КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный аспект
В большинстве работ и материалов, посвященных региональным аспектам присоединения России к ВТО, проводятся преимущественно не количественные, а качественные оценки таких последствий. Между 280 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран тем наиболее реальными и правильными представляются прогнозы, основанные именно на количественных измерителях экономического эффекта в регионах, при этом наибольшего внимания заслуживает подход Н. Н. Ливенцева и Л. Д. Лисоволика'. Они приходят к выводу о том, что в рамках ВТО региональные аспекты внешнеэкономической либерализации не занимают сколько-нибудь видное место. Напрямую ссылка на требования и льготы относительно регионов находится в соответствующих положениях ВТО, касающихся субсидий и размещения госзаказа. Авторы прогнозируют усиление роли региональных субсидий в качестве разрешенного ВТО инструмента поддержки депрессивных регионов для смягчения возможных негативных последствий, подобно тому, как это происходит в ЕС. При этом справедливо предостерегают о возможном нарастании регионального расслоения в результате углубления межрегиональной специализации в условиях неравномерного регионального развития и вовлеченности отдельных регионов во внешнеэкономические связи. С учетом интенсивности этих связей и готовности регионов к конкуренции на основе использования импортозамещения (рассчитанного по уровню развития обрабатывающей промышленности) вступление в ВТО наиболее ощутимо коснется таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Татарстан, Приморский край, Хабаровский край, Ленинградская, Московская, Калужская, Иркутская, Кемеровская, Ярославская, Новгородская, Самарская, Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Тульская, Мурманская, Архангельская, Пермская, Калининградская, Орловская, Белгородская области. В то же время прирост валового регионального продукта в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста не превысит 1%. Кроме того, от улучшения условий торговли выиграют экспорто-ориентиро-ванные промышленные и приграничные регионы, а также те, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции. Проведенные в стране институциональные преобразования значительно ослабили зависимость экономик регионов от тех факторов, которые определяют благополучие расположенных на их территории отраслей. Среди основных причин этого ослабления можно выделить следующие. Во-первых, разрыв непосредственной связи между имеющимися материальными и финансовыми ресурсами предприятий и значительной частью непроизводственной сферы. Она заменяется более слабой, опосредованной связью через региональные бюджеты. Во- 1 Ливенцев, Н. Я, Лисоволик, Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002. С. 211. 4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 281 вторых, если в прошлом в регионе оставались почти все доходы предприятий, за исключением той части, которая изымалась в государственный бюджет, то теперь нет препятствий для межрегионального перетока значительной части финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий, по' воле их собственников, нередко находящихся очень далеко от места расположения производственных объектов. Дальнейшая либерализация российской экономики может способствовать и дальнейшему ослаблению комплексности развития региональных экономик. Соответственно процесс присоединения России к ВТО должен сопровождаться принятием комплекса мер по смягчению межрегиональных дисбалансов, в том числе посредством политики в области бюджетного федерализма. «В противном случае игнорирование региональных факторов развития России грозит обострением проблемы ее национальной безопасности и осложнениями в проведении единой экономической политики. Для решения проблемы экономической дифференциации российских регионов следует воспользоваться соответствующими нормами ВТО, дающими возможность для получения льгот»1. В последнее время в печати развернулась широкая дискуссия по вопросу вступления России в ВТО. Появился целый ряд негативных публикаций. В этом потоке, конечно, немало эмоций, отражение страха перед непонятным и неопределенным будущим. Различного рода опасения пытаются эксплуатировать политики как левого, так и правого толка. Однако публикаций, явно выступающих против вступления России в ВТО, сравнительно мало. Абсолютное большинство тех, кто высказывает сомнения, подчеркивают опасность форсированного вступления в ВТО на невыгодных для российской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг условиях. Китай вел переговоры о вступлении 15 лет и стал членом ВТО после того, как был заключен взаимоприемлемый компромисс сначала с Соединенными Штатами Америки (1999 г.), а затем и со странами Европейского союза. Но это был именно экономический компромисс — результат сложных переговоров, и взаимных уступок: Членами ВТО являются более 140 стран, на которые в настоящее время приходится свыше 95% мировой торговли. Число членов ВТО продолжает расти. Это свидетельствует о том, что членство в ВТО не только не препятствует реализации национальных интересов, а, напротив, способствует их достижению. Ниже приводится оценка неко- 1 Ливенцев, Н. Н., Лисоволик, Я. Д. Указ. соч. С. 229. 2S2 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран торых очевидных и дисісуссионньїх аргументов за и против присоединения (табл. 4.3). Таблица 4.3. Оценка «плюсов» и «минусов» присоединения России к ВТО
4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 283 Продолжение табл. 4.3
284 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран Окончанием табл. 4.3
Два основных вывода, касающихся ВТО и условий участия в организации России: 1. Либерализм системы ВТО заключается прежде всего в том, что эта организация устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не ис- 4.4. Система регулирования товарных рынков ключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения. 2. Условия участия в ВТО и условия доступа на рынок России определяются в ходе переговоров. До завершения переговоров любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, являются неправомерными.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |