Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации




Читайте также:
  1. A. Центр координации спасательных работ, инициировавший прекращение работы, должен передать сообщение по УБПЧ об отмене команды «SILENCE FINI».
  2. I Настройка NanoCADа для работы
  3. I. Общие понятия контрольно — ревизионной работы в ПФР
  4. I. Основные положения.
  5. I. Основные понятия и определения
  6. I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
  7. I. Особенности организации самостоятельной работы
  8. I. Сущность земельной ренты, основные виды
  9. I.2. Основные требования, предъявляемые к тепловому
  10. I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
  11. I.3.1. Особенности диагностической работы школьного психолога в отличие от психолога-исследователя.
  12. II Основные задачи регионального развития

 

Деятельность специалистов, которые реализуют психологиче­ское обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляет­ся как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностика; * психологическая экспертиза; * психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к оптимальному функционированию персонала, развитию субъекта профес­сиональной деятельности или коррекционной работе с персоналом; * консультирование; * создание и использование информационного обеспечения.

1. Психолого-просветительская деятельность создает пред­посылки для того, чтобы психологические услуги и информация оказались вос­требованными в организации. Основная направленность психолого-просве­тительской деятельности состоит, прежде всего, в повышении психологической грамотности персонала, дабы гуманизировать организационную среду, повысить психологическую безопасность персонала, его устойчивость к деструктивным влияниям. Вторая, не менее важная задача психологического просвещения — сформиро­вать благоприятный имидж как самой деятельности психолога в организации, так и собственно задач психологического обеспечения, раскрыть их гуманистическую сущность; обеспечить профилактику страхов и недоверия персонала к психологу в организации. Третья — популяризация и разъяснение новейших психологических иссле­дований, которые отражают потребности личностного роста и организационно­го развития. Четвертая задача — формирование у персонала потребности в психологиче­ских знаниях и навыках и желания использовать их в профессиональной деятель­ности и в иных жизненных ситуациях.

2. Диагностика. Психологами она рассматривается, прежде всего, применительно к задачам пси­ходиагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей че­ловека, но уже без преимущественной ориентации на выявление каких-либо от­клонений. Диагностика личности, например, определяется в психологических источниках как:

а) совокупность принципов и методов, определяющих наиболее существенные (для данного исследования) особенности личности; б) процесс определения указанных особенностей [202, с. 175].

Психологический диагноз выступает конечным результатом деятельности пси­холога, направленной на описание и выявление сущности индивидуально-психо­логических особенностей личности, чтобы дать оценку их актуального состояния, составить прогноз дальнейшего развития и разработать рекомендация, определя­емые задачей психодиагностического обследования.

В психологии также используется термин «профессиональная психодиагно­стика».Это «исследование и оценка свойств индивидуальности человека в целях проведения профессионального отбора, профессиональной ориентации и рацио­нального распределения кандидатов по специальностям, совершенствования про­фессиональной подготовки, решения системы практических вопросов по опти­мизации профессиональной деятельности»



Круг задач, в рамках которых психологами осуществляется диагностика, и, со­ответственно, перечень ее объектов весьма обширен и не сводится лишь к психоди­агностике личностных и индивидуально-психологических особенностей персона­ла. Диагностика в рамках управления человеческими ресурсами осуществляется:

1. При исследовании соответствия лиц, впервые поступающих на службу или претендующих на служебное продвижение, профессионально-квалифика­ционным требованиям: * психофизиологическим; * индивидуально-психологическим; * личностным особенностям.

2. При определении фактического состояния кадров организации, в том числе: * уровня адаптации персонала; * эффективности специалиста в целях аттестации персонала; * наличия у персонала неоптимальных функциональных состояний; * реальной и потенциальной текучести; * предпосылок отклоняющегося поведения; * причин нарушения трудовой дисциплины, норм техники безопасности.

3. При оценке эффективности и действенности корпоративной политики в сфере управления персоналом: * удовлетворенности трудом; * мотивации труда; * потенциальной текучести; * степени идентификации с организацией; * психологического климата коллектива.

