Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональный аспект




В большинстве работ и материалов, посвященных региональным аспектам присоединения России к ВТО, проводятся преимущественно не количественные, а качественные оценки таких последствий. Между


280 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

тем наиболее реальными и правильными представляются прогнозы, основанные именно на количественных измерителях экономического эффекта в регионах, при этом наибольшего внимания заслуживает подход Н. Н. Ливенцева и Л. Д. Лисоволика'. Они приходят к выводу о том, что в рамках ВТО региональные аспекты внешнеэкономической либерализации не занимают сколько-нибудь видное место. Напрямую ссылка на требования и льготы относительно регионов находится в со­ответствующих положениях ВТО, касающихся субсидий и размеще­ния госзаказа.

Авторы прогнозируют усиление роли региональных субсидий в ка­честве разрешенного ВТО инструмента поддержки депрессивных ре­гионов для смягчения возможных негативных последствий, подобно тому, как это происходит в ЕС. При этом справедливо предостерегают о возможном нарастании регионального расслоения в результате уг­лубления межрегиональной специализации в условиях неравномерно­го регионального развития и вовлеченности отдельных регионов во внешнеэкономические связи.

С учетом интенсивности этих связей и готовности регионов к кон­куренции на основе использования импортозамещения (рассчитанно­го по уровню развития обрабатывающей промышленности) вступле­ние в ВТО наиболее ощутимо коснется таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Татарстан, Приморский край, Хабаров­ский край, Ленинградская, Московская, Калужская, Иркутская, Ке­меровская, Ярославская, Новгородская, Самарская, Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Тульская, Мурманская, Архангельская, Пермская, Калининградская, Орловская, Белгородская области. В то же время прирост валового регионального продукта в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста не превысит 1%. Кроме того, от улучшения условий торговли выиграют экспорто-ориентиро-ванные промышленные и приграничные регионы, а также те, к про­мышленности которых применены антидемпинговые санкции.

Проведенные в стране институциональные преобразования значи­тельно ослабили зависимость экономик регионов от тех факторов, ко­торые определяют благополучие расположенных на их территории от­раслей. Среди основных причин этого ослабления можно выделить следующие. Во-первых, разрыв непосредственной связи между имею­щимися материальными и финансовыми ресурсами предприятий и значительной частью непроизводственной сферы. Она заменяется бо­лее слабой, опосредованной связью через региональные бюджеты. Во-

1 Ливенцев, Н. Я, Лисоволик, Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002. С. 211.


4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 281

вторых, если в прошлом в регионе оставались почти все доходы пред­приятий, за исключением той части, которая изымалась в государст­венный бюджет, то теперь нет препятствий для межрегионального пе­ретока значительной части финансовых ресурсов, остающихся в рас­поряжении предприятий, по' воле их собственников, нередко находящихся очень далеко от места расположения производственных объектов.

Дальнейшая либерализация российской экономики может спо­собствовать и дальнейшему ослаблению комплексности развития ре­гиональных экономик. Соответственно процесс присоединения Рос­сии к ВТО должен сопровождаться принятием комплекса мер по смяг­чению межрегиональных дисбалансов, в том числе посредством политики в области бюджетного федерализма. «В противном случае игнорирование региональных факторов развития России грозит обо­стрением проблемы ее национальной безопасности и осложнениями в проведении единой экономической политики. Для решения проблемы экономической дифференциации российских регионов следует вос­пользоваться соответствующими нормами ВТО, дающими возмож­ность для получения льгот»1.

В последнее время в печати развернулась широкая дискуссия по вопросу вступления России в ВТО. Появился целый ряд негативных публикаций. В этом потоке, конечно, немало эмоций, отражение стра­ха перед непонятным и неопределенным будущим. Различного рода опасения пытаются эксплуатировать политики как левого, так и пра­вого толка. Однако публикаций, явно выступающих против вступле­ния России в ВТО, сравнительно мало. Абсолютное большинство тех, кто высказывает сомнения, подчеркивают опасность форсированного вступления в ВТО на невыгодных для российской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг условиях.

Китай вел переговоры о вступлении 15 лет и стал членом ВТО по­сле того, как был заключен взаимоприемлемый компромисс сначала с Соединенными Штатами Америки (1999 г.), а затем и со странами Ев­ропейского союза. Но это был именно экономический компромисс — результат сложных переговоров, и взаимных уступок:

Членами ВТО являются более 140 стран, на которые в настоящее время приходится свыше 95% мировой торговли. Число членов ВТО продолжает расти. Это свидетельствует о том, что членство в ВТО не только не препятствует реализации национальных интересов, а, на­против, способствует их достижению. Ниже приводится оценка неко-

1 Ливенцев, Н. Н., Лисоволик, Я. Д. Указ. соч. С. 229.


