Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация в Европе и региональные особенности. Контрреформация 3 страница




Реформация в Италии была связана с деятельностью Хуана Вальдеса (испанца), у которого был кружок единомышленников в Неаполе. Учение Вальдеса – главным он считал доступное каждому познание божественного промысла, заключенного во всем сущем. Подлинная вера в милосердие божие не ограничивается изучением Евангелия, нужно идти дальше, чтобы понять доброту и подвиг Христа, чтобы в единении с господом обрести покой и внутреннюю свободу. Вальдес отрицал церковную иерархию, не особенно верил в существования чистилища, троицы, пользе исповеди. В кружок Вальдеса входили поэтесса Виттория Колонна, Джулия Гонзага и др., члены этого кружка представляли реформу церкви как постепенное ее обновление путем просвещения, убеждения, примера.

В народе – старые верования и ереси, вальденсы, иоахимиты, фра Дольчино, братьев «свободного духа», анабаптисты. В среде гуманистов распространена была «гуманистическая, или философская ересь», где главным был интерес к человеку, защита свободы воли, разума; где утверждалось, что христианство – это учение о человеке, а Христос – заступник людей, подчеркивался интерес к культуре и образованию, обращались к древнегреческим и древнееврейским источникам. Еще одной особенностью реформации в Италии было то, что здесь отдали дань сочинению социальных утопий. Самая известная – «Город Солнца» Т. Кампанеллы.

Реформация в Дании. Кристиан III осуществил в 1536 г. королевскую лютеранскую реформацию. Реформационное движение в Дании началось еще при Фредерике I (по Лютеру). К 1527 г. последовало разрешение свободной проповеди нового учения, брак духовных лиц, епископы должны были повиноваться королю, стали появляться лютеранские общины. При восшествии Кристиана III (1533-1559) была сделана попытка восстановить католицизм в Дании, но король–протестант арестовал в августе 1536 г. всех епископов и наложил запрет на церковные имущества. Собрал в октябре (30) сейм 1536 г., где были горожане и крестьяне, на котором было решено, что епископские владения и 1/3 десятины предоставлялись короне; принята новая формула присяги, расширявшая права дворянства (это была уступка со стороны короля, чтобы его сын Фредерик был признан наследником). В 1537 г. Иоанн Бугенгаген, друг Лютера, установил лютеранские порядки. За епископами оставили титул, но не власть, во главе церкви – король, дворянство могло участвовать в управлении церковными делами; т.е. духовенство и монастыри лишались земли, которая главным образом досталась королю. В результате королевской реформации в Дании произошло укреплении позиций аристократии.

Реформация в Швеции. Густав Ваза I (1523-1560) продолжал политику регентов, направленную на усиление центральной власти. Но создание нового гос. аппарата, укрепление армии, выплата большого гос. долга Любеку за помощь в борьбе против Дании, требовались средства, поэтому были введены новые прямые и косвенные налоги. Это привело к восстанию крестьян, особенно в провинции Даларна, чем хотели воспользоваться политические противники нового короля среди шведского дворянства, но на риксдаге 1524 г. Густаву Вазе удалось добиться поддержки представителей сословий, восстание было подавлено. Новое восстание вспыхнуло в 1527 г. В этой критической ситуации король созвал в Вестеросе риксдаг и предложил провести секуляризацию церковных имуществ (чтобы сломить силу духовенства и аристократии и освободить страну от Ганзы). 2/3 земли в Швеции принадлежали церкви. Реформацию проводили Лоренц Андерсон, канцлер, Олаф и Лоренц Петерсон, которые специально обучались в Виттенберге и придерживались учения Лютера. В Стокгольме, правда, было низвержение икон, но это движение было остановлено (с трудом), и замечалось некоторое стремление к анабаптизму. Реформацию подготавливали исподволь. На сеймах в Водстене и Стокгольме (январь и июль 1526 г.) король получил разрешение пользоваться 1/10 и 8/9 долями всего годового дохода церкви, но приходилось учитывать упорство духовенства. Поэтому в риксдаге в Вестеросе (1527 г.), где были собраны представители 4 сословий – духовенство, дворянство, горожане, крестьяне, король указал на непригодность существующего раздела земли, на ущерб, который терпит государство от превосходства иностранцев в торговле, и невозможность управлять государством при общем неповиновении и просил сословия обсудить реформы и найти источники для пополнения доходов казны, в противном случае, король грозил сложить с себя корону. Предложений не последовало, затем король произнес: «в таком случае, я не желаю больше оставаться вашим королем», покинул зал. Уговаривали 3 дня, на 4-й день уступил, но при условии, что сословия выполнят все его требования (21.06.1527 г.).

