Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военные суды. Действуют на основании ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 20.05.1999




Действуют на основании ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 20.05.1999.

В соответствии со ст. 22 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу – по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах РФ военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, уволенные с военной службы, прошедшие военные сборы при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

Содержание понятий «военная служба» и «военнослужащий» определено в ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27. 05.1998 г. №76-ФЗ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также в создаваемых в военное время специальных формированиях.

В систему военных судов включены гарнизонные военные суды (нижнее звено) и окружные (флотские) военные суды (суды второго звена), военная коллегия Верховного Суда РФ.

Компетенция военных судов различается в зависимости от родового (предметного) признака подсудности.

Гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК РФ).

Они же рассматривают гражданские дела в соответствии с подсудностью.

Компетенция окружного (флотского) военного суда аналогична компетенции суда общей юрисдикции второго звена (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (ч. 6 ст. 31 УПК РФ).

Вышестоящей инстанцией по отношению к окружному (флотскому) военному суду является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях, в которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство. Она также рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления в порядке надзора на судебные решения тех же судов, вступивших в законную силу.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Как суд первой инстанции военная коллегия рассматривает дела в следующих составах: коллегия из трех профессиональных судей, коллегия из профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. Как суд кассационной и надзорной инстанций военная коллегия действует в составе трех профессиональных судей.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации,

иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 УПК РФ).

Двусторонние международные соглашения могут регулировать вопросы, связанные с нахождением российских воинских формирований за границей.

Военные судьи по статусу равны прочим судьям, но состоят на воинской службе и являются военнослужащими.

5.1. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

Арбтражные суды России — это сравнительно новая система судов, существующая чуть более 10 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суд, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды — это федеральные суды, они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов, входящих в российскую судебную систему; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ).

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими (ст. 1 АПК). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти правила разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из указанных отношений, а именно:

между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Новый АПК более четко разграничил подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Если раньше арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали споры, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью — в зависимости от того, кто обращается с иском: если гражданин, то рассматривает суд общей юрисдикции, а если гражданин-предприниматель или юридическое лицо, то в этом случае спор разрешается арбитражным судом. Поскольку все эти споры являются спорами экономическими, связанными с предпринимательской деятельностью, по новому АПК они переданы именно в арбитражные суды. Аналогичным образом решаются вопросы и в отношении подведомственности дел по спорам с иностранными предпринимателями. Раньше иностранный предприниматель обладал возможностью выбора — он мог обратиться, когда он судился с российским предпринимателем, или в суд общей юрисдикции, или в арбитражный суд, что создавало определенные сложности, коллизии. Сейчас эти споры также разрешаются арбитражными судами.

Чаще всего арбитражные суды разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите деловой репутации и др. — экономические (имущественные) споры; споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрацией граждан — индивидуальных предпринимателей, дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и др., — это споры в сфере управления; об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

АПК дополнил подведомственность экономических споров арбитражных судов в части оспаривания нормативных и ненормативных актов, возникающих из административных и иных публичных отношений. Общее правило обжалования нормативных правовых актов заключается в том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ст. 29 АПК, п. 3 ст. 22 ГПК, ст. 245 ГПК). Оспаривание указанных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допустимо арбитражным судом, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. Например, об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК), об оспаривании юридическими лицами нормативных постановлений ФКЦБ России (ст. 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», об оспаривании актов, связанных с регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию (ст. 7-1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» (см. подробнее Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09 декабря 2002 года №11).

Что же касается ненормативных актов, то в данном случае критерием для разграничения подведомственности является то, чьи права и законные интересы затрагиваются указанным актом (т.е. используется субъектный критерий, например, п. 2 ч. 2 ст. 29, ст. 197 АПК). Некоторыми федеральными законами прямо предусматривается возможность обжалования ненормативного акта (действия, решения) в арбитражный суд. Так, ч. 1 ст. 46 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. предусматривает обжалование в арбитражный суд решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10 января 2003 г.) и др.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления - арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

5.2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Арбитражные суды субъектов РФ — основное звено арбитражных судов. Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражные суды субъектов РФ считаются судами основного звена. Именно в этих судах в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражными судами. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации» на территориях нескольких субъектов РФ может действовать один арбитражный суд, и, наоборот, на территории одного субъекта РФ могут быть образованы несколько арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта РФ состоит из судей, которые назначаются на должность Президентом РФ. На них полностью распространяется действие Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

Институт арбитражных заседателей регламентируется Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» и ст. 19 АПК.

С их участием не могут рассматриваться следующие категории дел:

относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда;

об оспаривании нормативных правовых актов;

о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

возникающие из административных и иных публичных правоотношений и дела особого производства.

