Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация в Европе и региональные особенности. Контрреформация 1 страница




Реформация – (reformatio – преобразование) широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда разнообразие понимания реформации – то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток на реформацию наложила специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, позже в Нидерландах реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы, в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась сверху, во Франции, Венгрии, Польше за реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти, в Швейцарии ее поборниками были исключительно горожане. Всюду, где реформация утверждала новые религиозные порядки, проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества. Основные причины реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств, с сильной королевской властью, резко ограничило политическую роль папства.

Реформация в Германии. С началом реформационного движения было связано выступление М. Лютера в октябре (31) 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. (М. Лютер родился в Эйслебене (Саксония), его отец был состоятельным владельцем медных плавилен и медных разработок. Поступил в Эрфуртский университет, познакомился с эрфуртским кружком гуманистов, сменил свою подпись Luder на Luther, потом поступил в августинский монастырь, где и сложилось его мировоззрение. В Виттенберге он получил степень доктора богословия).

Вступительные слова 95 тезисов Лютера показывают, какую роль преследовал Лютер этим публичным выступлением: «Во имя любви к истине и стремление выяснить ее нижеследующее было предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца М. Лютера … «он просит, кто не может непосредственно вступить с ними в диспут.. сделать это письменно», т.е. речь идет о приглашении к диспуту богословов Виттенберга и теологов из других мест. Это было обычной практикой того времени. Другое дело, что это приглашение возымело столь далеко идущие последствия, о которых не подозревал и сам его инициатор.

Повод для дискуссии – продажа индульгенций. В Средней Германии в начале 1517 г. начал продавать индульгенции монах Тецель, которому покровительствовал Майнцский архиепископ. В Саксонии Тецель был принят сдержанно курфюрстом Фридрихом. Лютер не согласен с продажей индульгенций, он полагает, что индульгенции не способны принести человеку избавления от грехов и примирение грешника с богом все же можно достигнуть. «Ошибаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек через папское отпущение избавляется и освобождается от всякого наказания (тезис 21); «Неправду проповедуют те, которые говорят, что как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища (тезис 27); «Те, которые полагают, что при помощи индульгенций получили спасение, будут навеки прокляты вместе со своими учителями» (тезис 32); «Нужно особенно остерегаться тех, которые говорят, что папское отпущение – это неоцененное сокровище, которым человек примиряется с богом» (тезис 33).

Лютер предлагает путь примирения согрешившего с богом: это путь внутреннего раскаяния и готовности отказаться от совершения греховных поступков в будущем. «Господь и учитель наш Иисус Христос, говоря, «покайтесь», хотел, чтобы вся жизнь верующих была покаянием» (тезис 1). «Это слово ни в коем случае нельзя понимать как таинство покаяния, т.е. как исповедь и отпущение грехов, совершаемое священником» (тезис 2). Истинное покаяние должно сопровождаться скорбью (тезис 40), ибо следовать Христу можно только через скорбь и смерть и только за это христиане получат утешение на небе» (тезис 94). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение и без папских отпущений» (тезис 36). «Всякий христианин, который искренне раскаивается и скорбит о грехах, получает прощение Христа и церкви и без отпустительных грамот, но вследствие божьего дара» (тезис 37). «Папское отпущение и разрешение нельзя, однако, презирать, так как оно есть выражение прощения бога» (тезис 38) – это «реверанс в сторону папы» (Лукоянов В.В. С. 9.). «Нужно учить христиан, что папские отпущения полезны, пока на них не чрезмерно уповают» (тезис 49). «Осторожно нужно проповедовать индульгенции, чтобы народ не понял народ неверно, будто они предпочитаются всем добрым делам» (тезис 41).

