Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 11. Лексикология 2 страница




16. Пытаются шептать клочки афиш,

пытается кричать железо крыш,

и в трубах петь пытается вода,

и так мычат бессильно провода. (Евт.) _________________________

17. Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. (Евт.) _________________________

 

Задание 16

Определите способы переноса значений:

блюдо (посуда – кушанье), зерно (семя – небольшой предмет – зерно истины), серебро (металл – посуда), яблоко (фрукт – глаз), дом (здание – учреждение – семья), круг (геометрическая фигура – спасательный – друзей), удар (толчок – звук – причина эмоциональной реакции), труд (физический – печатный); англ. paper (бумага – газета), cold (холодный – простуда), record (запись – пластинка)

 

Задание 17

В чем совпадают и чем различаются зоосемические переносы в английском и русском языках?

Качество Английский язык Русский язык
упрямый bulldog (бульдог)  
простак gudgeon (пескарь)  
хитрец fox (лиса)  
неуклюжий bear (медведь)  
обжора pig (свинья)  
кривляка monkey (обезьяна)  
злой serpent (змея)  
злая женщина cat (кошка)  
близорукий mole (крот)  
тщеславный peacock (павлин)  
глупый(ая) pigeon (голубь)  
молодой, наивный puppy (щенок)  

Задание 18

Выделите одним цветом исконно русские, а другим – заимствованные слова.

Багульник, керамика, диамант, закадычный, гладиолус, заковыристый, залихватский, вагон, конопатить, аналой, кокошник, касатка, паштет, картавый, мотылек, мародёр, фазан, резонанс, паясничать, пингвин, пипетка, ошеломить, обаяние, ориентироваться, шеренга, ветчина, волокита.

 

Задание 19

С какими из приведенных в скобках слов сочетаются приведенные паронимы? Сделайте вывод о сочетаемости паронимов.

Голосистый – голосовой (аппарат, певец, соловей, крик, тембр, гармонь, интонация, данные).

Доверительный – доверчивый (улыбка, отношение, человек, взгляд, глаза, душа, жест, разговор, беседа, письмо, тон, интонация).

Дождевой – дождливый (год, месяц, вода, пыль, утро, погода, тучи, облако, капля).

Масленый – масляной (блин, каша, пятно, глаза, голос, выключатель, краска, портрет, лицо, губы).

Самоуправление – самоуправство (демократическое, откровенное, активное, местное, общественное, реальное, преступное, нетерпимое).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 20

Составьте синонимические ряды с каждым из приведенных слов. Выделите стилистически сниженную и стилистически возвышенную лексику.

Сильный – ____________________________________________________________________

жилище – ____________________________________________________________________

толстый – ___________________________________________________________________

мудрый – _____________________________________________________________________ грустить – ___________________________________________________________________

повторять – __________________________________________________________________

думать – _____________________________________________________________________

лицо – ______________________________________________________________________

глупый – ______________________________________________________________________

хорошо – _____________________________________________________________________

умереть – ____________________________________________________________________

ловкий – ______________________________________________________________________

дикий – ______________________________________________________________________

 

Задание 21

Чем отличаются слова (по значению и стилистической принадлежности) в следующих синонимических рядах?

а) Баталия, бой, сражение, битва, сеча, побоище.

б) Подчиняться, повиноваться, покоряться, слушаться.

в)Препятствие, преграда, препона, помеха, тормоз, закавыка.

г) Петь, распевать, напевать, мурлыкать.

д) Обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный.

е) Любовь, влюбленность, страсть, увлечение.

ж)Смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, прыскать.

з) Темнота, тьма, мрак, мгла, потемки, темень, чернота.

 

Задание 22

Найдите и выделите в пословицах и поговорках языковые и контекстуальные антонимы.

Корень учения горек, а плод сладок. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Мягко стелет, да жестко спать. Ученье – свет, а неученье – тьма. Сладкая ложь лучше горькой правды. Сытый голодного не разумеет. Худой мир лучше доброй ссоры. Труд на ноги ставит, а лень валит. Маленькое дело лучше большого безделья. На Руси не все караси – есть и ерши.

 

Задание 23

Найдите в следующих текстах антонимы. Выделите языковые и контекстуальнеые антонимы разным цветом.

1. Дорога в дождь – она не сладость,

дорога в дождь – она беда. (Евт.)

2. Кто мы – фишки или великие?

