Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы (принципы) правосудия 1 страница




Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).

Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Таким образом, ковстнтуциошвде основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Принципы правосудия имеют ту особенность, что содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в систему принципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, принципы правосудия, связанные с судоустройством исудопро-изводством, рассматриваются как принципы правосудия в целом. В Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия:

s принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;

s осуществление правосудия только судом - ст. 118;

S доступность судебной защиты - ст. 46;

V осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом -ст. 19;

•S участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;

s состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;

S обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48;

^ презумпция невиновности - ст. 49;

*•" независимость судей и подчинение их только закону-ст. 120;

^ гласность в деятельности суда -ч. 1 ст. 123;

^ государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.

Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

При рассмотрении правовых основ деятельности правоохранительных органов были системно изложены соответствующие группы законов и других нормативных правовых актов, регулирующих функцию правоохраны (см. гл. 1.4). Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности.

Во-первых, правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов. Конституционное требование гласит: суд, устано вив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (п. 2ст. 120). Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и если они им не противоречат.

Это положение нашло развитие в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Суд, разрешая дело, применяет Конституцию РФ в качестве акта прямого действия, в частности:

1) когда закрепленные конституционной нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации 1и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Во-вторых, при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени:

1) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,обратной силы не имеет;

2) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54 Конституции РФ).

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. По уголовному делу суды, принимая решение (приговор), руководствуются нормами Уголовного кодекса РФ, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены. По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь ввиду два обстоятельства. С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка. С другой - именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия, о которых пойдет речь дальше.

Осуществление правосудия только судом. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Так, в ст. 8 Уголовно-процессуального кодекса РФ записано: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Этот важнейший принцип правосудия далеко не сразу нашел подобающее ему место в истории российского правосудия. Типичной для советского периода конца 1920-х гг. и до 1953 г. была тенденция по созданию чрезвычайных (внесудебных) органов репрессий. В марте 1924 г. было образовано Особое совещание при ОПТУ для рассмотрения дел в отношении лиц, подозреваемых в контрреволюционной деятельности, контрабандистов и спекулянтов валютой и золотом. С 1929 г. массовые репрессии в отношении «врагов народа» проводили особые совещания при НКВД и так называемые «тройки».

Только в конце 1950-х - начале 1960-х гг. стал внедряться в судебную практику принцип осуществления правосудия только судом, а с принятием Конституции РФ в нее вошла и норма, запрещающая создание чрезвычайных судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов - окружными, апелляционными и судами субъектов РФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон «О судебной Системе Российской Федерации» предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрениятраж-данских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т.е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена. Правосудие будет осуществляться по общим процедурам, установленным для федеральных судов общей юрисдикции. Таким образом, речь идет о создании еще одной группы судов общей юрисдикции, входящих в единую судебную систему судов РФ.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам) (см. гл, 2.3).

Функционирование системы судебного контроля считается важной составляющей обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел, так чтобы во всех случаях правосудие осуществлялось только судом. Так, в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» распределены полномочия по рассмотрению дел в этой сфере между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита считается одним из наиболее результативных, поэтому обязанность государства обеспечивать доступность судебной защиты не просто один из принципов правосудия, но и залог его эффективной деятельности. Права и свободы человека и гражданина, как указано в ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как-известно, кроме судебной существует и защита прав граждан в административно-правовом порядке. Однако в силу особенностей организации и деятельности административных органов (ведомственный подход, строгая соподчиненность внутренних структур) жалобы на неправильные решения нижнего звена не всегда находят правильное разрешение в вышестоящих органах. И в этих' случаях только доступность обращения за защитой в суд дает возможность гражданам восстановить нарушенное право.

Важно подчеркнуть, что возможность обращения в суд в подобных случаях не может быть сужена или ограничена. Это обстоятельство было предметом специального рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении указал, что исклю-• чение возможности судебной проверки административных решений представляет собой существенное ограничение прав граждан, что недопустимо в демократическом обществе и противоречит ст. 33 Конституции РФ.

Судебная защита имеет сушественное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного ведомства, рассматривает вопрос гласно, решает объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция РФ употребляет термин «каждый». Таким образом, судебная защита доступна гражданам России и иностранным гражданам (п. 3 ст. 62 Конституции РФ). Имевшиеся раньше ограничения для обращения в суд за зашитой своих прав военнослужащих сняты (ст. 4 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). За защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы (ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители (ст. 56 Семейного кодекса РФ).

Подчеркнем,, что доступность судебной зашиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, прямо предусмотренных законом. В этой связи возникает вопрос о подсудности дел тому или иному суду. Законодательство придерживается общего правила, отвечающего международным стандартам: уголовное дело должно рассматриваться там, где совершено преступление; гражданское - по месту возникновения спора.

