Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы 7 страница




Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за­держаны, арестованы или подвергнуты обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением задержания на месте преступления. Должностное ли­цо, задержавшее судью Конституционного Суда РФ на месте преступления, не­медленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение 24 часов дает или согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры, или отказ в этом.

Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов су­дей как носителей судебной власти. Этими органами являются:

- Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - СоветсудейРоссийской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

- собрания судей Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ;

- съезды (конференции) судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в пе­риод между съездами - избираемые ими советы судей.

Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики, проводят общественную экспертизу законов, иных нормативных актов, ка­сающихся деятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы ор­ганизации судов, их кадрового, ресурсного обеспечения, правового и соци­ального положения судей. Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей, представляют интере­сы судей в государственных органах и общественных объединениях.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органами, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месяч­ный срок.

Организационную деятельность органов судейского сообщества обеспечи­вает Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систе­му органы.

Органы судейского сообщества избирают квалификационные коллегии судей, которые рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность су­дьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, проведения его аттестации и присвоения судье квалифика­ции. Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, привлечение его к уголовной ответственности, заключе­ние под стражу или привод.

Законом “О статусе судей в РФ” предусмотрено создание:

- квалификационных коллегий судей Верховного Суда РФ, судей рес­публик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов;

- Высшей квалификационной коллегии судей, в которую могут быть об­жалованы решения других квалификационных коллегий.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие законы содержат нормы, определяющие правовойстатус судей?

2. В чем состоят требования, которым должны отвечать кандидатына долж­ность судьи?

3. Какие этапы включает механизм назначения на должность судьи?

4. В чем состоят особенности назначения судьи Конституционного СудаРФ?

5. Назовите правовые гарантии независимости судей.

6. Каков порядок приостановления и прекращения полномочий судьи?

7. Каков порядок отставки судьи?

8. В чем состоят правовые гарантии обеспечения неприкосновенностисудьи?

9. Назовите органы судейского сообщества и их задачи.

10. Каково назначение деятельности квалификационных коллегий судей?

 

 

Глава 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности

 

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему орга­нов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важно­сти деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепля­ющие организацию прокуратуры (ст. 129), следу­ют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место среди пра­воохранительных органов, поскольку не относит­ся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, по­мимо Конституции РФ, регламентирована Зако­ном РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федера­ции “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключают­ся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых за­коном интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокура­туры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное пресле­дование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохрани­тельных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному проку­рору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей про­курорской системы задачи.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, обществен­ных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования орга­нов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Рос­сийской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выража­ется в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям фе­деральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодатель­ства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

§ 2. Система прокуратуры РФ

 

Систему прокуратуры РФ составляют генеральная прокуратура, террито­риальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и об­разовательные учреждения.

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам отно­сятся:

- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеоб­разием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административ­ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.

К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных уч­реждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспор­те - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Надзор за исполнением экологических законов на территории волжско­го бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокурату­рой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская приро­доохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созда­ны и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных уч­реждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде ли­шения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализиро­ванной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной про­куратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему во­енной прокуратуры входят:

- прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ра­кетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной погра­ничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководя­щим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ге­неральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощни­ков по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельно­стью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, ин­струкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет от­ветственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Гене­рального прокурора.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входят Главное следственное уп­равление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заме­стителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по граж­данским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлени­ями деятельности прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощника­ми и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопро­сов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими проку­рорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Гене­ральным прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Фе­дерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и рас­поряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным про­курором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Колле­гии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, об­суждают вопросы подбора и расстановки кадров.

Структурно прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравнен­ные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отде­лов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими про­курорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Гене­ральным прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее времянеограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур ру­ководят деятельностью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоя­щим прокурорам предложения об изменении штатной численности проку­ратуры, о кадровых изменениях.

 

§ 3. Прокурорский надзор

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблю­дению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствую­щих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение на­рушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности,

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Россий­ской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осу­ществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирую­щими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распро­страняется на все министерства, ведомства, представительные и исполни­тельные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на кото­рых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского надзора он не вмешивается в хозяйст­венную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, органи­заций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномо­чиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного ха­рактера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственно­сти особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре на­правления прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами и ведомствами, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принуди­тельного характера, администрацией мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реа­гирования на нарушения закона.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого “об­щего” надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, ор­ганами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения феде­ральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространя­ется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопро­сов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомствен­ных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должност­ные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выде­лять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения за­кона могут быть:

- принесение протеста на противоречащий закону правовойакт;

- внесение представления об устранении нарушений;

- обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать право­вой акт недействительным;

- вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производ­ства об административном правонарушении, об освобождении лица, неза­конно подвергнутого административному задержанию на основании реше­ний несудебного органа;

- письменное требование о привлечении виновного лица к иной уста­новленной законом ответственности;

- предостережение.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содер­жит требование отменить или изменить его и направляется органу или долж­ностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в слу­чае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщает­ся в письменном виде.

Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмот­рению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть при­няты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер долж­но быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и за­конам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Прези­дента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном право­нарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должно­стными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предвари­тельного следствия для производства расследования. Прокурор может исамприступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.

Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей цен­ностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущер­ба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод челове­ка и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголов­ное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были под­вергнуты уголовному преследованию.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет ха­рактер административного правонарушения, прокурор возбуждает производ­ство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должност­ному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоя­нию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в су­де свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительно­го числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в су­де общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, наруша­ющий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, кото­рые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном про­цессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод чело­века и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нару­шение.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ус­тановленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприя­тий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законо­дательством РФ и другими федеральными законами.

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы де­ятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дозна­ния и следователями органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия установлены уголов­но-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных пре­ступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключе­ния под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстране­ние обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинитель­ное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопро­са о применении принудительных мер медицинского характера; давать орга­нам дознания и следователям письменные указания; давать согласиенапрекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незакон­ные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продол­жения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следовате­лю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительно­го следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и госу­дарственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона вихпроцессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными под­разделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лише­ния свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных меропри­ятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), при­знанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вно­сит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, пред­варительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязаннос­тей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергну­тых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, за­ключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера; знакомиться с документами, на основании которых ли­ца задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права за­держанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых ме­рам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствую­щих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.