Гениальность в крови планеты.

Нету «физиков», нету «лириков» -

Лилипуты или поэты! (Возн.)

3. Нужны мне разом

Юг и север,

Восток и запад,

Лес и степь… (Твард.)

4. Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, – я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен. (П.)

5. А сам отправился, дабы вельможу злого,

Столь гнусные дела творящего во тьме,

Пред светом обличить. (П.)

6. Мучительница – во!

Не щадит никого:

Ни деревенского, ни дворового,

Ни хворого, ни здорового,

Ни старого, ни малого,

Ни кривого, ни беспалого,

Ни ленивого, ни проворного,

Ни дерзкого, ни покорного,

Орет: замучаю! (Бедн.)

7. В наших жилах –

кровь,

а не водица.

Мы идем сквозь револьверный лай… (Маяк.)

8. Хулимые, хвалимые,

Ваш голос прост и дик.

Вы – непереводимые

Ни на один язык. (Ахм.)

9. То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует. (Ахм.)

10. Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

…Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Заб.)

Задание 24

Рассмотрите приметы заимствованных из неславянских языков слов и приведите свои примеры

Заимствованная лексика (неславянские языки)

Язык-источник Приметы Примеры
Греческий 1) конечное – ос 2) корни био (жизнь), гео (земля), гелио (солнце), лог (знание), метр (мера), терм (тепло), фон (звук), фот (свет) и др.  
Латинский 1) конечные –ент, -тор, -ум, -ур, -ус, -ция   2) корни авиа, лингв, ауди, гуман, циркул  
Тюркские 1) сингармонизм гласных, т.е. сочетание гласных а-ы, у-о, у-у, а-а и т.п. 2) конечные –лык, -ча  
Угро-финские топонимы на –ога, -ега, -юга; -хта, -гда, -ма  
Немецкий 1) начальное сочетание шт, шп 2) конечное -мейстер  
Французский 1)конечные ударные –е, (-э), , в неизменяемых словах 2) конечное –ёр 3) конечное –аж/-яж 4) конечное -анс 5) сочетания –уа-, -уэ-  
Итальянский конечные безударные –е, -ио, при неизменяемости слова  
Английский 1) буквосочетание -дж 2) буквосочетание –инг 3) конечное -ер    

Задание 25

Спишите слова, группируя их в зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Англ. Франц. Нем.
     

 

Шезлонг, шейпинг, семафор, шлагбаум, эпопея, лосьон, консалтинг, блокбастер, борсетка, капельдинер, дюбель, гастарбайтер, гастроли, гауптвахта, брандмейстер, браслет, бретелька, интервал, кокетка, бомонд, бобслей, шансонье, рикошет, риелтор, рекламация, рекреация, Интернет, имидж.

 

Задание 26

Определите, к активному или пассивному словарю относятся следующие слова. Охарактеризуйте слова, относящиеся к пассивному словарю (устаревшие слова, неологизмы, специальная лексика).

Дискотека, целинник, макияж, велеречивый, флорист, ранец, видеомагнитофон, политбюро, спонсор, мэр, плейер, инфляция, купец, литавры, орфоэпия, мимикрия, стереофония, предприниматель, лицей, коммуна, стройотряд, брифинг, джинсы, информатика, верлибр, менеджер, блюминг, перестройка, милосердие, президент, компьютер, сериал, жерло.

 

Задание 27

К следующим архаизмам подберите современные синонимы. Определите тип архаизмов.

Выя – ___________, чело – ___________, глаголить – ___________, паки – ___________, зело – ___________, уста – ___________, старец – ___________, вояж – ___________, чужестранец – ___________, рачительный – ___________, тщетный – ___________, сей – ___________, особливо – ___________, ответствовать – ___________, токмо – ___________, нощь – ___________, глагол – ___________, оне – ___________, златой – ___________, нервический – ___________, рыбарь – ___________, нумер – ___________, аглицкий – ___________, млеко – ___________, содейство – ___________, зала – ___________, санатория – ___________, немец – ___________, гость – ___________, язык – ___________, отомщение – ___________, судилище – ___________, чаять – ___________, лобзание – ___________, опричь – ___________, противу – ___________, подле – ___________, днесь – ___________, доколе – ___________, отселе – ___________, аще – ___________, аки – ___________, яко – ___________, понеже – ___________, стезя – ___________, лицедействовать – ___________, ужель – ___________, велеречивый – ___________,.

