Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Булгаков. Собачье сердце. Повесть




И идеал воспитанности в России

Интеллигентность как добродетель

ВВЕДЕНИЕ

КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ

СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА — ПУТЬ К ПОБЕДЕ (в сокращении)

1. Кодекс спортивной этики Совета Европы: «Справедливая игра — путь к победе» является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.

2. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, и являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.

3. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта — основу, построенную на справедливой игре, товариществе и добровольном движении.

 

ЦЕЛЬ КОДЕКСА

4. Основной заботой и целью Кодекса является Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду, что завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное воздействие на привлечение молодежи к участию в спорте.

 

 

 


 

 

Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать, — тосковал пес, сопя носом, — привык. Я — барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция... Бред этих злосчастных демократов.

 


 

В России, где православная религия не претерпела реформирования, подобно католицизму, религиозной аскезе, молитвенному созерцанию, бескорыстию традиционно придавалось значение высших форм нравственной жизни. Поэтому исторически образцом воспитанности признавался сначала высокообразованный, но непрактичный дворянин, а впоследствии — интеллигент (от «мыслящий»), из разных чинов происходивший, выучившийся и даже получивший за это дворянское звание. В постпетровский период «служилому люду» было отказано в праве собственности на недвижимость. Это обусловило недоступность предпринимательства, торговли для образованных людей. Интеллигенция вынуждена была ограничиться сугубо умственными, духовными занятиями — быть учителями, врачами, священниками, писателями, художниками, музыкантами. Вместе с тем, как отмечает исследователь культуры, начиная с Петра I, служение Отечеству приобретает новый смысл. «Государственное» у Петра перестает быть антитезой религиозному, так как на него переносятся нравственные ценности, взращенные в лоне христианской религии: жертвенное служение Отечеству провозглашается религиозно-нравственным призванием человека, т.е. по существу представляет собой вариант мирской аскезы протестантизма (см.: Лкиндинова Т.А. Проблема традиции в современном русском искусстве // Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы. СПб., 2000. С. 14). Увлечение идеями и опытом Великой французской революции, популярность французских просветителей, народничество с его «теорией малых дел» обусловили идеалы российских интеллигентов. Русские писатели, ученые, учителя искренне сопереживали тяжелому положению народа, участвовали в борьбе с произволом, терпели лишения, ссылки и тюрьмы во имя улучшения исторических судеб Отчизны.

Они отличались высокими духовными интересами, традиционно литературными дарованиями, ценили интеллект и образованность, искренность и правдолюбие. Интеллигенты унаследовали от рыцарей, дворян-декабристов бесстрашие перед произволом властей, питавшее как отвагу террористов, революционеров-подпольщиков, так и мужество диссидентов в советские времена. По словам М.С. Кагана, несмотря на то что интеллигенты живут по всей России, интеллигентность как особое «качество... сформировалось в Петербурге и получило здесь свое идеальное выражение». Поведение интеллигенции «определялось не эгоистическим интересом, а обретавшимся в душевной борьбе представлением о соответствии пути служения народным интересам, идеалу добра и справедливости». В своей книге М.С. Каган соглашается с оценками Д.С. Лихачева, который полагает: интеллигенты — «люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность». В этой же книге отмечается отсутствие в истинных интеллигентах агрессивности и подозрительности, наличие повышенной восприимчивости к культуре, искусству, деликатность, принципиальность, отсутствие национальной спеси, потребность постоянного осмысления жизни (см.: Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 299,301-302).

Интеллигентность выражалась в заботе о культурном развитии народа и страны, отождествлялась с самостоятельностью позиций и чувством собственного достоинства, патриотизмом, но не отождествлялась с предприимчивостью, опыт осуществления которой у нее отсутствовал. Исследователь истории отечественного предпринимательства отмечает, что к концу XVIII в. «любая инициатива, в том числе предпринимательская, зачастую признавалась властью чужеродной на русской почве» (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства... С. 172). Интеллигентность как многознание и глубина внутреннего мира часто противопоставлялась торгашеству и меркантилизму купечества, заботе и жизненных удобствах и телесных удовольствиях, культивируемых в мещанском сословии. Вследствие этого интеллигентность подчас отождествлялась с обличительством, бескомпромиссностью. Если джентльмен в случае несогласия с собеседником предпочитает промолчать или уклониться от спора (так лучше для дела — выгоднее), то интеллигент видит в говорении правды едва ли не свою миссию и готов выдержать и гнев, и разрыв отношений с оппонентом ради истины. Отличительная черта истинного интеллигента — прямота, честность, подвижнический бескорыстный труд. Таковы, в частности, герои произведений А.П. Чехова — врачи, учителя, юристы. Они, рискуя жизнью, спасают детей от дифтерита, по вызову больного едут за сто верст от гроба своего ребенка, занимаются, кроме школьной работы, тяжелым в разъездах репетиторством, ведут многодневные расследования, забывая о дорогах, об удобствах. Это люди, о которых сказано было, что у них «больная совесть». Именно А.П. Чехов сформулирует важное правило интеллигентного поведения в письме к брату. Излагая свое представление об истинно воспитанных людях, Чехов пишет, что они «уходя» не говорят: «С вами жить нельзя!». Как и джентльмены, интеллигенты одержимы стремлением к творческому обновлению в своей профессиональной деятельности.

Таковы были и те, кто составил славу и гордость российской науки, образования, культуры. Российская интеллигенция утвердила за собой авторитет интеллектуальной элиты в мировой культуре, обогатив ее блестящими психологическими концепциями, богатейшим наследием художественной литературы, ставшей поистине смысловой основой современного гуманистического самосознания.

Интеллигентность культивировалась в России и в современной профессиональной этике понимается как продуманность, интеллектуальная оснащенность всякой работы, демократичность и доброжелательность в общении, отсутствие спеси и недопустимость пренебрежения интересами потребителей, партнеров, клиентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.