Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На доске записаны слова




Этап. Мотивация.

Шаповалова Т.И.

Урок познание мира

в 4 «Д» классе

Форма урока: групповая.

Тема: Что такое полезные ископаемые.

Задачи:

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на 4 группы.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой. - Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах. Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу! - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”.

Фронтальная работа. - Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” ?(дети записывают у себя в тетради, что такое полезные ископаемые, обсуждают в паре, в группе, и приходят к одному выводу и озвучивают его.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).

Учитель: Ребята мы узнали, что такое полезные ископаемые. Давайте выясним, что бы вы хотели узнать по данной теме?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?).

железо мел медь ртуть
алмазы геолог нефть каменный
золото олово песок уголь

Учитель: Все ли слова вам знакомы?
Дети: Да.
Учитель: Какое слово вы считаете лишним и почему?
Дети: Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые. Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. Учитель: Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?
Дети: Да, можно распределить на металлы и неметаллы.
В результате работы на доске получается такая таблица (табл. №2): железо песок
золото мел
олово алмазы
медь нефть
ртуть каменный уголь Учитель: Какие металлы вы еще знаете?
Дети: Алюминий, свинец, цинк, серебро. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека.

III. Практическая работа учащихся. На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания: Каменный уголь. Исследовать по плану (слайд11). План изучения свойств каменного угля. 1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Растворим ли в воде?

3. Проведите ногтем по породе.

· Если остался след – то порода мягкая;

· Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

· Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства. 5. Где используют и на основании какого свойства?

6. Как обозначается на карте?

7. Добывают ли это полезное ископаемое у нас в Республике? Где?

I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

обозначается:

месторождения: Учитель: Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите растворим ли в воде?

3. Определить твердость гранита.

4. Где используется это полезное ископаемое?

5. Есть ли оно в нашей республике, если есть, знаешь ли ты где? (Дети пользуются атласом Казахстана). Жамбылская область.

6. Как обозначается на карте?

II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

обозначается:

в Казахстане:

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

План изучения свойств глины:

1. Рассмотрите образец глины. Определить её цвет.

2. Опустите кусочек в воду. Растворим ли в воде?

3. Определите прочность глины.

4. Где используют и на основании какого свойства?

5. Как обозначается на карте?

6. Добывают ли это полезное ископаемое у нас в Республике? Где?

3 гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое, в Казахстане тоже есть.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.