 

Задание 28

Найдите индивидуально-авторские неологизмы и определите, как они образованы.

1. Здесь плечо шоколадят лучи.

Здесь лучи и ручьи – все врачи! (М.Львов)

2. Отшельничаю, берложу,

отлеживаюсь в березах,

лужаечный, можжевельничий,

отшельничаю …(Возн.)

3. Я мечтаю, что когда-нибудь смогу

Не построчно получать, а посердечно:

Хоть одно людское сердце – за строку. (Рожд.)

4. Вы себе представляете

парижских женщин

с шеей разжемчуженной,

разбриллиантенной рукой…( Маяк.)

5. Но в быту

походкой рачьей

пятятся многие

к жизни фрачьей. (Маяк.)

6. Тифлисцев

узнаешь и метров зá сто:

гуляют часами жаркими,

В моднейших шляпах,

в ботинках носастых,

этакими парижáками. (Маяк.)

 

Задание 29

Определите, на каких лексических явлениях построена игра слов в следующих примерах, охарактеризуйте их.

1. Каков ни есть, а хочет есть. (Посл.)

2. Трамвай представлял собой поле брани. (Кротк.)

3. Фунт сахара и фунт стерлингов. (Из газ.)

4. За всех расплачýсь, за всех расплáчусь. (Маяк.)

5. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит. (П.)

6. Я приехал в Москву, плáчу и плачý. (Вяз.)

7. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Пр.)

8. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. (Кр.)

9. Дай мне о гóре спеть, о моей горé. (Цв.)

10. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. (Марш.)

 

Задание 30

Замените следующие фразеологизмы словами-синонимами.

Втирать очки – ___________, выводить на чистую воду – ___________, колоть глаза – ___________, повесить нос – ___________, зарубить на носу – ___________, плевать в потолок – ___________, обвести вокруг пальца – ___________, держать нос по ветру – ___________, задеть за живое – ___________, камень преткновения – ___________, кануть в лету – ___________, медвежий угол – ___________, мутить воду – ___________, не находить себе места – ___________, клевать носом – ___________, в костюме Адама – ___________, обвести вокруг пальца – ___________.

 

Задание 31

Дополните в данных фразеологизмах недостающие слова и объясните их значение

Альфа _______________________________________________________________

двуликий_______________________________________________________________

кануть в_______________________________________________________________

авгиевы_______________________________________________________________

буриданов_______________________________________________________________

пиррова_______________________________________________________________

ахиллесова_______________________________________________________________

троянский_______________________________________________________________

ариаднина_______________________________________________________________

питаться акридами____________________________________________________________

валаамская _______________________________________________________________

колосс на _______________________________________________________________

колумбово _______________________________________________________________

между Сциллой _______________________________________________________________

гомерический _______________________________________________________________

вавилонское _______________________________________________________________

морковкино _______________________________________________________________

гордиев _______________________________________________________________

прокрустово _______________________________________________________________

дамоклов _______________________________________________________________

________ данайцев_____________________________________________________________

_____ Соломона_______________________________________________________________

Герострата _______________________________________________________________

Валтасаров _______________________________________________________________

Вальпургиева _______________________________________________________________

Демьянова _______________________________________________________________

Маланьина _______________________________________________________________

 

Задание 32

Найдите в русском языке эквиваленты английских пословиц:

1) When pigs can fly (когда свинья сможет летать) –

____________________________________________________________________________

2) A man can die but once (человек может умереть лишь один раз) –

____________________________________________________________________________

3) A cat in gloves catches no mice (кот в перчатках мышей не поймает) –

____________________________________________________________________________

 

4) East or West, home is best (восток ли, запад ли, а дома лучше всего) –

____________________________________________________________________________

 

5) Half a loaf is better than no bread (лучше полбуханки, чем ничего) –

____________________________________________________________________________

6) A bad compromise is better than a good lawsuit (Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба) –

____________________________________________________________________________

7) A bargain is a bargain (Сделка есть сделка) –

____________________________________________________________________________

8) A bird in the hand is worth two in the bush (Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах) – __________________________________________________________________________

9) A leopard cannot change its spots (Леопард не может сменить свои пятна) –

____________________________________________________________________________

10) A curst cow has short horns (У проклятой коровы рога коротки) –

____________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.