Вестеросский договор дал правительству право конфисковать замки епископов, определять доходы этих замков, их каноников, располагать монастырями по своему усмотрению: дворянам было разрешено отобрать земли, отданные ими церкви с 1454 г.; разрешено было свободно проповедовать слово божье + дополнение: т.н. вестеросский приказ, по которому назначение на церковные должности делалось с согласия короля; в светских делах духовенство подлежало светскому суду; в школах вводилось евангелическое вероучение. Затем восстание было подавлено в Смоланде, Вестготланде, Далекарлии.

Церковная реформация – лютеранское вероучение, духовным лицам разрешено вступать в брак, но сохранялся епископальный строй (но епископы подчинены королю и зависели от консистории (1529 г.). Реформация укрепила позиции центральной власти, феодальное церковное землевладение в Швеции больше не существовало. Лютеранство не сразу приняло крестьянство, были восстания в 1529 г., 1531-1533 гг., все движение социального протеста подавлены.

Реформация в Польше. Подготовлена идеями Яна Остророга (вторая половина XV в.) в «Мемориале об устройстве Речи Посполитой», где высказывались мысли о подчинении католической церкви королевской власти; против десятины, и предлагалось распространить на духовенство повинности и налоги. Аналогичные мысли высказывал и секретарь люблинского старосты Бернат из Люблина.

Реформация в Р.П. была подготовлена и идеями гуманистов, центрами гуманизма были королевский двор и дворы магнатов.

В XVI в. стала к реформационным идеям прислушиваться и среднепоместная шляхта, имело место и гуситское влияние, но реформационные идеи до шляхты не дошли. Так как во многом реформация воспринималась как немецкая идея. В 20-40-х гг. XVI в. реформационное движение носило плебейско-мещанский характер. Роль национально-патриотических мотивов в распространении реформации была здесь существенно ниже, чем в Германии.

В ряде районов Польши идеи реформации распространились в 20-40-х гг. XVI в., а к середине XVI в. получили официальное признание в Королевской Пруссии, Силезии и т.д. Рассадником реформации были богатые города с широким самоуправлением. Реформация здесь не встречала серьезных препятствий со стороны госуд.власти, религиозное учение было лютеранством канонического типа. Это был типичный пример бюргерской реформации, осуществляемой в борьбе с католическим патрициатом. Так, например, было в Гданьске в 1525-1526 гг. Распространение преимущественно лютеранства создало ряд трудностей для дальнейшего расширения реформации, так как польское население относилось к лютеранству как к «немецкой вере», которую охотно воспринимали иноязычные социальные слои (немецкий патрициат Кракова, например). Социальные низы продолжали упорно держаться католицизма. Среди крестьян реформационные учения не получили большого распространения, их переход в другую веру был обычно результатом смены религии их господ.

Большую роль в распространении реформации сыграл переход в новую веру части дворянства польского, а также дворянства Великого княжества Литовского. Магнаты и шляхта усмотрели в реформации «способ потрясти церковь» и требовали приостановки судебной юрисдикции церкви над светскими феодалами. В 50-х гг. XVI в. дворянство Польши и княжества Литовского отдало предпочтение кальвинизму. Это объяснялось не преимуществом кальвинистской догматики, а, прежде всего, его особой политической позицией. В отличие от лютеранства с его проповедью безусловного послушания светской власти кальвинизм давал гораздо лучшее обоснование самостоятельной позиции сословных дворянских организаций по отношению к королевской (княжеской) власти. Переход значительной части дворянства в лагерь реформации в условиях сохранения в Польше сословной монархии с сильно ограниченной государственной властью предопределил установления режима веротерпимости. Но проповедь незнатных выходцев из духовенства и горожан вызвало к жизни протестантское движение.