4. При определении направлений совершенствования организации труда и управления, чтобы обеспечить эффективное использование кадрового ре­зерва организации:

* условий труда; * представленное в неформальной организационной структуры; ф особенностей разделения труда; * уровня ролевой неопределенности; * стилей управления и ролевых ожиданий в рамках управленческого вза­имодействия; * социально-психологической структуры групп; * ценностей как отдельного работника, так и групп; * уровня развития коллектива; * отношения к различным типам карьер; * отношения к профессиональному самосовершенствованию; * степени обучаемости работника.

5. При изучении и сопоставлении трудовой атмосферы и инновационного кли­мата в подразделениях и отделениях организации: * отношения к нововведениям; * климата коллектива; * сплоченности, сработанности, совместимости персонала в рабочих группах; * типа конфликта, формы его протекания, стадии развит.

Экспертные процедуры. Под экспертизой понимается исследование какого-либо вопроса, требующего спе­циальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертные методы, как указывал В. В. Столин, основываются на профессио­нальном опыте и интуиции специалиста. Эти методы незаменимы там, где не раз­работаны стандартизованные процедуры диагностики

Е. А. Климов, рассматривая экспертные процедуры в психологии, указывает, что они могут осуществляться, по крайней мере, в четырех различных формах: * психолог привлекает знатоков-непсихологов, чтобы заручиться уверенно­стью в вопросах, в которых он сам не может считать себя компетентным; * психолог собирает консилиум специалистов для вынесения суждения о сложном для него случае; * организуется комплексная группа экспертов, включающая не только пси­хологов, но и других специалистов; * психолог сам выступает в роли эксперта, от заключения которого будут за­висеть те или иные административные и прочие решения [73, с. 244].

Экспертиза в психологическом обеспечении управления человеческими ресур­сами используется для оценки: * персонала, в том числе и для установления соответствия профессионалов требованиям трудового поста (аттестации); * организационных проектов; * нормативной документации; * рабочих мест; * условий труда; * режимов труда и отдыха; * систем стимулирования и мотивации труда; * систем распределения трудовых функций; * РR-акций организации; * корпоративной культуры; * причин конфликтов; * причин травматизма.

Воздейственная практика (развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала).

Следует отметить, что указанные виды воздействий, как правило, осуществляют­ся в групповом взаимодействии. Чтобы обозначить разнообразные формы груп­повой психологической работы в организации, прибегают в настоящее время к ряду терминов: психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые груп­пы, группы активного обучения. Рассмотрим их специфику, опираясь на иссле­дование И. В. Вачкова.

Согласно определению этого ученого, групповой психологический тренинг представляет собой «совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и самораз­вития».

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры, чтобы обеспечить пол­ноценное развитие и функционирование личности. Отличие тренинга от коррек­ции определяется тем, что в первом случае внимание уделяется не столько дискрет­ным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Кроме того, кор­рекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не при­нимается категория нормы.

Рассматривая сходство и различие между тренингом и обучением, указывают, что первый невозможно свести к обучению. Это связано с тем, что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсут­ствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение прежде всего эмоционального опыта. Вместе с тем психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в ши­роком смысле слова .

Коррекция, обучение, тренинг могут касаться широкого спектра задач, в том числе: * компетентности в общении; * развития профессионально важных качеств; * формирования профессиональных навыков; * коррекции неоптимальных состояний.

В определении управленческого консультирования следует отметить несколько подходов. Первый придерживается широкого функционального взгляда на кон­сультирование. В этом случае данный вид деятельности определяется как любая форма оказания помощи, связанная с содержанием, процессом или структурой задачи или серии задач, когда сам консультант не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональ­ную службу, работающую на контрактных основаниях и оказывающую услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, про­анализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений. И в этом случае подчер­кивается, что у консультантов — совещательная функция. Они дают советы и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях в органи­зации и претворять их в жизнь. Они отвечают лишь за качество и законность сове­та. Клиенты же несут всю ответственность, которая проистекает из его принятия.





Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.145.83.79
Генерация страницы за: 0.002 сек.