконовых гор, в сентябре - январе воссоединялись и двигались вверх по склонам гор, где обнаружено много укрытий под скалами и пещер, стены которых покрыты рисунками. В это время пастбища, свежие после летних дождей, привлекали стада антилоп, и бушмены охотились на этих животных. В холодное зимнее время, когда добывать пищу становилось труднее, общины рассеивались и небольшими группами двигались вниз, в долины. Здесь следов живописи значительно меньше [339]. Живопись на скалах знаменовала собою творческий, праздничный период воссоединения общины и возобновления социальных контактов.

Кунг области Добе в ноябре - марте, во время летних дождей, распадаются на хозяйственные группы, которые живут у многочисленных временных водоемов, причем количество стоянок и число людей в них год от года меняются. Животных здесь особенно много в сезон дождей, а так как охота в это время года наиболее продуктивна и воды достаточно, кунг переносят свои стоянки ближе к охотничьим угодьям. Когда водоемы пересыхают, они объединяются в общины и проводят зимнее время (июнь - сентябрь) у своих постоянных водоемов, которые в течение семи засушливых месяцев, с апреля по октябрь, остаются единственными источниками воды в области расселения бушменов кунг. В это время года у одного источника нередко собираются несколько общин. Им свойственна, таким образом, концентрация в зимнее сухое время и дисперсия в летнее, дождливое [386, с. 313]. В области Добе на 250 км приходится в среднем 25 человек [389, с. 57]. Напомню, что аборигены западноавстралийских пустынь собираются большими группами, когда водоемы наполняются водой, и рассеиваются в сухое время года [298, с. 253-274]. Такие противоположные формы социальной адаптации к аналогичным природно-климатическим условиям, связанные с размещением воды, растительных и животных ресурсов, наблюдаются и в Калахари: в некоторых ее районах в период дождей и относительного изобилия пищи общины бушменов объединяются, а с наступлением сухого сезона распадаются на хозяйственные группы и отдельные семьи, которые расходятся в поисках пищи в различных направлениях [517, с. 91-92].

Внутриобщинная концентрация и дисперсия, характерные для охотничье-собирательских обществ различных географических зон, у бушменов Калахари в особых географических условиях сопровождается концентрацией и дисперсией самих общин. Аналогичные формы социальной адаптации к экологической среде свойственны бушменам и другим охотникам и собирателям как в доконтактный, так и в послеконтактный период [390, с. 360-361]. Например, в зимнее сухое время бушмены кунг собираются группами порой в 150-200 человек у одного или нескольких постоянных водоемов. В это время проводятся обряды инициации, сопровождаемые активным обменом, причем обмениваемые материальные ценности, как и у австралийцев, иногда попадают за сотни километров от места своего изготовления. Экологически обусловленные периоды концентрации - это время интенсивной общественной жизни, когда сходятся люди разных общин, время коллективных обрядов, межобщинного обмена и иных форм общения [387, с. 343-350; 390, с. 364-368]. И у бушменов, и у эскимосов социальный и природный циклы теснейшим образом связаны. Меняющиеся экологические условия, а также учащающиеся конфликты между людьми из разных общин заставляют их со временем разойтись.

Бушмены гви, населяющие центральную, наиболее труднодоступную область Калахари, состоят из двух этнографических групп - гвикве и ганакве. Их изоляция продолжалась до конца XIX в., а некоторые группы не имели контактов с европейцами до 50-х годов XX в., вследствие чего они не испытали воздействия банту и европейцев. Никаких преданий о том, что гви когда-то пришли в Калахари из других мест, у них не существует, и сами они считают, что их предки населяли пустыню с тех пор, как были созданы первые люди [526; 525, с. 274]. Типичные охотники и собиратели пустыни, гви, подобно аборигенам Австралии, хорошо приспособлены к жизни в трудных природных условиях. В сухой сезон им удается добывать из растений до 90 % потребляемой питьевой воды, они знают по меньшей мере 70 видов съедобных растений, охотятся на 30 видов животных, употребляют в пищу несколько видов пресмыкающихся и насекомых. Круглый год гви приходится кочевать по пустыне в поисках пищи.