Пётрковский сейм 1555 г. узаконил свободное существование реформированной церкви, решение религиозных вопросов сейм отложил до созыва национального собора. Католическая церковь сорвала созыв собора. Сторонники реформации во главе с великим коронным гетманом Яном Тарновским решили добиваться на предстоящем сейме создания национальной церкви с богослужением на польском языке и отмены целибата, но и это было провалено. Папа Павел IV направил в Польшу своего нунция Липпомана, чтобы польское духовенство оказало сопротивление реформационному движению. Король Сигизмунд II Август отклонил на Варшавском сейме 1556 г. программу национальной церкви и издал эдикт, запрещавший реформировать те церкви, в которых до Варшавского сейма совершалось католическое богослужение. На Пётрковском сейме 1562-1563 гг. шляхта поставила вопрос о нарушении церковью гос. законов, требовала полного изъятия из компетенции церковного суда дел о светских лицах (добились), чтобы церковь участвовала в расходах на армию, было принято решение о редукции коронных имений. Но после появления ариан в 1562 г., польские феодалы вернулись в лоно католической церкви.

Особенно было сильно в 60-х гг. XVI в. движение антитринитариев, для которых характерно критическое отношение к церковной традиции, стремление основать свои выводы на анализе, + критика филологического текста священного писания. В главном произведении антитринитариев «De falsa et vera unius Dei cognitione» (Альба-Юнга, 1567 г.) отвергалось существование Бога-сына как предвечного Логоса, утверждался взгляд на Христа как на человеческую личность, огромное моральное усилие которой искупало проклятие, лежавшее на роде человеческом. За это человек был возвышен Богом-отцом, наделившим его всеми свойствами своей божественной натуры. Догматически этот взгляд был близок к учению Ария (IV в.), поэтому их еще называли арианами. (Ариане появились в 1562 г. после раскола на синоде в лагере кальвинистов. В арианских общинах принимали участие городская беднота, крестьяне. Ариане в идейном отношении были родственным новгородской ереси «жидовствующих». Идеологи – Петр из Гонёндза и Гжегож Павел из Бжезина. Гжегож в трактате «Об истинной смерти» порицал обрядность, пропагандировал саботаж распоряжений властей, отказ идти в войско. Воспринимали идеи анабаптизма. Себя ариане называли «польские братья». Требовали независимости Польши от папского Рима и защищали свободу совести. Ариане раскололись, часть наиболее радикальных основала новый город Раков, где была их колония, просуществовала до 1638 г.). В развитии идеологии польских антитринитариев большую роль сыграл мыслитель Фауст Социн.

На рубеже XVI-XVII вв. для членов общины была допущена возможность обращаться в суд, занимать должности, иметь подданных. Новая религиозная доктрина, подчеркивая вслед за ранними антитринитариями человеческую природу Христа, изменила традиционный взгляд на самую человеческую природу, отвергая учения о первородном грехе и трактовку распятия как жертвы, искупившей грехи человечества. Каждый, кто станет жить по заповедям Христа, достигнет духовного совершенства и вечной жизни в небесном царстве. Социн и его последователи отвергали магическое значение всех обрядов, рассматривали их как внешние, а потому и несущественные знаки духовного преобразования человека, и сводя тем самым христианское учение к, своего рода, моральной доктрине. Деятельность последователей Социна имела в первой половине XVII в. общеевропейское значение, но не оказала никакого влияния на Р.П., где антитринитаризм остался вероисповеданием небольшой прослойки мещанства и группы дворян. В 1638 г. декретом сейма была закрыта их академия в Ракове, в 1647 г. арианские школы и типографии, в 1658 г. антитринитаризм был изгнан из Р.П.

С начала 60-х XVI в. начинается контрреформация. Главным орудием стали иезуиты, в Польше они появились в середине 60-х гг. XVI в. (1564 г.). Первые успехи контрреформация одержала на Пётрковском синоде 1577 г., где были приняты постановления Тридентского собора и был осужден акт Варшавской конфедерации 1573 г., предоставлявший шляхте свободу вероисповедания.

