Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деистическое направление




Философия французского просвещения XVIII в.

Французскую философию XVIII в. принято называть Философией Просвещения. Её представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789- 1794гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое (мыслители этого направления отвергали идею личного Бога, отрицали отождествление Бога и природы; видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, какое - либо его влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения): Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

- атеистически - материалистическое (его представители отвергали суму идею существования Бога в любых формах; объясняли происхождение мира и человека с материалистических познаний и естественно поучительных знаний; в вопросах познания предпочитали эмпиризм): Мелье, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.

- утопически - социалистическое (основной интерес социалисты - утописты сосредоточили на проблеме разработки и построении идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости; полностью отрицали существующий строй; выступали за воспитание «нового человека» («идеального человека»); за построение отношений между людьми, основанных на бескорыстии и гармонии; не учитывали реалий окружающего мира; игнорировали природу человека): Мабли, Морелли, Бабёф, Оуэн, Сен-Симон

Вольтер (Аруэ) Франсуа (1694 – 1778)- философ, публицист, писатель, один из основоположников французского Просвещения, который:

- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден что никакая теория и практика не смажет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие;

- видел необходимость в признании существования Бога с морально – этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважению его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем («просвещенный абсолютизм»), вел переписку с рядом «пресвященных» монархов (в том числе и Екатериной II);

Современником и, во многом, единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) - философ, писатель, юрист, ученный, который:

- выступал с позицией деизма;

- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство, католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавлении человеческой инициативы;

- считается, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

- считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявили свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественногодоговора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг с другом и возникновение публичной власти;

- выдвинул идею «разделениявластей» - в целях более эффективного функционирования государства и предотвращение деспотизма – на три ветви (законодательною, исполнительную, судебную);

- выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества. Мыслителем были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:

- идея приоритета закона;

- идея разделения властей.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально – политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Основные положение философии Руссо:

- видел в Боге мировую волю и мировой разум;

- считая, что материя несотворима и существует всегда;

- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

- выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

- был сторонником эмпирического (опытного) познания;

- считал причиной социальных противоречий частную собственность;

- обосновал правонароданавосстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению).

Мыслитель выдвинул оригинальные идеи по совершенствованию общества и государства. Он считал, что в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы. Философ считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

Особой критике философ подвернул институт частной собственности. Руссо принадлежит знаменитое высказывание: «Тот человек, который окопав и огородив участок земли сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем современного общества». Он считал, что общество возникло в результате хитрости и коварства одних и невежества других. Мыслитель был сторонником «Общественногодоговора» (новое общество должно быть построено на основе соглашения всех его членов). Теория Руссо опровергала признаваемый в то время принцип «божественного происхождения» власти и признавала за народом право самому формировать властные институты.

Этьен Кондильяк (1715 – 1780) основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Его основополагающие идеи:

- мир познаваем;

- человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

- окружающий мир является источником всех знаний;

- в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

- самостоятельного познания разумом без чувств не существует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.