Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритмы решения заданий части В




Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится.

 

Задание А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, пунктуацию на стыке союзов (между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом).

Для выполнения задания используйте алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти части связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

· если однородные члены, то перед ним запятая не ставится;

· если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится.

5. Установите, есть ли в предложении стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов то, так, но:

· если у второго союза нет продолжения, запятая на стыке союзов ставится. Например: [ ], (что, (если…),…).;

· если у второго союза есть продолжение, запятая на стыке союзов не ставится. Например: [ ], (что (если…), то …).

6. Расставьте запятые.

 

Задание А27. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Помните! Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Для выполнения задания ученик должен провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Ученик должен уметь адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, пользоваться приёмами сжатия текста.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

6. Выберите правильный вариант ответа.

Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны:

· Какое название отражает основную проблему текста?

· Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?

· В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?

· Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении…?

· К какому выводу пришёл автор текста?

· Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание.

· Какое из данных высказываний не отражает содержание текста?

Ученик должен знать тему «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста».

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст.

2. Найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания.

3. Выберите правильный ответ.

Помните, что в одном из четырёх вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только её найти.

 

Задание А29. Прочитайте текст. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Ученик должен знать отличительные особенности каждого из типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:

· если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;

· если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;

· если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.

3. Помните о том, что

· описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер);

· повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей);

· рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.

4. Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.

 

Задание А30. Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором используется указанная лексическая единица. Определить лексическое значение указанного слова в данном контексте.

Ученик должен знать, что такое синонимы, антонимы, контекстные синонимы и антонимы, фразеологизмы; уметь определять лексическое значение слова.

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо

· вспомнить определение данной лексической единицы;

· прочитать указанные в выборке ответов предложения;

· определить, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица;

· выбрать правильный ответ.

2. Если в задании требуется определить лексическое значение того или иного слова в указанном предложении, необходимо

· внимательно прочитать предложение;

· включить каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

· вслушаться в новое звучание и значение предложения;

· определить, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности: а) если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен; б) если смысл предложения изменился – ответ не верен.

 

 

Задание В1. Укажите способ образования слова … в предложении…. (Из указанных предложений выпишите слово, образованное … способом.)

Ученик должен знать основные способы образования слов; группы слов, которые образуются тем или иным способом.

Алгоритм выполнения этого задания:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

2. Вы определили, что это имя существительное:

· если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идёт окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, споры, в переходах, при перелёте);

· если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на –ние, - ие, то оно образовано суффиксальным способом(например, углубление, предчувствие);

· если это существительное с приставками под, без, за, по, при и последними буквами в слове ье, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, Подмосковье, бездорожье, побережье, Приуралье);

· если это существительное, которое оканчивается на – ость, то оно образовано суффиксальным способом (например, беспомощность);

· если имя существительное имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, непонимание).

3. Вы определили, что это имя прилагательное:

· если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, безжалостный, беспомощный);

· если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, нательный, прибрежный);

· если имя прилагательное имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, неблагополучный).

4. Вы определили, что это глагол:

· если в глаголе есть приставка и её можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (например, прислал, проспал);

· если в глаголе есть приставка и суффикс –ся и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса –ся получается не существующее в языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, выспаться, разбежаться).

5. Вы определили, что это причастие:

· если нет приставки не, причастие образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нём другой приставки (например, прилетевший,прочитанный);

· если в причастии есть приставка не, то оно образовано приставочным способом (например, непрочитанная книга).

6. Вы определили, что это деепричастие. Деепричастия образуются только суффиксальным способом.

7. Вы определили, что это наречие:

· если наречие оканчивается на – о (-е), то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, беззвучно, громко);

· если наречие имеет приставку не, то оно образовано приставочным способом (например, немного, недолго);

· если наречие не оканчивается на – о (-е), то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, во-первых, вскоре, смолоду).

 

Задание В2. Из предложений … текста выпишите частицы (или слова другой указанной части речи).

Обратите внимание, что это задание требует тех же знаний, что и задание А10.

Для выполнения этого задания рекомендуется повторить все части речи, обратив особое внимание на прилагательные, причастия, местоимения, наречия, союзы, частицы.

 

Задание В3. Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

Ученик должен знать типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Помните! Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной, поэтому грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

Алгоритм выполнения задания:

1. При определении нужного словосочетания посмотрите, как связаны между собой слова:

· если оба слова изменяются – согласование;

· если главное слово требует от зависимого определённую падежную форму – управление;

· если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания зависимого слова и относящегося к нему предлога, - примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова:

· если зависимым словом является прилагательное, причастие, порядковоечислительное, местоимение (по форме сходное с прилагательным) – это согласование;

· если зависимым словом является существительное или местоимение, употребляемое вместо существительного, - это управление;

· если зависимым словом является наречие, деепричастие, неопределённая формаглагола, простая форма сравнительной степени прилагательного – это примыкание.

 

Задание В4. Среди предложений … найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение.

Ученик должен знать виды односоставных предложений; уметь находить грамматическую основу предложения, определять вид предложения по наличию главных членов: двусоставное и односоставное, разграничивать разные типы односоставных предложений.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматическую основу в предложении и убедитесь в том, что перед вами односоставное предложение.