Тезисы 42-47 – указывают, что индульгенции не могут заменить дел милосердия, что лучше и полезнее для души помочь бедному, напоить жаждущего, чем купить отпущение, что покупка индульгенции дело добровольное, а не принудительное. «Если папе было бы известно о злоупотреблениях продавцов индульгенций, то он бы предпочел сжечь собор св. Петра, чем строить его из кожи, мяса и костей своей паствы» (тезис 50). Тезисы 62-65 – «отпущение – это сети, которыми теперь вылавливаются богатства людей». «Да будет благословен тот, кто стремится смело выступить против речей и лжи проповедников отпущения» (тезис 72). «Итак, папа под полным прощением всех наказаний понимают не просто все их, но те, которые им самим наложены» (тезис 20). «Бог никому не прощает вины без того, чтобы он не смирился и не покаялся во всем священнику» (тезис 7).

У Лютера возникают мысли, противоречащие духу ортодоксального католицизма. Так, подвергается сомнению право папы на отпущение грехов, ибо это не подтверждается св. писанием (тезисы 5,6). Лютер считает, что папа не может отпускать грехи умерших людей, ибо они не могут уже внутренне раскаяться (тезисы 10, 11, 13), указывается и на то, что заслуги Христа и святых не нуждаются в содействии папы, чтоб дать прощение людям (тезисы 56,58). Лютер упрекает папу в том, что он отошел от чистоты первоначального христианства (тезис 8-13). (Лютеранство: генезис, эволюция, основные особенности протестантизма. Сост. Лукоянов В.В., Кушкин С.Н. Горький, 1989.).

Лютер расходится с папой – подчинение церкви светской власти, за князем признавались права, принадлежащие ранее папе. Выступление против этого порядка – нарушение основ общества. Догматы Лютера – спасение личной верой, священство всех верующих, только милость божья дарует спасение, исключительный авторитет священного писания (система «трех только»). «Человек оправдывается верой независимо от дел закона». Поэтому, спасение (обретение райской жизни) достигается через личную веру в искупительную смерть Христа. Отрицает учение о благодати, т.е. не индульгенция дает искупление, а вера или милость бога. При этом роль человеческой личности и воли близка к нуля. Царство небесное не зарабатывается, а даруется человеку богом, но человек лично ответственен за свое спасение перед богом. Спасение – в практической деятельности. Изменения в культе – нет пышности, отрицание множества праздников, таинства, безбрачие духовенства, монастыри. Католическое духовенство не может быть посредником между человеком и богом. Каждый имеет право на проповедь и совершение богослужения. «Все христиане поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по занятиям».

Церковь – добровольное объединение людей на основе единства религиозных взглядов, а не «мистическое тело Христа», обеспечивавшее спасение верующих. Лютер настаивал на резком сокращении численности духовенства и значительном сокращении расходов на церковь, что отвечало интересам бюргерства. Борьба бюргерства с феодализмом была направлена против пропагандируемого католической церковью церковного авторитаризма (низшее духовенство подчинено высшему, а верующие – духовенству). Это определило религиозный индивидуализм протестантизма, проявляющего в возможности индивидуального обращения к священному писанию.

Каждый получает право на свободу интерпретации библии. Лютер переводит библию на немецкий язык. Ранее Библия была недоступна для верующих, сам Лютер познакомился с текстом библии лишь будучи студентом, толковать ее смог лишь став доктором богословия. Но позже, во время крестьянской войны, увидев, что народ более радикально трактует его положения, стал считать, что лишь духовенство (подготовленное) способно наставлять людей в смирении перед богом.

95 тезисов Лютера, предназначенные для ученого спора, стали вскоре широко известны. По выражению Ф. Энгельса, они (тезисы) явились подобно удару молнии в бочку пороха. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного движения полную неудачу. На диспуте летом (4.07) 1519 г. в Лейпциге между Лютером и профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинении его в гуситской ереси, заявил, что в ереси Гуса имелись истинные христианские положения и что решения соборов (Констанцского) не обязательно выражают божественную волю. Это был открытый разрыв с католической церковью. 15.06.1520 г. папа Лев X издал буллу с угрозой отлучить Лютера от церкви. Папские посланцы распространили в Германии текст этой буллы и стали сжигать некоторые сочинения Лютера. В ответ на это Лютер 10.12. перед городскими воротами Виттенберга сжег книги некоторых схоластов, Экка и в пламя полетел один экземпляр этой буллы.

