Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и отличительные признаки правосудия




Судебная система Российской Федерации

Судебная система - понятие конституционное. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, врам-ках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. 125-127).

Под судебной системой понимается установленная Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия.

Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда. Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Российской Федерации и административно-территориального деления субъектов РФ создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.

Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.

Обращаясь к особенностям построения судебной системы РФ, прежде всего отметим, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов РФ-с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

Федеральные суды в свою очередь разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Конституционный Суд РФ выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти (см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Районные суды, ранее именовавшиеся городскими, межмуниципальными, окружными, приравниваются по своему статусу к районным. Полномочия, порядок образования и деятельности судов обшей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ (см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 4, 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый Федеральный конституционный закон. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливается особым федеральным конституционным законом, работа по подготовке которого в настоящее время проводится.

Суды субъектов РФ включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся ксудам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Конституциям (уставам) субъектов РФ, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют в 12 субъектах РФ.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов РФ. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Наличие различных по своей компетенции групп судов, сложные организационные и процессуальные взаимоотношения между ними не исключают совместной их деятельности по выполнению общих правоохранительных задач, основанной на единстве судебной системы.

 

Единство судебной системы обеспечивается путем:

• установления судебной системы РФ Конституцией РФ и общим для всех судов федеральным конституционным законом;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

• применения всеми судами Конституции РФ, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

• признания обязательности исполнения на всей территорииРоссийской Федерации судебных постановлений, вступивгших в законную силу;

• законодательного закрепления единства статуса судей;

• финансирования всех федеральных судов и мировых судей изфедерального бюджета.

Единство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоулройстве, функциональные - законодательством о судопроизводстве, т.е. уголовным, гражданским, арбитражным, административным процессуальным правом.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

1) основное звено - районные суды;

2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов;

3)высшее звено - Верховный Суд РФ.Военные суды включают следующие звенья:

1) основное звено - гарнизонные военные суды;

2) среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

3) высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

 

Звенья арбитражных судов:

1) основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

2) среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Рис. 2.1. Судебная система РФ

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №)081-р была утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007-2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас - 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других мероприятий.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Опишите в общих чертах меры по реформированию российской судебной системы, предпринятые в первые годы советской власти.

2. Покажите основные тенденции развития советской судебнойсистемы.

3. В чем состояло 'реформирование российской судебной системы в период перестройки?

4. Дайте краткую характеристику места и роли российской судебной системы по Конституции РФ 1993 г.

5. Охарактеризуйте общее понятие власти и понятие судебнойвласти в частности.

6. Каким путем обеспечивается единство судебной системы?

7. Назовите три подсистемы федеральных судов.

8. Какие суды входят в подсистему судов обшей юрисдикции?

9. Назовите суды подсистемы арбитражных судов.

 

10. Какие суды относятся к судам субъектов РФ?

11. Что такое звено судебной системы?

12.Приведите понятие судебных инстанций и назовите их разновидности.

 

ПРАВОСУДИЕ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ)

ГЛАВА

Термин правосудие определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе, применения закона, в конечном итоге, как способ реализации судебной власти.

Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое считается главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация.

Конституция РФ определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия - обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32).

Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, военных, арбитражных судах и др. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса.

Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.

Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.

В соответствии с действуюшим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции РФ, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти.

С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса.

Недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч. III ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство.

Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях судебное раз-рирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушений избирательного законодательства, посягательств на порядок управления, нарушений режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многих других.

Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суд (судья) вправе применять строгие меры воздействия (в ряде случаев превышающие меры уголовного наказания): штраф в сумме до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, например, за нарушения режима континентального шельфа; конфискацию орудий охоты и лова, включая и морское судно, административный арест. Тенденция расширения административного правосудия находит свое воплощение в подготовленных законодательных предложениях о создании подсистемы административных судов страны.

Содержательную сторону правосудия применительно к основным направлениям судопроизводства можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ.

Гражданское судопроизводство включает правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают также заявления граждан о нарушении их прав и свобод. Арбитражные суды разрешают экономические и иные споры между юридическими лицами, а также отдельные вопросы по заявлениям физических лиц - предпринимателей.

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный иди общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство -это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой уголовного наказания.

Обобщая изложенное, можно указать на характерные правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивав ющего государственную правоохранительную деятелЫйбсть, и его отличие от функций других государственных органов:

•правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебныхзаседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных-правонарушениях;

*каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов.

Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Законами определено, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступности и иных правонарушений и имеет цель оградить от всяких посягательств:

1) закрепленных в Конституции РФ общественного и государственного строя Российской Федерации, ее политической, экономической и социальной систем;

2) социально-экономических, политических и личных прав исвобод граждан, провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ и законами;

3) прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений и общественных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.