Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военные суды




Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды го-, родов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (в дальнейшем - суды среднего звена) являются федеральными судами обшей юрисдикции. Организация и устройство судов среднего звена регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

В соответствии с упомянутыми законодательными актами все суды среднего звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия. Ликвидация и образование этих судов, по смыслу конституционного законодательства, возможны только путем принятия федерального закона. Практика последнего времени идет именно в этом направлении. Так, Федеральным законом от 20 июля 2000 г. № 101-ФЗ «О создании суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» уточнены границы юрисдикции суда на день вступления закона в силу. Судебному департаменту при Верховном Суде РФ было поручено принять меры по кадровому укомплектованию суда, Правительству РФ - обеспечить деятельность суда за счет средств федерального бюджета.

Различие в численном составе судов среднего звена зависит от объема работы, связанной в том числе и с количеством районных судов, входящих в данный субъект РФ. Необходимые решения об изменении (увеличении) численного состава соответствующего суда принимает Председатель Верховного Суда РФ по предложению Судебного департамента, на который возложена обязанность разрабатывать научно обоснованные нормы нагрузки судей и работников аппарата судов.

Суды среднего звена 'судебной системы РФ, с одной стороны, призваны осуществлять функцию судебного надзора за судебной деятельностью районных судов, с другой - сами подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, место судов среднего звена Российской Федерации определяется их функциональной связью с нижестоящими звеньями судебной системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим органом - Верховным Судом РФ.

Суды среднего звена в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела о наиболее опасных преступлениях (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ). К ним относятся дела о преступлениях, за совершение которых согласно Уголовному кодексу РФ может быть' назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет. В частности, преступления против личности: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), похищение человека, совершенное организованной группой или повлекшее смерть потерпевшего (ч. 3 ст. 126), изнасилование, повлекшее заражение ВИЧ-инфекцией или смерть потерпевшей (ч. 3 ст. 131), преступления против государственной власти (государственная измена, вооруженный мятеж, диверсия и др.), а также некоторые преступления против правосудия (ст. 294-302).

В порядке гражданского судопроизводства по первой инстанции суды среднего звена рассматривают дела: связанные с государственной тайной; о прекращении или приостановлении деятельности некоторых общественных объединений (в основном межрегиональных и региональных); об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права граждан и организаций (например, признание забастовки незаконной,

отказ в выдаче разрешения на выезд за границу и др.), а также споры, связанные с законностью решений и действий избирательных комиссий субъектов РФ, в том числе по подготовке и проведению референдумов, выборов депутатов представительных органов власти РФ и ее субъектов (ст. 26 Гражданского процессуального кодекса РФ),

Помимо приведенного перечня суды этого уровня с соблюдением определенных, установленных законом условий вправе принять к своему производству любое дело, в том числе и из числа подсудных районному суду. Для передачи гражданского дела на первичное рассмотрение в суд среднего звена требуется согласие сторон. В уголовном судопроизводстве перенос рассмотрения дела по существу в более высокую инстанцию в виде исключения возможен в целях обеспечения своевременности его разрешения и по некоторым другим причинам. Принятое решение может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Суды среднего звена при осуществлении правосудия, выступая в качестве суда первой инстанции, рассматривают дела по общим | правилам судопроизводства коллегиально или единолично. Норма о рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех профессиональных судей была введена с 1 января 2004 г. До этого времени такие дела рассматривались судьей единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.

С согласия подсудимого дело может быть рассмотрено с участием присяжных заседателей. Такой порядок судопроизводства первоначально был с I ноября 1993 г. установлен для судов среднего звена в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Ивановской, Московской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областях. Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» было установлено поэтапное введение суда присяжных на всей территории Российской Федерации в течение 2002- 2004 гг., в Чеченской Республике с 1 января 2007 г. (ст. 8).

Производство в суде присяжных ведется в общем порядке с учетом особенностей, установленных действующим уголовно-процессуальным законодательством (гл. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Подготовительная часть судебного заседания включает отбор (не менее 20) кандидатов в присяжные заседатели; процедуру мотивированных и немотивированных (не менее двух каждой стороной)

отводов и формирования коллегии присяжных заседателей: 12 основных и двух запасных.

Присяжные заседатели, входящие в коллегию, открытым голосованием избирают старшину присяжных и принимают присягу.

В судебном заседании присяжные участвуют в исследовании всех обстоятельств уголовного дела и вправе задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам.