В 1594 г. была восстановлена уния с Римом (Брестская уния), по которой подданные польского короля греческого исповедания признали главенство папы, взамен сохранили все свои религиозные обряды. Но против выступали казаки и православное духовенство. К 1599 г. был восстановлен католицизм.

Контрреформация. Контрреформация явилась составной частью общей феодальной католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Больше проявилась в тех странах и регионах, где обнаружились признаки хозяйственного упадка и общественного застоя.

Первоначально контрреформация проявлялась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, особенно в Германии и Швейцарии. Опора – классы, сословия, которые были связаны с феодальным строем. Вначале папство не поняло угрозу реформации, боролась путем угроз, проклятий, отлучений, дипломатическими средствами. В 30- е. гг. XVI в. папство выжидало, искало компромисса с протестантами, как будто склонялось к реформам. Назначенная Павлом III (1534-1549) комиссия кардинала Контарини (1536-1537) выработала специальный проект «Проект исправления церкви», но в 40-х гг. на смену партии уступок в курии приходит воинствующая партия.

Папство было вынуждено признать определенные изменения (секуляризация и т.д.), пойти на реорганизацию внутренней структуры, системы власти и управления, она создала новые инструменты, в частности, появились новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, постановления Тридентского собора.

Некоторые ордена были реформированы. Так, в 1522 г. был реорганизован орден камальдулов (ответвления бенедиктинцев), в 1528 г. часть обсервантов (францисканцы) образовали орден капуцинов для деятельности в миру, проповеди и служения среди простонародья. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа образовали конгрегацию монашествующих клириков – орден театинцев для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого были созданы ордена барнабитов, сомасков, ораторианцев (тринитариев), урсулинок, братьев милосердия.

Большую роль в наступлении на реформацию сыграло общество Иисуса, официально утверждено в 1540 г., создано в 1534 г. Игнатием Лойолой (Игнатий (Иньиго) Лопес де-Рекальде-и-Лойола (родовой замок) из знатной фамилии из провинции Гвипускоа, (1491-1556). В 1521 г. при защите Памплоны пуля раздробила ему ногу, болел и Societas Jesu), орден иезуитов. Обеты послушания, нестяжания, целомудрия, верности папе. Устав общества (1558 г.) требовал от иезуитов по предписанию начальника свершения греха, вплоть до смертного. Во главе общества стоял пожизненно генерал. При нем был совет с совещательной и контролирующей функциями. Генерал и совет избирался общим собранием (генеральная конгрегация), которой формально принадлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому признаку, члены ордена делились на несколько классов. Нижняя ступень – поселения, резиденции, миссии, затем коллегия, новициаты, дома профессов. Иезуиты разделили мир на провинции во главе с провинциалами, несколько провинций входили в ассистенции, возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой державе. Отличительная черта иезуитов – деятельность в миру, должен был находиться в центре политических и общественных интересов, главным средством иезуитов было воспитание (образование) и дипломатия. («Духовные упражнения» Лойолы (1548 г.). Иезуиты были эрудированны, были духовниками, в момент стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений, не гнушались никакой, даже самой черной работы. Используя любую возможность, к «вящей славе божьей». Ранее всего орден обосновался в итальянских государствах, Португалии, Испании, хотя ему пришлось преодолеть недоверия Карла V и Филиппа II, а также сопротивление высших членов церкви, инквизиции, доминиканцев, университета. Затем иезуиты оказались в католических землях Германии, особенно в Баварии, в Австрии, Богемии, Венгрии, позже во Франции, в Речи Посполитой, в Нидерландах, основав коллегии в Лувене и Антверпене и т.д. В XVII в. даже ненадолго орден обосновался в Османской империи, были в Ост-Индии, Японии, Китае, Абиссинии, испанской и португальской Америке.