В 1521 г. в январе Лютер был отлучен от церкви, но в 1520-1521 гг. начался раскол реформационного движения. Папский представитель доложил об обстановке Германии тех лет: «9/10 Германии кричит «Лютер!», остальная 1/10 – по меньшей мере «Смерть римскому двору». Тогда же стали выявляться различные слои оппозиции – народные проповедники, рыцарство.

В 1521 г. Лютер столкнулся с императором Карлом V, который стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов. На Вормском рейхстаге 1521 г. Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Согласно легенде Лютер произнес: «На том стою и не могу иначе». Это снискало Лютеру поддержку некоторых участников рейхстага. Постоянным его покровителем был саксонский курфюрст Фридрих, который видел в реформации орудие против императорской политики. После рейхстага Лютеру была объявлена императорская опала, и его укрыл в Вартбурге близ Эйзенаха Фридрих Саксонский. С этого времени Лютер связан с княжескими интересами и выражает интересы умеренной (консервативной) части бюргерства.

Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных деятелей профессоров Виттенбергского университета Андреаса Карлштадта и монаха бывшего Габриэля Цвиллинга и др., которые стали из церквей удалять алтари, иконы, священный елей. Исполнение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг требовали упразднения землевладения духовенства и его привилегированного положения вообще. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт говорил: «Никто не может быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта молодые люди покидали школы и отправлялись на горные промыслы. Карлштадт, опираясь на священное писание, пытался обосновать «права народа», отрицал церковную организацию, в отдельных случаях высказывал сомнения в необходимости существования властей. Во время Крестьянской войны находился в восставшем Роттенбурге. Из-за своих связей с Мюнцером и симпатий к крестьянам, правда, их насильственные действия он открыто порицал. Он едва не подвергся репрессиям, но Лютер его спас. Карлштадт вел жизнь странствующего проповедника. Имел контакты с анабаптистами, но к ним не примкнул, так как был лютеранином радикального толка. В более радикальных кругах немецкого бюргерства было распространено в богатых южных и западных городах учение швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, выступавшего против княжеского деспотизма и требовавшего республиканского устройства и политической автономии для религиозных общин.

Настоящим показателем раскола реформации было появление народного направления, стремившегося к социальному перевороту. Выразителем этого направления был Томас Мюнцер (1489 г. Штольберг, Южный Гарц, отец – мастер монетного дела, учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, бакалавр богословия). Вначале был сторонником Лютера, но в 1520 г. в борьбе с францисканцами в г. Цвиккау стало ясно, что он занимает более радикальные позиции, чем Лютер. В Цвиккау к нему примкнули анабаптисты и перешли на его позиции (или наоборот). В понимании Мюнцера главные задачи реформации заключались не в установлении новой церковной догматики или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. «Земная жизнь должна быть возвышена до небес». Вера приходит по наитию, учил Мюнцер. У Мюнцера была оригинальная концепция, где отразились влияния Иоахима Флорского, немецких мистиков XIV в., Таулера, гуситов и религиозных сектантов того времени. У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мира «в целом», сама идея «общего», т.е. все, что есть в мире. «Вся власть должна быть отдана простому народу».

Княжеская реформация. Разгром радикального крыла реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в монастырской секуляризации. Первым стал магистр Тевтонского ордена Альбрехт. Весной 1525 г. он распустил орден, провел секуляризацию своего княжества и стал герцогом Прусского. Карл V пока воздерживался от решительных действий против Лютера (очередная итальянская война, Коньякская лига). Иоганн Саксонский и Филипп Гессенский заключили в Торгау (2.05.1526 г.) оборонительный союз и к которому присоединились другие правители Германии.