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. По окончании судебного следствия суд выслушивает прения сторон и председательствующий в письменном виде формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями.

Перед удалением присяжных в совещательную комнату председательствующий обращается к ним с напутственным словом, не выражая своего мнения по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

Вердикт присяжных выносится в совещательной комнате и возглавляется старшиной присяжных. При вынесении вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным. Обвинительный вердикт исследуется сторонами (без участия присяжных заседателей) с позиции квалификации содеянного подсудимым и назначения ему наказания. Приговор выносится председательствующим в судебном заседании.

Суды обшей юрисдикции среднего звена судебной системы кроме осуществления правосудия по уголовным, гражданским, административным делам осуществляют ряд других полномочий судебной власти.

Так, в соответствии со ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РФ судья подсистемы судов среднего звена по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, полномочен продлить срок содержания под стражей обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления до 18 месяцев.

Рассмотрение дел в кассационной инстанции судами среднего звена осуществляется по кассационным представлениям и жалобам на невошедшие в силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражданским делам.

В кассационном порядке дела рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей по докладу одного из них в открытом судебном заседании с участием прокурора, который дает заключение о законности и обоснованности приговора или реше-

ния. В заседании могут участвовать представители сторон и другие лица по приглашению суда. По результатам рассмотрения суд выносит определение об оставлении приговора (решения) районного суда в силе либо об изменении его или отмене и возвращении дела j на новое рассмотрение. Определение суда вступает в законную силу ] немедленно и может быть отменено (изменено) только в порядке ' надзора.

Кассационная деятельность - одно из важнейших полномочий судов среднего звена. Она позволяет исправлять ошибки, допущенные судами первой инстанции, и оказывает направляющее воздействие на их судебную практику.

В порядке судебного надзора суды среднего звена рассматривают по ходатайству указанных в законе лиц о пересмотре вступивших в силу приговоров и решений, постановлений и определений судов первой инстанции, а также кассационных определений судебных коллегий судов среднего звена по этим делам. Ходатайство прокурора называется надзорным представлением. Ходатайства отдельных участников именуются надзорными жалобами.

Надзорная жалоба или представление направляются непосредственно в соответствующий суд областного звена и рассматриваются в течение 30 суток после их поступления. Судья, изучивший жалобу или представление, принимает решение либо об отказе в удовлетворении, либо о возбуждении надзорного производства.

Председатель суда среднего звена, а также-Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не соглашаться с решением судьи об отказе в рассмотрении надзорной жалобы или представления, отменить принятое решение и направить дело на разрешение президиума суда.

При рассмотрении в порядке надзора дел в президиуме суда среднего звена принимают участие осужденный, защитник, законные представители а также прокурор субъекта РФ. По результатам открытым голосованием принимается постановление, которое отменяет, изменяет или оставляет в силе приговор (решение) суда. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставленных без удовлетворения, не допускается.

В состав суда среднего звена системы судов общей юрисдикции входят все судьи этого суда. Основные структурные подразделения суда среднего звена включают президиум суда, судебные коллегии по уголовным и гражданским делам с соответствующими судебными составами, аппарат суда и технический персонал, обслуживающий содержание судебных помещений. Возглавляет суд председатель суда, который имеет заместителей (рис, 4.1).

Рис. 4.1. Состав и сгуктура суда среднего звена

Председатель суда осуществляет общее руководство деятельностью суда и наделен широким крутом полномочий процессуального и организационного плана, позволяющим направлять работу всех структурных подразделений суда (президиума, коллегий и аппарата), обеспечивая соблюдение принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Председатель суда и его заместители назначаются на должность указом Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на эту должность.неоднократно, но не более двух раз подряд. Установлено, что в случае прекращения полномочий председателя суда среднего звена, временное исполнение обязанностей возлагается на срок до одного года на первого заместителя, а в случае его отсутствия - на одного из заместителей со всеми правами, предоставленными ему законодательством.

Выполняя судебные функции, председатель суда среднего звенапринимает участие в осуществлении правосудия. Он может председательствовать в судебных коллегиях по любому гражданскому илиуголовному делу по первой или второй инстанции и приносить протесты на приговоры, решения, постановления и определения по су- •дебным делам.,."1

Осуществляя организационное руководство, председатель суда распределяет обязанности между своими заместителями, созывает и руководит работой президиума суда, обеспечивает организацию деятельность судебных коллегий, контролирует работу аппарата суда и судей по приему граждан, разрешению жалоб и заявлений и др.

