Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество




Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – это общественно-историческое явление.Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь — сложившаяся исторически в пр-се материал преобразующей деят-ти людей ф-ма общения, опосредованная языком. Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это средство общения людей в форме слов.

Язык и речь. Виды и функции речи.

Рубиншт гов о ед-ве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание кажд обогащается рез-тами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием кажд. Включаясь в пр-с реал практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Осн ф-ция сознания – отраж-е бытия. Эт ф-цию речь вып следующ образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь - это обозна-чающее отражение бытия. Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. Но значен слова — не пассив отраж-е пред-та самого по себе вне практич отнош-й между людьми. Значен слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деят-ти, оно включ в пр-с общения между людьми. Значение слова - это познават отношение человеч сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Носителем значений всегда служит чувствен образ. Но чувствен основа речи ф-ционир лишь как носитель смыслового содержания. Связь слова с пред-том не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная - через обобщен семантич содержан слова — через понятие или образ. В пр-се употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в дан конкрет контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Ф-ции речи: 1. индикативная (слово как указание на предмет); 2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство общения); 5. эмоциональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включ-ся в совокуп-ть выразит движ-й, выраж-ся в интонации, паузах). 7. Сигнификативная (слово как обощение, как средство мышления). 2 осн ф-ции речи - коммуникатив и обозначающая, благодаря кот речь явл средством общения и ф-мой сущ-ния мысли, сознания, формир-ся одна через др и ф-ционир одна в др.

В иды речи: речь жестов и звуковая речь, письм и устная, внеш и внутр. Письм речь — вербал общение при помощи письм текстов. Оно м. б. и отсроченным и непосредств. Уст речь - вербал сообщение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Эти 2 вида речи тесно взаимосвяз, но их ед-во вкл и очень существ различия.

Сущ различ виды как уст, так и письм речи (доклад, беседа, трактат, лекция и т.д.). Внеш речь существ отлич от внутр речи. Внутр речь отлична, прежде всего, по своей ф-ции, стр-ре. Внутр речь - это речь про себя. Выд 3 осн типа внутр речи: а)внутр проговаривание, «речь про себя», сохраняющая стр-ру внеш речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типич для реш мыслит задач в затруднит условиях; б)собств внутр речь, когда она выступ как средство мышл, пользуется специфич ед-цами и имеет специфич стр-ру, отличную от стр-ры внеш речи; с) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

Осн закон разв-я значений употребляемых реб-ком в общении слов заключ в их обогащении жизн индивидуал смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще одной особ-тью семантики внутр речи явл агглютинация, т.е. своеобразн слияние слов в одно с их существ сокращением. Возникающ в рез-те слово как бы обогащ-ся двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от кажд из 2-3 объединен в нем слов. Так, в пределе мож дойти до слова, кот вбир в себя смысл целого высказывания, и оно стан-ся, как гов Л.С. Выг, «концентрир сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внеш речи, пришлось бы использ, вероятно, не одно предложение. Внутр речь, по-видим, и сост из подоб рода слов, совершенно непохожих по стр-ре и употр-ю на те слова, кот мы польз в своей письм и уст речи. Такую речь в силу названных ее особ-тей мож рассм как внутр план речевого мышл.

След выд так же эгоцентрич речь - речь, обращ к самому себе, кот регулир и контролир деят-ть ребенка. Эгоцентрическая речь - переходный этап от внешней речи к внутренней. Она выполняет у ребенка функцию планирования и осмысливания действия. Будучи громкой, т.е. физически внешней, речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением.

 

 

Воображение — это психич познавательный пр-с создания нов представлений на основ имеющегося опыта, т.е. пр-с преобразующего отражения действит-ти. Воображение - психич пр-с, выражающийся: 1)в построении образа средств и конеч рез-та предметной деят-ти субъекта; 2)в создании программы повед-я, когда проблемн ситуация не определена; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейш знач воображения в том, что оно позволяет представить рез-т труда до его нач, т. с. ориентируя чел-ка в пр-се деят-ти. В пр-се деят-ти воображ выступ в ед-ве с мышл. Включ-е воображ или мышл в пр-с деят-ти определ-ся степенью неопределенности проблемн ситуации, полнотой или дефицитом инф-ции, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то дей-ют мех-мы воображения. Нередко одна и та же задача м.б. решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.