Но императорское предложение о выполнении решений Вормского эдикта (1521 г.) было донесено до собравшихся в Шпейере (26.06.1526 г.) Фердинандом – наместником Карла V в Германии. Сословия выбрали смешанный комитет, который должен был объяснить 7.08. императору положение дел в государстве и просить до созыва собора дать амнистию последователям Лютера и сословиям предоставить некоторую свободу в церковных делах. В 1526 г. на рейхстаге Шпейере было принято компромиссное решение – пусть каждый из членов империи самостоятельно определяет свою позицию в церковном вопросе. («Каждое из гос. сословий должно так жить, так управлять и так держать себя как надлежит ему в виду ответственности перед богом и его императорским величеством»). Этим решением воспользовались ландграф Гессенский Филипп и курфюрст Саксонский, в чьих владениях было проведено дальнейшее реформирование церковного устройства.

Весной 1529 г. в Шпейере был созван второй сейм. На сейме был численный перевес католических князей. Предложения императора – уничтожить постановления сейма 1526 г., возвратить епископам их права, а духовенству, отнятые земли и доходы, дальнейших нововведений не допускать. Фердинанд заявил, что по похвальному обыкновению меньшинство всегда присоединяется к большинству. Но в тот же день лютеране подписали Шпейерский протест, откуда и получили свое название протестантов. Они отвергали решения дел церкви большинством голосов, придерживались постановлений сейма 1526 г. и соглашались подчиниться только вселенскому или общегерманскому собору. 7 князей подписали этот протест, но провести его в рейхстаге не удалось.

В 1530 г. в июне был созван в г. Аугсбурге рейхстаг. Карл V потребовал от Филиппа Гессенского, Иоганна Саксонского, Георга Бранденбургского отказаться от лютеровской проповеди и принять участие в процессии Тела господня (рейхстаг совпал по времени с этим праздником). Князья отказались. 20.06.1530 г. начались переговоры. Император потребовал, чтобы протестанты изложили свои взгляды относительно религиозных споров на латыни и на немецких языках. Лютер и Меланхтон выработали «Исповедание», где излагались основы лютеранского толкования священного писания, особенно выделяя, все, сходное с католическим учением, причем взгляды Цвингли не принимались в расчет, князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обрядовая и внешняя сторона лютеранства – упразднялась пышность католического культа, почитание икон, мощей, вместо мессы литургия, вместо 7 таинств – 2 (крещение и причастие). 4 южно-германских имперских города – Страсбург, Линдау, Мемминген, Констанц отказались подписать это «Исповедание» и представили свое собственное. Католики составили свое опровержение. В ответ Меланхтон составил «Апологию». Карл V потребовал подчинения от протестантов. Решения рейхстага – протестанты должны отказаться от всех новшеств до заключения собора, на исполнения давался срок - до 15.04.1531 г. Назревал вооруженный конфликт.

Карл V задумал передать корону римского короля Фердинанду и сделать его соправителем. С этой целью он привлек на свою сторону 3 духовных князей, Бранденбург, Пфальц, Кельн. Курфюрст Саксонский был лишен права участвовать в выборах. Лютер – война возможна, и к концу декабря 1530 г. в гессен-тюрингенском городе Шмалькальдене был заключен военно-политический союз между Иоганном Саксонским, Филиппом Гессенским, князьями Брауншвейг-Люнебург, Ангальт, граф Мансфельд, представителями 24 городов. Окончательно этот союз был оформлен в апреле 1532 г. в Швейнфурте. Цель союза – поддержка друг друга в судебной палате, военная помощь друг другу, помешать избранию Фердинанда. В союз входили 8 князей и графов, 7 нижнегерманских и 7 верхнегерманских городов. Каждый член союза должен был выставить известное количество денег и ратников. Союзный совет взял на себя управление делами, предводителями во время войны были курфюрст Саксонский и ландграф Гессенский.