Инквизиция и книжная цензура католицизмом использовались как охранительные меры. Были введены для борьбы с религиозным инакомыслием, нанеся вред гуманизму и прежде всего в Италии. В 1542 г. в Риме была реорганизована инквизиция и создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией (на все католические государства). Инициатором был кардинал Караффа. Но во Франции, Венеции (в то же время Венеция была единственным государством, противостоящим диктату папы. Так, в 1605-1607 гг. разгорелся конфликт, в ответ на решение венецианского правительства ограничить церковное землевладение и на арест двух духовных лиц, папа Павел V наложил на Венецию интердикт. Власти с этим не посчитались, а орден иезуитов был изгнан из Венеции, где выступал против папы фра Паоло Сарпи, современники его называли «Маленьким Лютером Италии», папа был вынужден снять интердикт), Флоренции инквизиция действовала под контролем светских властей; Карл V в Неаполе, а Филипп II в Милане были вынуждены отказаться от попыток ввести инквизицию по испанскому образцу. Великие инквизиторы Караффа и Микеле Гисльери, став папами Павлом IV (1555-1559) и Пием V (1566-1572) даровали инквизиции исключительные права, отменив все ограничения, лишив святой престол верховной власти в делах веры в пользу инквизиционного трибунала. Казни протестантов приобрели невиданный размах – резня вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, избиение морисков в Испании. На эшафоте погибли – бывший апостолический протонотарий Пьетро Карнесекки (1567 г.), гуманист Палеорио (1570 г.), утопист Франческо Пуччи (1597 г.), Джордано Бруно (1600 г.), Джулио Чезаре Ванини (1619 г.).

Террор инквизиции дополнялся книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов. Первые каталоги запрещенных книг был составлены в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции, Милане. В 1559 г. в Риме появился Индекс запрещенных книг.

Папство старалось как можно дольше оттягивать созыв собора, подготовка шла 10 лет, но на созыве настаивали и католики и протестанты. Работу свою собор начал в декабре 1545 г. в Тренто (Tridentum), заседал 18 лет, был призван консолидировать все силы верные папству. Постановления осуждали протестантизм, апостольское предание должно почитаться наравне со священным писанием, латинский перевод библии должен считаться аутентичным (т.е. годным для догматических доказательств), за церковью сохранилось исключительное право толковать священное писание.

На второй сессии (май 1551-апрель 1552 гг.) протестанты, пославшие представителей на вторую сессию, обусловили свое участие в заседаниях требованиями провозгласить собор выше папы, а принятые соборные постановления признать недействительными, что было неприемлемо для курии.

На третьей сессии (январь 1562-декабрь 1563 гг.) папство столкнулось с оппозицией епископов, преобразовательными устремлениями светских властей и национальных церквей католической части Европы. Речь шла о реформе иерархии, богослужения, церковных порядков, нравов. Устои католической церкви были сохранены – остались месса, сохранены немые и заупокойные обедни, латынь при богослужении и свершении обрядов, целибат, причастие под обоими видами было признано небожественным установлением, признав церковь регулировать его по своему усмотрению. Общая реформа нравов и управления духовенством, декретированная собором, предусматривала правила назначения и определяла круг обязанностей кардиналов, епископов, предписывала ежегодное проведение епархиальных и раз в три года провинциальных синодов, усиление епископского надзора за духовенством, реорганизацию соборных капитулов, монашеских орденов. вводились меры против злоупотреблений, упорядочивалось управление церковными имуществами, воспрещались духовным лицам заниматься вымогательствами, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. В 1563 г. приняты были декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, мощей, церковных образов, на этом работа собора была закончена.

В январе 1564 г. Пий IV утвердил постановления собора, оставив за Sancta Sede исключительное право их толкования. Власть папы – высшая и непререкаемая. Франция не признала решения собора (из-за покушения на прерогативы светской власти), Филипп II, швейцарские католические кантоны, князья католической части империи опубликовали его декрет не сразу и с оговорками.

Главной политической и военной силой контрреформации стали Габсбурги, в XVI в. Испанские, в XVII в. – Австрийские. Папа помогал всем католикам. Контрреформация представляла собой проводимую католической церковью политику активного противодействия прогрессивным преобразованиям в общественно-политической и, религиозной и культурной жизни европейских народов XVI-XVII вв.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.