Таким образом, с участие арбитражных заседателей могут рассматриваться только споры, возникающие из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции подведомственных им дел, не по инициативе судьи, а по ходатайству какой-либо стороны в порядке, установленном ст. 17, 19 АПК. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству может только разъяснить сторонам право заявить такое ходатайство.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей должен формироваться в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

Следует отметить, что списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями, потом они представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Полномочия арбитражного суда субъекта РФ. В соответствии c действующим законодательством арбитражный суд субъекта РФ:

рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов РФ (ст. 2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в ред. от 4 июля 2003 г.)2;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

изучает и обобщает судебную практику;

анализирует арбитражную судебную статистику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъектов РФ судьей единолично. Лишь по ходатайству участников разбирательства при рассмотрении конкретных дел привлекаются арбитражные заседатели (на указанных выше условиях). Тогда образуется состав суда — один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. Однако отдельные категории дел рассматриваются коллегиально: дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, об оспаривании нормативных правовых актов, дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом, дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на рассмотрение в коллегиальном составе суда. В состав суда в этих случаях должно входить трое или иное нечетное число судей.

Арбитражный суд субъекта РФ действует в составе президиума, могут образовываться две судебные коллегии (по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений). Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. Где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы (в них должно входить, как правило, не менее пяти судей).

Судебные коллегии утверждаются президиумом суда по предложению председателя суда. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, кроме дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ.

Они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов, имеют другие полномочия, предусмотренные законом и регламентом арбитражных судов.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ. Он действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает вопросы судебной практики, вопросы организации работы суда. В отличие от областного суда общей юрисдикции президиум арбитражного суда субъекта РФ не рассматривает конкретных дел. Его заседания созываются председателем суда по мере необходимости.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или к месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных судов субъектов РФ могут быть образованы судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Пос тоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия (п. 21, З1 ст. 52 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» в ред. от 4 июля 2003 г.).

Организация деятельности арбитражного суда основного звена возлагается на его председателя и его заместителей.

Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. Кроме того, он распределяет обязанности между заместителями председателя; формирует судебные составы; созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его собраниях и вносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от нее работников аппарата суда, представляет арбитражный суд в отношениях с государственными и общественными органами.

Текущая работа в суде проводится по утвержденным его председателем планам.

Заместители председателя арбитражного суда субъекта РФ возглавляют судебные коллегии и организуют их работу, осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата арбитражного суда.

5.3. Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» поэтапно, начиная с 1 января 2004 г. и до 1 января 2006 г. (фактически этот срок не был соблюден на практике), начнут действовать 20 арбитражных апелляционных судов (по два в каждом из 10 судебных округов страны).

Арбитражный апелляционный суд считается образованным с момента назначения не менее трех судей этого суда. Решение о начале деятельности соответствующего арбитражного апелляционного суда принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ и официально извещает об этом.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе.

президиума арбитражного апелляционного суда;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категории дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда. Высший Арбитражный Суд РФ официально извещает о месте постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным разделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Арбитражный апелляционный суд наделен следующими полномочиями:

проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует арбитражную судебную статистику.

Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судебными полномочиями президиум законом не наделен. Он:

утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

рассматривает другие вопросы организации работы суда;

рассматривает вопросы судебной практики.

Заседания президиума созываются его председателем по мере необходимости.

В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, в состав суда входит нечетное количество судей (трое).
Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда утверждаются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Возглавляют судебные коллегии их председатели - заместители председателя суда.
Судебные коллегии проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществляют полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В апелляционной инстанции дело рассматривается по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам повторно по существу. Поводом к рассмотрению является апелляционная жалоба лица, участвующего в деле.

Рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд вправе 1) оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) отменить решение полностью или в части и принять новое решение; 3) изменить решение; 4) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части (ст. 269 АПК)1,

Судебные составы арбитражного апелляционного суда образуются (формируются) председателем этого суда из числа судей входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда.

Председатель арбитражного апелляционного суда выполняет процессуальные полномочия, предоставленные ему АПК как судье. Кроме того, он:

организует работу арбитражного апелляционного суда;

распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;

формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;

созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях;

осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает о должности работников аппарата суда;

представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными,

общественными и иными органами;

выполняет другие полномочия, предоставленные ему законом.

В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя — один из заместителей председателя.

5.4. Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Порядок образования. Федеральные арбитражные суды округов являются третьим звеном системы арбитражных судов. Они были образованы в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации», в ст. 24 которого дан перечень федеральных арбитражных судов 10 округов, каждый из которых действует на территории нескольких субъектов РФ.
Так, федеральный арбитражный суд Московского округа действует на территориях Москвы и Московской области, а аналогичные суды Волго-Вятского и Центрального округов распространили свою юрисдикцию на 10 и 11 субъектов РФ соответственно.

Состав судебных округов может быть изменен только федеральным законом.

Решение о месте нахождения судов каждого из округов принимается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению его председателя, согласованному с администрацией субъекта РФ. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 3 июля 1995 г. № 26 «Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов» уставлено, например, что суд Центрального округа находится в Москве, Волго-Вятского округа — в г. Нижнем Новгороде, Северо-Кавказского — в г. Краснодаре и т. д. Судьи арбитражных судов этого звена назначаются Президентом РФ без ограничения срока их полномочий. Дела в окружных судах рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Главная задача федеральных арбитражных судов округов – проверка законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Полномочия федеральных арбитражных судов округов.

Федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, и судебных актов, принятых арбитражными апелляционными судами;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Состав федерального арбитражного суда округа. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума суда и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Их создание на рассматриваемом уровне обязательно.