Однако нередко допускались по разным причинам исключения, когда дело передавалось в другой суд. Решения в таких случаях принимались руководителями вышестоящих судов без учета мнения лиц, обратившихся за судебной защитой. В настоящее время положение исправлено. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» была запрещена передача дел из суда, которому они подсудны, в другой суд без соответствующего процессуального акта, обосновывающего такую передачу. Наличие судебного акта (определения) дает возможность его обжалования стороне, которая не согласна с принятым решением.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также на защиту от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Доступность и механизм судебной защиты от незаконных действий властей регламентирован Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Особого внимания заслуживает доступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства, где рассматриваются дела, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, имущество и другие важные интересы человека. Отметим двуединую задачу суда: с одной стороны - обеспечение права граждан на защиту от действий уголовных элементов, с другой - обеспечение законных прав лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства суд обязан в краткий срок (3-10 дней) рассмотреть поступившее к нему заявление о совершенном преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело. Поделан частного обвинения суд сам полномочен провести разбирательство и принять решение, по другим - направить дело для производства предварительного следствия или дознания (ст. 141, 318 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В тех случаях, когда суд по заявлению обратившегося к нему гражданина установит; что прокурор, следователь или орган дознания необоснованно отказали в возбуждении уголовного дела, суд вправе отменить это решение и направить дело на новое рассмотрение прокурору. Право судебного обжалования распространяется и на решения о прекращении дела в досудебных стадиях уголовного процесса, право проверять законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей и, в случае наличия к тому оснований, изменять меру пресечения - освобождать из-под стражи, а также оценивать и принимать решение о законности обыска и описи (ареста) имущества органами предварительного расследования (ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Широко используется доступность судебной защиты и в гражданском судопроизводстве в соответствии с общим правилом, устанавливающим, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемых законом интересов (ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ). В порядке гражданского судопроизводства защищаются имущественные права и интересы граждан, политические (избирательные) права, семейные, трудовые, жилищные, атакже рассматриваются дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или въезд в Российскую Федерацию и др.

Конституция РФ, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод открывает возможность гражданам Российской Федерации обжаловать в Европейский суд по правам человека в случае ущемления их прав решениями государственных инстанций.

 

Осуществление правосугнм на началах равенства всех веред законом н судом. Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства,- связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном.законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме. Во-первых, означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам. Не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, и мущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о привлечении или освобождении от уголовной ответственности, признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе. Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать возможность установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий, о чем уже шла речь при рассмотрении принципа доступности правосудия.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

Известно, что действующее законодательство предусматривало особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторой категории должностных лиц.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияли на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам для всех судов, поскольку военные суды - часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты Парламента РФ по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Неприкосновенность не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением их депутатских полномочий (ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N° 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Депутаты, члены выборных органов и выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, арестованы и преданы суду без согласия прокурора субъекта РФ.

Оценивая приведенные нормы законов, отметим, что они касаются лиц, выполняющих особые государственные обязанности по поручению избравшего их населения. Кроме того, речь идет о досу.-дебной стадии уголовного процесса, какой-либо особый порядок при рассмотрении дела в суде не применяется, правосудие осуществляется в точном соответствии с принципом равенства всех перед судом и законом.

В заключение отметим, что одна из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом - установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 Уголовного кодекса РФ).

Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Составление списков присяжных заседателей производится на основании представления руководителя суда областного звена руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда. Краевая, областная администрация дает соответствующее поручение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований с указанием числа граждан, которые должны быть включены в список от данной территории.

Отбор ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных исключаются лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом полностью или ограниченно недееспособными; состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере- О составленном списке органы местного самоуправления уведомляют граждан соответствующего муниципального образования.

Кроме того, в случае подачи гражданам заявления из списков присяжных заседателей исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; лица не стгособные по состоянию здоровья исполнить обязанности присяжного заседателя; лица, достигшие возраста 65 лет; лица, занимающие должность в органах государственной власти или местного самоуправления; военнослужащие; судьи; прокуроры; следователи; дознаватели; адвокаты; нотариусы; лица, имеющие специальные звания в правоохранительных органах, и священнослужители.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на десять рабочих дней, а по истечении указанного срока - на все время рассмотрения дела. Присяжному заседателю за время исполнения его обязанностей выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада соответствующего судьи, но не менее среднего заработка по месту его основной работы, компенсируются транспортные и командировочные расходы. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

Правила разбирательства дела судом первой инстанции с участием присяжных заседателей, включая отбор скамьи присяжных, особенности судебного следствия, права и обязанности присяжных заседателей регулируются процессуальным законодательством (разд. XII, ст. 324^353 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8). Несколько ранее при введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ присяжные заседатели были допущены к рассмотрению арбитражных дел в порядке эксперимента.

Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре арбитражного присяжного заседателя было введено правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и некоторые другие, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебвом процессе. В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами понимаются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в уголовном процессе; истец и ответчик - в гражданском и арбитражном процессах.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.