Председатель суда представляет суд в отношениях с государственными органами и общественными организациями, направляет информацию и предложения в соответствующие органы по устранению нарушений законности и причин, их порождающих.

Определенные полномочия председателя суда связаны с деятельностью судейского сообщества. Он участвует в наделении полномочиями районных судей и в решении других вопросов, связанных с реализацией статуса судей (см. гл. 8).

Президиум суда среднего звена выполняет ответственные функции по осуществлению правосудия и организации работы суда. В его состав входят председатель суда, его заместители, руководители судебных составов и другие наиболее опытные судьи. Количественный состав президиума с учетом объема работы определяется и утверждается указом Президента РФ по представлению Председателя Верховного Совета РФ.

Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда и считаются правомочными при участии в них более половины членов. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании. При рассмотрении судебных дел в заседании президиума должен участвовать прокурор субъекта РФ,

В качестве надзорной инстанции президиум рассматривает дела по представлениям, жалобам на вошедшие в силу приговоры и решения нижестоящих судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда.

Президиум рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда дело уже было предметом рассмотрения в кассационном и надзорном порядке в данном суде. Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются в тех случаях, когда они раньше были предметом рассмотрения президиума данного суда.

Судебные коллегии и входящие в них судебные составы судов среднего звена образуются президиумом суда. Основные структурные подразделения: судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам - возглавляются заместителями председателя суда среднего звена.

Заместители председателя суда - председатели судебных коллегий организуют работу соответствующих коллегий и судебных составов, участвуют в качестве судьи при рассмотрении дел, контролируют работу аппарата коллегии и соответствующих составов. Председатели судебных коллегий председательствуют при рассмотрении дел по первой инстанции или в кассационном порядке или назначают для этого членов судебной коллегии, образуют судебные составы, представляют президиуму отчет о работе коллегии и выполняют ряд других функций.

Судебные составы, входящие в соответствующие коллегии, возглавляются наиболее опытными судьями в соответствии с решением президиума суда. Количество судебных составов, организующих свою работу по территориальному принципу определяется в зависимости от числа районных судов, за деятельностью которых осуществляется судебный контроль, и от объема работы соответственно по уголовным и гражданским делам.

Аппарат суда среднего звена включает администратора суда и других государственных служащих (помощников председателя суда, консультантов, начальников отделов и других специалистов разных категорий (Указ Президента РФ «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы»), выполняющих работу в соответствии с функциями структурных подразделений), а также технический (обслуживающий) персонал.

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность суда, принимает меры по подготовке и проведению судебных заседаний, взаимодействует с адвокатурой и другими правоохранительными органами по вопросам деятельности суда, организует поступление необходимых информационно-справочных материалов, работу транспорта, охрану здания суда и др.

Администратор суда среднего звена назначается и освобождается от должности начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ по представлению председателя суда среднего звена, подчинен председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения (см. ст. 18,19 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Совете Российской Федерации»).

Консультанты и помощники председателя суда и судей изучают поступившие жалобы и дела, составляют необходимые справки о действующем законодательстве, подготавливают проекты ответов на запросы, докладывают отдельные дела по поручению председателя суда и его заместителей, выполняют другую работу.

Заведующий канцелярией суда среднего звена руководит секретарями судебных коллегий, организует прием посетителей, докладывает руководителю суда поступившую корреспонденцию, обеспечивает вызов присяжных заседателей, контролирует постановку работы в сфере делопроизводства.

Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы коллегий, хранение судебныхдел и иных материалов, извещаютсвидетелей идругихлиц о назначенных слушаниях, оформляют делапосле их рассмотрения и выполняют другую работу по указаниюпредседателя коллегии - заместителя председателя суда среднегозвена.

Секретари судебных составов ведут протоколы судебных разбирательств по первой инстанции, выписывают повестки, извещают прокуроров и адвокатов о предстоящих слушаниях, организуют доставку подсудимых.

Секретарь президиума обеспечивает делопроизводство президиума, оповещает участников о предстоящем заседании, оформляет результаты работы президиума.

Организация и основные методы работы в суде среднего звена по приему населения, рассмотрению жалоб и заявлений, обобщению судебной практики, систематизации и контролю за законодательством, ведению судебной статистики осуществляются в таком

же порядке, с учетом объемов и характера деятельности данного суда, как и в районном суде, о чем подробно изложено в гл. 4.1.