Судебные коллегии создаются из числа судей этого звена и утверждаются президиумом данного суда по представлению председателя суда. Они возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя федерального арбитражного суда округа.

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут образовываться судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет — председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу (в судах общей юрисдикции кассационная инстанция рассматривает не вступившие в законную силу акты судов).

По результатам рассмотрения дела в порядке кассации федеральный арбитражный суд округа выносит одно из следующих постановлений:

об оставлении решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;

об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;

об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;

об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;

об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ст. 287 АПК).

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, имеют другие полномочия.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя данного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи федерального арбитражного суда, входящие в состав его президиума, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда округа. Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной статистики.

Организация работы в федеральном арбитражном суде округа.

Деятельность федерального арбитражного суда округа организуется председателем этого суда и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуществления правосудия по арбитражным делам. Председатель распределяет обязанности между заместителями председателя; формирует судебные составы; созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его заседаниях, а также вносит на его рассмотрение вопросы отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает и освобождает от должности работников аппарата суда, представляет федеральный арбитражный суд округа в отношениях с государственными и общественными органами.

В пределах своих полномочий председатель издает приказы и распоряжения.

В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя — один из заместителей председателя — председатель судебной коллегии федерального арбитражного суда округа.

 

5.5. Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ занимает в судебной системе место, аналогичное положению Верховного Суда РФ, являясь в соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом. Но их компетенция различается по предметам ведения. Высший Арбитражный Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве первой инстанции: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК). Как надзорная инстанция Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела по надзорным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ имеет и другие полномочия. Он пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов; решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам арбитражной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативах актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Высший Арбитражный Суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие их международных договоров; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению, и другие полномочия. Высший Арбитражный Суд состоит из судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ без ограничения срока полномочий. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные колле рассмотрению отдельных категорий дел. Пленум действует в составе Председателя, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов, могут принимать участие ученые, специалисты, депутаты, граждане. Он полномочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются большинством голосов. Пленум наделен большими полномочиями. Он решает вопрос об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов и других актов, о выступлении с законодательной инициативой; ряд организационных вопросов — утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, состав президиума арбитражного суда субъекта РФ, место пребывания федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда; решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел, а также вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей предателей соответствующих судов; решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов изучения и обобщения практики применения законодательства, представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по вопросам судебной практики. Обязательность разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда, призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда проводятся по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В его заседаниях вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции. Основное полномочие Президиума – рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по надзорным жалобам на судебные акты, вступившие в законную силу. Как следует из ст.304 АПК основанием для принятия к производству надзорных жалоб является, главным образом, решение задачи по обеспечению единства (единообразия) судебно-арбитражной практики, т.е. в основном Президиум рассматривает дела в тех случаях, когда есть необходимость устранить противоречия в различных судебных решениях по однородным делам, исключить неединообразное толкование и применение закона. Президиум также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в форме писем. Постановления Президиума, выносимые по конкретным делам в порядке надзора, также оказывают важное влияние на обеспечение единства судебно-арбитражной практики в силу авторитета судебных актов суда надзорной инстанции. Рассмотрение дел по первой инстанции происходит в судебных коллегиях: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и, как отмечалось, утверждаются Пленумом этого суда по представлению его Председателя. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Кроме рассмотрения дел по существу, судебные коллегии также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд взаимодействует с Верховным Судом РФ в деле обеспечения единообразного толкования и практики применения законодательства как судами общей юрисдикции, так и в арбитражными судами в тех случаях, когда они применяют и толкуют одни и те же законы, в частности ГК. Получила распространение практика принятия совместных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда и Пленума Верховного Суда, главным образом по вопросам гражданского законодательства. В этой связи заслуживает упоминания еще одна новелла, содержащаяся в ч. 4 ст. 170 АПК, - о возможности ссылки в решении суда на постановления Пленума Высшего арбитражного Суда. Этот шаг законодателя можно рассматриваться в направлении придания постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда статуса источника права, что не бесспорно (см. подробнее сборник «Судебная практика как источник права»). Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ выполняет функции по осуществлению правосудия: принимает участие в рассмотрении дел, созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда, председательствует на их заседаниях, выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению, распределяет обязанности между заместителями, формирует из числа судей судебные составы, представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами. Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства РФ. На Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместителей возлагается организация работы Высшего Арбитражного Суда РФ. Она проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет общее руководство аппаратом суда. По вопросам организации работы всех арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов как совещательный орган, рассматривающий вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов, т. е. по своим функциям он близок к функциям Судебного департамента при Верховном Суде. Законодательство возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов непосредственно на Высший Арбитражный Суд (ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними важное значение принадлежит Регламенту, обязательному для всех арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде РФ образован Научно-консультативный совет, в который входят ученые, юристы, практики, специалисты в области предпринимательства и экономической деятельности. Совет разрабатывает и представляет на рассмотрение Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и иных нормативных актов, предложения по их совершенствованию. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда РФ является ежемесячный журнал «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», который выходит с 1992 г. На здании, занимаемом арбитражным судом, поднимается Государственный флаг РФ. В зале заседаний арбитражного суда находятся изображения Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.
Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.