Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к отчету по итогам практики в группах раннего возраста




Психологические условия.

- принимать (безусловно) ребенка, то есть признавать за ним абсолютное право быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств;

- идти от ребенка, его возможностей, особенностей, потребностей, интересов;

- учитывать сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений и навыков»;

- ориентироваться на психологические новообразования детей дошкольного возраста;

- принимать себя со всеми своими личностными и профессионально-психологическими особенностями – и позитивными, и негативными;

- понять и принять свои недостатки и осознанно их корректировать;

- строить отношения с ребенком как субъект – субъектные, а не субъект – объектные, то есть помнить о том, что ребенок – участник педагогического процесса, а не просто объект воздействия.

 

Социально-педагогические условия:

- создать благоприятную природосообразную развивающую среду и постоянно её преобразовывать;

- строить педагогический процесс, как диалоговый, то есть двусторонний, предусматривающий активность не столько воспитателя, сколько самого ребенка;

- использовать нестандартные формы организации детской деятельности, соответствующие интересам и потребностям ребенка и способствующие развитию его психики

Права и обязанности студентов:

1. Студент обязан:

- пройти практику в установленные сроки;

- выполнить все виды работ, предусмотренных программой практики;

- вовремя предоставить отчетную документацию.

2. Студент имеет право:

- обращаться к руководителю практики за индивидуальными консультациями;

- получать помощь от воспитателей

- выступить на конференции.

 

В отчете по итогам практики в группах раннего возраста должно быть отражено следующее:

1. Выполнение плана практики.

2. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана.

3. Какие основные задачи решались Вами, каков результат их решения?

4. Использовали ли Вы в ходе практики теоретические знания. Приведите примеры.

5. Получили ли вы удовлетворение от практики?

6. Какие затруднения встретили и как их преодолели?

Вся работа организуется в соответствии с планом педагогической практики. Каждый день студентов включает в себя наблюдение за детьми; работу с детьми в паре с воспитателем; проведение анализа собранного в процессе наблюдения материала; изучение документации группы.

 

В первый день проходит общее знакомство студентов с дошкольным учреждением, распределение их с по группам, наблюдение за работой воспитателя, изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста.

Методические рекомендации для студентов

1. Познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним «доверительно-деловой контакт».

2. Понаблюдайте за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними. Сделайте хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей. Хронометраж ведется по следующей схеме:

 

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность Детей
         

Полученные данные сопоставьте с примерным распределением обязанностей персонала, предложенным в книге А. И.Васильевой, Л. А. Бахтуриной, И. И. Кобитипой «Старший воспитатель детского сада».

3. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя и его помощника.

 

Второй день. Каждый студент выбирает себе для наблюдения одного ребенка (с целью составления характеристики)

Методические рекомендации для студентов

1. Подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми раннего возраста и запомнить их имена.

2. Придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей.

3. Понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили.

4. Ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей, разработанными В.А. Петровским (Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада/В.А. Петровский, A.M.Виноградова, Л. М.Кларина и др. - М., 1993). Используйте этот материал.

5. Опишите наиболее запомнившегося вам ребенка.

6. Проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.

 

Третий день. Наблюдение за малышами. Изучение документации ребенка. Сбор материала для написания характеристики.

План характеристики ребенка

1. Фамилия, имя и возраст

2. Год рождения, месяц, число

3. Краткие анамнестические данные: вес, рост при рождении, перенесенные заболевания

4. Развитие ребенка до поступления в дошкольное учреждение

5. Развитие ребенка за время посещения дошкольного учреждения

а) физическое – вес, рост, заболевания, сон, аппетит.

б) нервно-психическое – речь (активная, пассивная), навыки, умения

6. Особенности поведения: взаимоотношение с взрослыми, взаимоотношение со сверстниками (если наблюдается).

 

Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста: созданы ли в группе условия для предметной и ориентировочно - познавательной деятельности индивидуальных игр, развитие движений, сенсорного развития.

Изучение и анализ задач воспитания детей.

Четвертый день. Знакомство с методикой проведения утренней гимнастики и занятий по развитию движений.

Методические рекомендации для студентов

Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на следующие мо­менты:

1. Гигиенические условия проведения занятия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха.

2. Соответствие задач и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей: наличие конкретизированных задач образовательного, воспитательного оздоровительного характера.

3. Форма проведения занятия, структура и продолжительность структурных частей.

4. Соответствие способов организации детей их возможностям.

5. Физическая нагрузка на занятии: субъективные и объективные показатели реакции организма ребенка на физическую нагрузку.

6. Качество двигательных умений детей.

7. Активизация умственной деятельности детей на занятии.

