Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нетестовые методы изучения личности




Анализ документов – формирование предварительного представления о субъекте психодиагностического обследования. Изучаются автобиографии, анкеты, характеристики, рекомендации и другие материалы на предмет получения информации о профессионально значимых биографических данных, морально-нравственных и индивидуально-психологических качествах, профессиональной направленности, общеобразовательной подготовленности, чертах характера, склонностях, интересах и т. п.

Беседа – активный метод получения информации из ответов на вопросы, поставленные психологом при непосредственном общении По форме беседа может быть структурированной, то есть согласно разработанной схеме, и неструктурированной – вне жесткого плана, в свободной форме. Предмет анализа – содержательные высказывания, выразительные средства речи, внешние проявления поведения, уточнение результатов экспериментально-психологического обследования (при заключительной беседе). Разновидностью беседы является метод экспертных оценок (заключения экспертов о психологических, профессиональных и других особенностях обследуемого), метод анамнеза (сбор данных об истории развития обследуемого). Результаты беседы должны отразить ситуационные проявления индивидуально-психологических особенностей обследованного и суждения эксперта о его психическом статусе [44].

Анкетирование – сбор первичных данных в форме письменных ответов на вопросы анкеты, касающиеся профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), морально-нравственных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения характерологических особенностей и т. д. Ответы могут быть в форме выбора нужного из предлагаемых вариантов, свободной интерпретации ответа, самооценки – оценки в баллах степени выраженности заданного качества (черты характера, личностного свойства и т. п.), в форме экспертной оценки перечисленных в анкете качеств (вопросов) конкретного субъекта.

Наблюдение– целенаправленное изучение действий, поступков, поведения в целом, а также проявлений мимики, пантомимики, речи, двигательной активности во время беседы и при проведении индивидуального и группового обследования. Цель наблюдения – выявление особенностей проявлений коммуникативности, сообразительности, деликатности, скованности, развязности поведения, смущения, грамотности речи, словарного запаса, выраженности психической напряженности, степени спокойствия, сообразительности, добросовестности при обследовании и т. п.

Биографический метод – изучение жизненного пути человека, анализ психологических характеристик личности в ее развитии, в формировании жизненных позиций, ценностей, устремлений, готовности к выполнению различных ролевых функций, к проявлению способностей к обучению и труду.

Многогранность биографии человека, включающей в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных источников. Основными источниками биографических данных являются 1) официальные биографические документы (характеристика, свидетельство и т. п.); 2) практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.); 3) автобиографические (автобиография, анкета, беседа).

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, волевых качеств и т. п. Основной задачей интерпретации данных жизненного пути является установление последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их обусловленности теми или иными факторами, событиями биографии. Для наиболее полного и систематического изучения биографии целесообразно использовать биографические анкеты [224].


Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.