Но император не мог вести войну с князьями из-за своих турецких войн, и поэтому в 1532 г. в Нюрнберге пошел на уступки. По религиозному миру (23.07.1523 г., Нюрнберг) признавали немецких протестантов, прекращалось их преследование. Все нововведения оставались в силе, но до решения общего христианского собора или до рейхстага.

В 1538 г. как противовес Шмалькальденскому союзу Карл V создает в Нюрнберге Католическую лигу, целью которой была защита католической веры.

До 1544 (1545 г.) г. (мир в Крепи, Тридентский собор) возможностей у Карла V предпринимать активные военные действия против немецких протестантов не было. Он придерживался политики уступок им и за это получал военную помощь от них в борьбе с турками, французами.

К 40-м гг. XVI в. сменились лидеры Шмалькальденского союза. Место Иоганна Саксонского занял его сын Иоганн-Фридрих, который находился (из-за Магдебурга и Гальберштадта) в ссоре со своим кузеном Морицем Саксонским (1485 г. саксонский герцогский дом Веттинов был поделен между братьями Эрнестом и Альбрехтом – Эрнест – западная часть Саксонии (Виттенберг + курфюршество), Альбрехт – восточная часть Саксонии (Дрезден, позже Лейпциг)+ герцогство. Вражда - из-за территорий и титула, религиозные расхождения. Эрнестины – протестанты, альбертины – католики, позже сторонники умеренной реформации, к XVII в. восстановление католицизма), сыном Генриха Саксонского. Мориц – протестант (Мейсссенский Иуда), но с 1542 г. был вне Шмалькальденского союза. После того как был созван Тридентский собор и Мориц Саксонский перешел на сторону императора (за помощь военную императору Морицу было обещано курфюршество и часть владений Иоганна Фридриха I), Карл смог начать военные действия против Шмалькальденского союза.

В 1546 г. началась первая Шмалькальденская война. ТВД – Южная Германия. Успех пришел к императору, после того как Мориц занял Саксонское герцогство и стал официально курфюрстом, получив земли, принадлежавшие ранее его кузену. Богемские владения отошли к Фердинанду. Южные города, поддержавшие протестантов, заплатили контрибуцию императору. Наибольший военный успех выпал на долю Карла V в сражении у Мюльберга (у Дрездена) в 1547 г. (24.04) (использованы пистолеты, «пришел, увидел, бог победил»). К императору в плен попал Иоганн-Фридрих, позже и Филипп Гессенский оказался в руках у императора (за свое освобождение они должны были заплатить контрибуцию 150.000 гульденов).

В этих условиях был созван сейм в Аугсбурге, где 13.08.1548 г. был предложен Аугсбургский интерим (временное постановление), (26 статей) по которому восстанавливались права епископов и порядок католического богослужения, восстанавливались 7 таинств, культ святых, допускал брак священников, эразмианская трактовка вопроса об оправдании верой, причащение под обоими видами, отменялись посты, но все это было временно, до решения собора. Интерим не устраивал ни католиков, ни протестантов. Кроме этого были предложены и некоторые гос. реформы для упрочения императорской власти – предлагалось ввести особый налог для содержания постоянного войска, вместо сейма предлагалось учредить совет сословий, где дела бы решались большинством голосов. Последние предложения императора не прошли. Аугбургский интерим – период перехода к католицизму.

Поскольку интерим не удовлетворил никого, то шла подготовка к войне. Мориц Саксонский перешел на сторону протестантов (получив деньги от Франции, Франция заняла Лотарингию), потребовал освободить Иоганна-Фридриха из-под ареста. После того как войска шмалькальденского союза совершили марш-бросок в Тироль, Карл V в мае 1552 г. был вынужден спешно бежать из своей резиденции в Инсбруке.

16.07.1552 г. был подписан договор в Пассау (предложен Фердинандом) – войска распускались, освобождался Филипп Гессенский, через полгода должен был быть созван сейм для восстановления религиозного мира, до этого времени допускалось свобода вероисповедания. Всем осужденным была объявлена амнистия, пострадавшим возвращались их владения или они получали вознаграждения, т.е. решения Аугсбургского интерима отменялись. Император договор в Пассау не признал.

