Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человечество как субъект истории




История – движение общества во времени, прошлое человеческого общества, ретроспективное признание которого открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполнив свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. История образует наполняющий время смысл. Строя модель исторического процесса, философия истории разрабатывает определенную трактовку исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношение исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории.

Единство человечества так или иначе отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер его развития. У О. Конта развитие общества и его характер определяются тремя стадиями его интеллектуальной эволюции – теологической (религиозной), метафизической (философской) и позитивной (научной). У К. Маркса история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической. У У. Ростоу общество также проходит некоторые «стадии роста», отличающиеся хронологическими рамками и содержанием. А. Библер видел сегодняшний и завтрашний день человечества как «диалог» или «встречу» культур – такое взаимодействие и взаимовлияние народов и культур, при котором заимствуют что-то друг у друга, но при этом все же остаются самими собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. В глобалистской модели при развитии современных культур общечеловеческий компонент постоянно нарастает, что в перспективе приведет к единой культуре человечества.

Человечество выступает в качестве субъекта исторического процесса, которое в ходе удовлетворения своих материальных, социальных и духовных потребностей творит, воспроизводит и развивает мир человеческой культуры, мир человеческого бытия. Человечество не только творится общественно-историческими условиями своего бытия («бытие определяет сознание»), но и творит это бытие («сознание определяет бытие»). Определяющую роль в данных процессах играет предметно-преобразовательный характер человеческой жизнедеятельности. Преобразуя окружающий мир, человечество создает вторую природу, социокультурную реальность, в тоже время изменяется и само человечество, развивается общественное сознание, чувства, воля, мышление, духовный мир человечества. Основными субъектными единицами, из которых складывается человечество, являются различные общества. В любом обществе есть широкие народные массы и элита, выдающиеся личности. Деятельность последних ярко видна, они могут оказывать огромное положительное или отрицательное влияние на ход исторического процесса, однако сам ход истории определяется деятельностью народа и объективными законами исторического развития. Подлинным субъектом истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие.

Человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто несравнимых природных условиях, развивающихся в различной социокультурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несопоставимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде – но при всем и этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое, определяемое не только биологическим единством, но и психофизической организацией, средствами общения, деятельностной природой и социальной сущностью людей. Это нечто зовется человеческим родом, человечеством. Мы можем ощущать единство человечества сквозь толщу времен, связь предков с потомками (единство человечества во времени), а также связь современного человечества (единство человечества в пространстве). Современные технические средства, а также глобальные проблемы делают эту связь еще глубже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.