8. Эмоциональное состояние детей и воспитателя.

9. Обеспечение страховки детей.

10. Объяснение и показ воспитателя.

11. Индивидуальный подход к детям на занятии.

Самостоятельное проведение подвижной игры с детьми. Знакомство с документацией группы.

 

Пятый день. Знакомство с особенностями методики проведения занятий по сенсорному воспитанию.

Методические рекомендации для студентов

1. Наблюдая занятие, обратите внимание на следующие моменты:

- организационные условия для занятий с детьми;

- используемая наглядность

- приемы обучения, применяемые воспитателем на занятии;

- эмоциональное состояние детей;

- уровень познавательной активности малышей;

- стиль общения воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми.

2.Самостоятельно составьте конспект занятия по сенсорному развитию и подготовьтесь к его проведению. При необходимости изготовьте наглядное пособие.

3.Продолжайте самостоятельное проведение следующих режимных процессов:

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры на прогулке, в группе;

- индивидуальная работа (по физическому воспитанию, формированию представлений о самом себе, по сенсорному развитию);

- кормление, умывание, одевание-раздевание, укладывание спать, закаливающие процедуры.

Методические рекомендации для студентов

1. Для определения уровня развития сенсорных способностей ребенка используются экспериментальные задания.

Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. В процессе проверки ведется запись по форме:

Ф.И, возраст ребенка Дата, время Порядок предъявления игрушек Игрушки Инструкция экспери- ментатора Действия ребенка

 

Шестой день. Руководство самостоятельной деятельностью детей.

 

Методические рекомендации для студентов

Продумайте свою роль в самостоятельной деятельности детей вашей группы. Попытайтесь активно включиться в их игры. Для установления контакта с детьми используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н.Я.Михайленко (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. -1993, №3.-С6):

В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру.

2. Играя с детьми, все время пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.).

3. Поиграв с детьми, подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры с взрослыми или возникшие спонтанно, тем самым помогая малышу осознать смысл его действий.

4. Развертывая игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке - котлетка, листок бумаги на игрушечной кроватке - одеяло и т.п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.

5. Обыгрывать новые игрушки в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.

Время Содержание Взаимодействие с другими детьми Воздействие воспитателя
       

 

Делая анализ хронометража отразить следующее:

1. виды деятельности ребенка

2. проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. характеристика устойчивости деятельности.

5. форма общения с другими детьми.

6. участие взрослого в деятельности ребенка.

 

Седьмой день. Самостоятельная работа с детьми в группе. Проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию. Оформление характеристики на ребенка.

Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя. Участие в проведении диагностики развития детей. (см. контроль за развитием детей раннего возраста / Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.).

 

Восьмой день. Наблюдение занятий проводимых воспитателем. При анализе обратить внимание на следующие вопросы:

1. вид занятия, продолжительность;

2. содержание программного материала, соответствие его возрастным возможностям детей;

3. специфика использования наглядно-действенного материала обучения применительно к детям раннего возраста;

4. использование наглядного материала;

5. приемы активизации речи и деятельности детей.

 

Подготовка к проведению открытых занятий.

 

Девятый день. Самостоятельное проведение открытых занятий для всей подгруппы студентов. Коллективное обсуждение занятий. Изготовление наглядных пособий для детей раннего возраста.

 

Десятый день. Самостоятельная работа с детьми, проведение открытых занятий, их обсуждение. Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики.

 

В период практики студенты знакомятся с разными формами работы с родителями, принятыми в дошкольном учреждении. Ведут беседы с родителями по следующим вопросам:

1. по какому режиму живет ребенок дома?

2. соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения?

3. сколько раз спит малыш днем в выходные дни?

4. каков аппетит ребенка?

5. положительные и отрицательные привычки?

6. любимые игрушки, место хранения игрушек?

7. с кем ребенок играет дома?

 

Во время практики студенты ведут дневник, в котором отражают содержание каждого дня и выполнение всех заданий.

Дневник ведется по следующей форме:

Дата Содержание задания Особенности поведения детей Анализ воспитательных приемов
       

 

Документация по практике:

1. Дневник практики;

2. Характеристика на ребенка;

3. Хронометраж самостоятельной деятельности 1 ребенка (в течении 1 часа);

4. Хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов;

5. Конспекты открытых занятий;

6. Наглядное пособие для детей раннего возраста;

7. Отчет о педагогической практике.

 

На основании представленной документации по результатам практики студент получает зачет.

Основные критерии оценки практики студентов:

1. Проявление творчества и самостоятельности в педагогической деятельности.

2. Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми и родителями.

3. Ответственность при подготовке и проведению работы с детьми.

4. Качество изготовленных дидактических материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.