В 1553 г. Карл создает Меммингенский союз, куда вошли архиепископы Кельнский, Зальцбургский, кардинал Аугсбургский, епископ Айхштедский, г. Ульм и Аугсбург, пытался он сформировать в Юго-Западной Германии и Гейдельбергский союз (архиепископ Трирский, Майнцский, Пфальц, Юлих-Клеве, Вюртенбург).

В 1553 г. Мориц Саксонский погиб, в 1554 г. умер Иоганн-Фридрих. В 1554 г. (14.10.) был созван рейхстаг во Франкфурте, где был поднят вопрос об установлении единого порядка в Германии. Но безуспешно.

В феврале 1555 г. был созван сейм в Аугсбурге для установления религиозного мира, закрылся в сентябре 1555 г. 14. 09. 1555 г. Фердинанд на Аугсбургском рейхстаге объявил о соглашении с принципами «Аугсбургского вероисповедания». Признавалось равноправие католиков и лютеран, вне соглашения оставались цвинглиане, кальвинисты, анабаптисты. Князья получили официальное право определять религию свою подданных «Cuis region, eius religio». В результате этого в Германии в 1555 г. сложилось 2 группировки княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княжества на Рейне, Северо-западная Германия, Эльзас) и протестантская (северо-германские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, В. и Н. Пфальц, Вюртемберг).

Реформация в Германии была не только, и не столько движением за реформацию в узком понимании этого слова, сколько движением немецких князей против универсалистских тенденций Габсбургов (Ю.Е. Ивонин). Религиозное движение было знаменем национальной независимости, и территориального сепаратизма. Князья смогли объединиться только во времена крестьянской войны и после Аугсбургского интерима.

Реформация в Англии. В отличие от реформации в Германии и ряде других стран континентальной Европы, где разрыв с папством и образование национальных церквей произошел в результате массового народного движения, английская реформация совершилась сверху. Английские публицисты, сторонники Лютера требовали подчинения церкви королевской власти прекращение любой зависимости от Рима, конфискации церковных богатств. Реформаторы отражали интересы буржуазии и нового дворянства. Деятели реформации – Уильям Тиндел (-1530), М. Кавердал, Т. Кранмер (1489-1556), Х. Латимер сначала были учеными в Кембридже, изучали Новый завет в переводе и с комментариями Эразма, а затем увлеклись Лютером. У. Тиндел в 1524 г. отправился в Германию и издал на английском Новый Завет, затем стал заниматься переводом Ветхого Завета с древнегреческого и древнееврейского (погиб на эшафоте в 1530 г.). Перевод стал пользоваться популярностью в Англии.

Инициатором реформации был Генрих VIII (1509-1547), вступил на престол, едва достигнув 18-летнего возраста (21.04.1509 г.), женился на Екатерине Арагонской (дочери Фердинанда и Изабеллы), ранее она была женой его брата Артура (овдовела 2.04.1502 г.). К 1529 г. Генрих решил с ней развестись из-за политических и чисто личных причин. Развод в Риме должен был получить кардинал Уолси, не получил, ушел в отставку 9.10.1529 г. В гос. Совет были введены Т. Мор – канцлер, и Т. Кромвель («Молот монахов») – хранитель Большой печати. В 1531 г. духовный совет решил признать короля главой английской церкви. Разрыв с Римом относится к 1532-1534 гг., 14.11.1532 г. тайно сочетался браком с Анной Болейн, а в январе 1533 г. публично короновал ее как королеву. Томас Кранмер – архиепископ Кентерберийский.