В общинах гви господствуют равенство, дух коллективизма и сотрудничества, характерные, впрочем, для всех бушменов. Размеры групп - от одной простой семьи до двадцати семей. Эти колебания находятся в зависимости от количества и распределения пищевых ресурсов. Общины как более стабильные коллективы насчитывают от 20 до 85 человек, в среднем 27 человек. Границы общинных территорий нечетки и порой теряются в пустыне, подобно границам территорий аборигенов австралийских пустынь. У гви, как и у других бушменов, родовая организация отсутствует [559, с. 295-296; 557, с. 1-26]. Радиус осваиваемой территории - 10-15 км. Жизнь общины циклична: концентрация в период дождей сменяется дисперсией в сухой период. С наступлением сезона дождей (в ноябре) и до середины зимы (в июле) каждая община кочует как единое целое по своей территории. Она передвигается от одной стоянки к другой по мере истощения ресурсов вокруг них. В периоды продолжительных засух община разбивается на группы до двадцати человек в каждой; поздней зимой и ранней весной, когда из-за неблагоприятных природных условий естественные ресурсы территории обычно значительно сокращаются, община распадается на еще более мелкие группы (простые или сложные семьи), минимум пять человек в каждой. При этом группы договариваются между собой о том, в какую местность на территории общины каждая из них пойдет. Изолированные друг от друга, они остаются там до тех пор, пока количество пищи не увеличится настолько, чтобы община могла снова воссоединиться. В некоторых случаях община в полном составе может временно уйти на территорию соседней общины (с ее согласия) для возобновления дружественных и родственных контактов. Это происходит и тогда, когда на земле одной общины ощущается острый недостаток воды и пищи, а другая этого недостатка не испытывает.

Таким образом, община гви, подобно общинам остальных бушменов, существует либо как единый коллектив, либо как совокупность хозяйственных групп, осваивающих природные ресурсы в разных частях общинной территории [525, с. 296-297]. Такой гибкий характер освоения территории и ее ресурсов, свойственный и многим другим охотникам и собирателям, является одной из традиционных форм социальной адаптации к экологическим условиям. Динамика освоения территории производственными коллективами, меняющими свою численность в разное время года в зависимости от наличия тех или иных природных ресурсов, прослежена Дж. 3ильбербауером [525, с. 296-301].

Если кунг благодаря достаточному количеству воды и пищи, особенно орехов монгонго, живут в сухое время года большими коллективами, то гви в этот период рассеиваются мелкими группами - ведь у них нет ни постоянных водоемов, ни надежных источников продовольствия. Их сезонные миграции связаны с более трудным добыванием пищи. Так природные факторы обусловливают различия в характере социальной адаптации двух родственных охотничье-собирательских обществ.

Общины у гви, как и у кунг, состоят преимущественно из кровных родственников и свойственников, а принадлежность к общине передается по отцовской или материнской линии. Общины преимущественно экзогамны, браки до рождения первого ребенка уксорилокальны, после - либо уксорилокальны, либо вирилокальны. Ближайшие общины связаны между собой отношениями кровного родства и свойства. Солидарность и взаимопомощь, лежащие в основе общественной жизни охотников и собирателей, характеризуют не только жизнь бушменской общины, но и отношения между соседними общинами. Они помогают друг другу при недостатке пищи, оказывают взаимную поддержку в любых других неблагоприятных ситуациях [525, с. 302-304]. При этом отношения взаимопомощи реализуются по формальным каналам родства и свойства.

Особенно бедна природными ресурсами область расселения бушменов ко, живущих на юге Калахари. Согласно X. Хейнцу, в период дисперсии каждая семья осваивает собственный участок на общинной территории. Такое явление, проистекающее из периодической хозяйственной самостоятельности семьи у охотников и собирателей, как связь семьи с определенным участником общинной территории, свойственно австралийцам и некоторым другим народам. Вместе с тем соседние общины ко, обычно три или четыре, составляют более крупные территориальные общности - объединения общин [328, с. 404-416; 327, с. 465-480]. У ко три уровня территориальной организации - семья, община и объединение общин, а у большинства остальных бушменов - один, общинный. Родственные связи служат и здесь той основой, на которой формируются межобщинные объединения. Последние постепенно становятся замкнутыми эндогамными общностями, а их границы - диалектными границами, что делает эти объединения этнически однородными и увеличивает социальную и языковую разобщенность внутри всей этнической группы. Члены одной общины могут охотиться на территории другой общины, входящей в то же объединение, с ее разрешения. Осенью, накануне сухого сезона, общины одного объединения собираются вместе для проведения обряда посвящения мальчиков. У ко членами обшины становятся, как и у других бушменов, преимущественно по рождению или по браку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.