Структура, численность сотрудников и штатное расписание аппарата суда общей юрисдикции среднего звена в пределах выделенных средств определяется президиумом соответствующего суда или председателем суда.

Начиная с Положения о революционных трибуналах, утвержденного Декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября 1919 г., военно-судебная юстиция России прошла сложный и противоречивый путь' развития от органов репрессий в борьбе с «врагами народа» до становления одной из составляющих судебной системы правового демократического государства.

Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов.

В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации.

Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные.трибуналы были переименованы в военные суды.

Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу. Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что'правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г. применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

В результате проведенной реформы военные суды были исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослу-жащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц.

Важным фактором, укрепляющим самостоятельность военных судов, считается отключение Министерства обороны РФ от их финансирования и материально-технического обеспечения. В соответ-, ствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ.

Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.

Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.

Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов - Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов.

Упомянутые законодательные положения и другие вопросы, связанные с практикой органов военной юстиции, нашли воплощение в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации».

В соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов - указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи - присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом - Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2).

Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти. В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства. В судебных помещениях устанавливаются сим^ волы судебной власти (флаг, герб), а на здании - Государственный флаг РФ, что важно еще и втом случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ. Язык судопроизводства - русский, государственный язык Российской Федерации. Участвующим в д лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданскихлиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужашие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, еслн хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении нихдело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.

Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения - статус окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел/

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касаюшихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.

Военная коллегия выступает как кассационная инстанция по делам окружных (флотских) судов и как надзорная - по всем делам, рассмотренным военными судами всех уровней.

Председатель Военной коллегии (заместитель Председателя Верховного Суда РФ) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях; организует деятельность коллегии и контролирует работу аппарата, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ; решает вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой и осуществляет иные полномочия.

Окружной (флотский) военный суд действугт на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей, президиума суда, судебных коллегии или судебных составов и аппарата суда.

Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих вбенные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами и надзорной - по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.

Президиум окружного (флотского) действует в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий и судебных составов. Заседания созываются председателем суда не реже чем один раз в месяц. Постановления принимаются простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по представлениям и жалобам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и на определения и постановления окружных (флотских) военных судов во второй инстанции, а также утверждает председателей судебных коллегий л судебных составов; рассматривает вопросы координации работы судебных коллегий и судебных составов, а также организация работы аппарата суда и, по представлению председателя, утверждает смету расходов, структуру и численность работников.

Пфнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или: нескольких военных гарнизонов и образуется в составе председателя, его заместителей, судей и аппарата суда.

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные И уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружных (флотских) Военных судов.

Кроме осуществления правосудия гарнизонный военный суд принимает решения по ходатайствам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища, а также жалобы на действия лиц, производивших дознание, следствие, или прокуроров.

Гарнизонный военный суд рассматривает административные и гражданские дела в первой инстанции единолично либо в составе коллегии, если какая-либо сторона заявит об этом ходатайство. Уголовные дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Председатель гарнизонного военного суда вправе участвовать в рассмотрении дел и председательствовать в судебном заседании, организует деятельность суда, распределяет дела между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает и освобождает от должности работников аппарата, не состоящих на военной службе, представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Аппараты военных судов обеспечивают осуществление правосудия, обобщение судебной Практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполняют другую работу. Возглавляют работу аппарадяфуководители соответствукшщх подразделений военных судов. Общий контроль осуществляет председатель суда.

В аппаратах военных судов устанавливаются должности помощников председателей суда и судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных, ведущих и специалистов иных категорий. Работники аппаратов военных судов считаются федеральными государственными служащими. К составу аппаратов судов могут быть прикомандированы военнослужащие.

Структура, штатная численность аппаратов военного суда определяются в пределах выделенных средств президиумом суда или председателем суда. Работникам аппарата судов присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим -также воинские звания. Работники аппаратов военных судов подлежат аттестованию один раз в три года. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается председателем Военной коллегии.

Администратор военного суда, обеспечивая организацию судебной деятельности:

s взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями и другими работниками по вопросам, связанным с деятельностью суда;

s принимает меры по обеспечению надлежащих материальных

и бытовых условий для судей и работников аппарата;

s осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства, ведение архива;

•S организует охрану здания, помещений, работу транспорта, связи и принимает иные меры в соответствии с приказами председателя соответствующего суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.