2. Посмотрите, чем выражен главный член в предложении.

3. Если грамматическая основа состоит только из подлежащего и в предложении нет нидополнения, ни обстоятельства, перед вами назывное предложение.

4. Если главным членом предложения является сказуемое, воспользуйтесь приёмом подстановки: определите, какое личное местоимение подходит по смыслу к этому сказуемому в качестве подлежащего:

· можно подставить одно из личных местоимений я, ты, мы, вы – перед вами определённо-личное предложение;

· можно подставить личное местоимение они к сказуемому в форме глагола настоящего (будущего) времени 3-го лица множественного числа или множественного числа прошедшего времени – перед вами неопределённо-личное предложение;

· к сказуемому нельзя подставить по смыслу никакое подлежащее – перед вами безличное предложение.

5. Помните! Определённо-личные и неопределённо-личные по форме предложения могут быть обобщённо-личными по содержанию, если они являются пословицами, поговорками, афоризмами, предложениями с обобщённым смыслом.

 

Задание В5. Найдите предложения, в которых есть обособленные определения (приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения).

Ученик должен знать условия обособления; уметь находить обособленные члены в тексте.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания.

2. Помните о том, что

· обособленные определения отвечают на вопрос какой? и выражаются причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами;

· обособленные приложения отвечают на вопросы кто именно такой? что именнотакое?, выражаются одиночным именем существительным или именем существительным с зависимым словом, поясняют другое существительное или личное местоимение;

· обособленные обстоятельства отвечают на вопросы как? когда? почему? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Помните, что к деепричастию можно задать вопрос что делая? или что сделав? Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на.

· Обособленные дополнения выражаются а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»; б) имена существительные и местоимения с предлогами вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх;

· Уточняющие обособленные обстоятельства отвечают на вопросы где именно?когда именно? откуда именно? как именно? и конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

3. Выберите правильный ответ.

 

Задание В6. Найдите сложноподчинённое предложение определённого значения, определите вид соподчинения придаточных (последовательное, параллельное, однородное).

Ученик должен знать, что сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной части. Союз или союзное слово находится в придаточной части. От главного предложения к придаточному задаётся вопрос. Именно по вопросу определяется вид придаточного предложения. Говорить о соподчинении придаточных можно только при наличии двух или более придаточных.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Установите границы главного и придаточного предложений.

3. Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного. Если в главной части есть указательное слово, то оно может помочь определить вид придаточного предложения.

4. При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

5. При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду.

6. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению.

 

Задание В7. Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи …. Напишите номер этого предложения.

Ученик должен знать, что смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи лексических, морфологических и синтаксических средств связи предложений в тексте.

Лексические средства связи, востребованные в задании В7:

· лексические повторы (повторы слов и словосочетаний);

· синонимы и синонимические замены;

· контекстные синонимы;

· антонимы (в том числе и контекстные).

Морфологические средства связи:

· союзы;

· личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений;

· наречия;

· степени сравнения прилагательных и наречий.

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

· синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений);

· парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения);

· неполные предложения;

· вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

Алгоритм выполнения задания:

1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.

2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.

3. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

 

Задание В8. Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Ученик должен знать основные изобразительно-выразительные средства русского языка.

1. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:

· эпитет – образное определение (Сквозь волнистые туманы пробирается луна… /А.С. Пушкин/);

· олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям (Спит земля в сиянье голубом /М.Ю. Лермонтов/);

· сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит /Н.А. Некрасов/);

· метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (Горит костёр рябины красной /С.А. Есенин/);

· метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь (Все флаги в гости будут к нам /А.С. Пушкин/);

· синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны /А.С. Пушкин/);

· гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета (В сто тысяч солнц закат пылал /В.В. Маяковский/);

· литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка /А.С. Грибоедов/);

· ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /И.А. Крылов/);

· перифраза замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев /);

2. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность:

· антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь! /Н.А. Некрасов/);

· инверсия – обратный порядок слов (Белеет парус одинокий /М.Ю. Лермонтов/);

· градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального) (Светились, горели, сияли огромные голубые глаза);

· оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу (Мёртвые души, живой труп, грустная радость);

· парцелляция – намеренное нарушение границ предложения (Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.);

· анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера /К. Симонов/);

· эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? /Н.В. Гоголь/);

· риторический вопрос – вопрос, который ставится для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению (Быть иль не быть? /Шекспир/);

· риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым предметам (Люди мира, берегите мир!);

· эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм (Мы сёла – в пепел, грады – в прах /В.А. Жуковский/);

· лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания (Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака).

· вопросно - ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы (Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.);

· синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения (Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. /М.Ю. Лермонтов/);

· однородные члены предложения.

3. Звукопись – игра звуками для усиления выразительности:

· ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков (Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. /Н. Некрасов/);

· аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков (Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. /И. Северянин/).

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2. Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3. Прочитайте текст рецензии ещё раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нём.

4. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте.

 

Рекомендации по подготовке к выполнению задания части С.

 

Ученик должен проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из затронутых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Для правильного выполнения задания ученик должен знать критерии оценивания части С.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.