В 1534 г. парламент признал Генриха VIII главой английской церкви и порвал все отношения с Римом. В 1535 г. Климент VII объявил Генриха VIII отлученным от церкви. Политика Генриха VIII была поддержана Реформационным парламентом 1529-1536 гг.: прекращалась выплата Риму церковных налогов, запрещались апелляции к папе; высшая церковная судебная инстанция – архиепископ Кентерберийский и король. Король назначал епископов, инспектировал церковь, искоренял ереси. Была проведена секуляризация.

В июне 1536 г. открылись заседания высшего законодательного органа церковной организации конвокации, где был выработан «символ веры» архиепископом Т. Кранмером и другими, в нем содержалось признание протестантских догматов «об оправдании верой» и освященном писании, как единственном источнике веры, сохранялась иерархия и административное деление на диоцезы (с епископами, архиепископами), церковные служители должны были иметь облачения, принятые в католической церкви, сохранялись таинства крещения, причастия, алтаря, хлеб и вино освящались в алтаре, сохранялись молитвы, праздники в честь некоторых святых, иконы, изображения, сохранялось нонрезидентство, т.е. англиканская церковь заняла среднее положение между католической и протестантской. Это привело к появлению радикальных священников, требовавших убрать пережитки католицизма, появился «Протест 1536 г.» - против икон, мессы, убранства алтарей и т.д.

Чтобы сокрушить радикальных реформаторов, король в 1539 г. издал статут «Акт о пересечении различных мест, касающихся статей о христианской религии», получившего название «Шестистатейного», или «Кровавого». В нем «Протест 1536 г.» был назван преступным документом, признавались обязательными целибат, месса, устная исповедь. После этого началось преследование сторонников дальнейшей реформации англиканской церкви, этот же статут устанавливал смертную казнь за отрицание основных принципов католического вероучения. Латимер был отстранен от должности. Генрих VIII казнил протестантов за то, что они не признавали догмат о пресуществлении, и католиков за то, что они не признавали его главой церкви.

В 1547 г. умер Генрих VIII (по закону о престолонаследовании 1544 г. ему должен был наследовать Эдуард, потом Мария, Елизавета, если же после них не осталось наследника, престол должен был перейти к Марии, которая была замужем за герцогом Суффолком, у старшей дочери которых Франциски, жены лорда Генриха Грея Дорсет, была дочь Джоанна), передав правление на период несовершеннолетия своего сына Эдуарда VI (1547-1553) Совету регентства, где в основном была новая знать, главной фигурой был дядя короля Эдуард Сеймур, впоследствии герцог Сомерсет, почти все они были реформаторами, которые хорошо нажились на конфискации церковных имуществ. Во время их правления усилилась крайняя протестантская партия. В 1547 г. вышел акт о ликвидации часовен. Вклады, оставленные церкви на отправление заупокойных месс и другое церковное имущество стали объектом экспроприации, конфисковали и значительную часть имущества гильдий, обслуживающих нужды церквей. Не пострадали только лондонские гильдии, грабились приходские церкви под предлогом борьбы с изображениями. В 1549 г. Томас Кранмер ввел молитвенник. В 1552 г. были опубликованы 42 статьи нового вероучения.

В 1553 г. умер Эдуард, ему наследовала Мария. Правда, герцог Нортумберленд совершил переворот, провозгласив леди Джейн Грей, внучку Генриха VII, королевой (королева – девяти дней), но переворот подавлен, леди казнена, а королевой стала Мария Тюдор. Католичка. Хотя она снова ввела католическую мессу, но земли вернуть не удалось. В 1554 г. стала женой Филиппа II, в этом была ее ошибка, так как она нарушила негласный принцип английской политики – самый опасный соперник в торговле является и самым опасным врагом политическим. Затем она примирилась с Римом, были восстановлены старые законы о сожжении еретиков, подготавливалась казнь протестантов. После казни Латимера, Хупера, Феррара, Кранмера жертвами репрессий стали простые люди. Было сожжено около 300 человек в большинстве своем кальвинистов и анабаптистов, ни один мирянин из высшего класса не пострадал. Народ был обеспокоен слухами о том, что возможно введут инквизицию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.