2S2 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

торых очевидных и дисісуссионньїх аргументов за и против присоеди­нения (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Оценка «плюсов» и «минусов» присоединения России к ВТО

 

Ситуация до вступления РФ Ситуация после присоединения РФ
Условия доступа российских то­варов и услуг на основные рын­ки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против Рос­сии применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3—4 млрд долл. США. Доступ на рынки стано­вится проблемой экономической безопасности страны Дискриминация должна быть устранена. Рос­сия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тари­фов, снятию ограничений на поставку, услуг. Россия получит доступ к квазисудебной систе­ме разрешения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений
Россия изолирована от участия в разработке новых правил между­народной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. Например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), тор­говля и социальные вопросы (со­циальный демпинг), особые пра­вила торговли энергоносителями Россия сможет принять участие в разработке новых правил международной торговли с уче­том ее текущих и,стратегических интересов
Расширение. ЕС за счет госу­дарств Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, по оцен­кам, существенно ухудшит усло­вия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов и получения компен­саций ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС
Законодательство России проти­воречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному раз­витию экономической деятель­ности, привлечению капитало­вложений Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, осно­ванного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлека­тельность государства для иностранных инве­стиций, кроме этого, позволит избегать гру­бых нарушений указанных законов и правил непосредственными участниками внешнеэко­номической деятельности

4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 283

Продолжение табл. 4.3

 

Ситуация до вступления РФ Ситуация после присоединения РФ
Субъекты Федерации часто при­меняют меры, препятствующие нормальным экономическим об­менам В соответствии с нормами ВТО участник дол­жен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соот­ветствие с общими и специфическими обяза­тельствами России
В России практически не приме­няются нетарифные меры регу­лирования импорта, между тем в ряде случаев нетарифные барье­ры являются более эффективны­ми, чем тарифные способы огра­ничения импорта Масштабы и формы использования нетариф­ных рычагов могут быть существенно увеличе­ны с учетом накопленного международного опыта. В частности, следует активно исполь­зовать высокие технические стандарты, осо­бые требования в отношении впервые посту­пающих на внутренний рынок иностранных товаров, более жесткие экологические, сани­тарные и фитосанитарные нормы, а также все дополнительные права и льготы, которые, пре­доставляются документами ВТО странам с пе­реходной экономикой
Лоббирование интересов отдель­ных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства законодателей Участие в ВТО существенно сократит возмож­ность лоббирования — Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обяза­тельствами недискриминации
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок запутанна и противоречива Участие в ВТО подчинит политику регулиро­вания доступа на рынок строгим правилам
Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медлен­но и поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии и Киргизии и намерени­ем присоединиться к ВТО Укра­ины и ряда других стран Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза
Некоторые дискуссионные аргументы
Против присоединения Контраргумент ы
Россия лишится возможности за­щищать товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены Уровень связывания тарифа — вопрос перего­воров. Скорее всего, удастся добиться средне­го уровня «связывания» в 12%, что выше ожи­даемого уровня тарифной защиты после реа­лизации последних решений о «гармони­зации». Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции, которые до сих пор практически не используются.

284 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

Окончанием табл. 4.3

 

Ситуация до вступления РФ Ситуация после присоединения РФ
  Наконец, в критических случаях Россия смо­жет выйти из «связывания» тарифа. Что каса­ется субсидий, то запреты касаются, главным образом, только экспортных субсидий в про­мышленности (в России практически не пре­доставляются)
Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интере­сам Это также является вопросом переговоров. Ни один партнер пока не требует полной либера­лизации таких рынков. В проект обязательств заложены некоторые меры, применение кото­рых может устранить негативный эффект ино­странной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В на­стоящее время доступ для иностранных по­ставщиков ограничен только в шести секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкрет­ный рынок услуг
Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверен­ную экономическую политику Россия давно не суверенна в принятии реше­ний. Ее суверенитет ограничивается более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Ряд этих договоров (Договор к Энергетической хартии, Соглашение о парт­нерстве и сотрудничестве с ЕС) содержит, в том числе через прямую ссылку на конкрет­ные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательст­вами участников ВТО. С другой стороны, ре­шение ряда важных макроэкономических за­дач нереально без использования уже накоп­ленного опыта других стран
Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета Эти расходы не превышают 1—2 млн долл. в год (членский взнос, расходы на содержание аппарата)
Участие в ВТО потребует серьез­ных изменений в работе прави­тельства Речь идет о решении весьма непростой зада­чи — необходимости подготовки квалифици­рованных госслужащих

Два основных вывода, касающихся ВТО и условий участия в орга­низации России:

1. Либерализм системы ВТО заключается прежде всего в том, что эта организация устанавливает четкие правила игры в применении ин­струментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внут­ренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не ис-


4.4. Система регулирования товарных рынков



ключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.

2. Условия участия в ВТО и условия доступа на рынок России опре­деляются в ходе переговоров. До завершения переговоров любые выво­ды о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, являются не­правомерными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.