Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проекция нашего образа Бога




Романтическая любовь в качестве Тени.

Часть 2.

 

 

Вызывает большое удивление, что наиболее сильную и высоко ценимую проекцию осуществляют, влюбляясь. Это тоже проекция Тени и, возможно, наиболее прочувствованный религиозный опыт, который хоть когда-нибудь каждому хочется получить. Вспомните, пожалуйста, что Тень, по Юнгу, это все, что лежит в бессознательной части личности. Также вспомните, что это дискуссия о влюбленности, а не об акте любви.

Влюбиться - значит спроецировать наиболее благородную и крайне ценную свою часть на персону какого-то другого человека, хотя иногда, в особых обстоятельствах, она может быть спроецирована не на человека. Есть люди, которые возлагают свое божественное содержание на профессию, искусство или даже место жительства. Язык метко отмечает, что такие люди влюблены в медицину, работы Пикассо или в долину Огайо. Как бы то ни было, большинство из наших примеров будут почерпнуты из опыта наблюдения нашего собственного представления о божественном в личности другого человека. Проверить все это затруднительно, так как мы должны сказать, что божество, которое мы видим в другом, действительно находится там, но мы не имеем возможности увидеть этого до тех пор, пока не уберем наши собственные проекции. Как трудно! Как можно сказать, что проекция неверна, но что божественность возлюбленного есть? Сделать эту тонкую дифференциацию - одна из самых деликатных и самых трудных задач в жизни.

Романтическая любовь или влюбленность отличается от любви, которая всегда тише и более человечна. Во влюбленности всегда присутствует что-то неземное, больше, чем обычная жизнь.

 

Влюбиться — значит спроецировать ту драгоценную часть своей Тени, образ Бога— неважно мужской или женский — на другого человека. Немедленно, этот человек становится носителем всего возвышенного и священного. Говорят о возлюбленном в самых возвышенных выражениях и используют божественный язык. Но это происходит в крайней правой позиции баланса и неизменно притягивает ее противоположность. Когда влюбленность оборачивается к своей противоположности, нет ничего более горького в человеческом опыте. Большинство браков на Западе начинаются с проекции, проходят через процесс освобождения от иллюзий и, по воле божьей, становятся более человечными. Это значит, что они переходят к опоре на более глубокое знание реальной личности другого человека. В то время как влюбленность соседствует с Богом, любовь основывается на реальности, гораздо лучше служащей нашим непритязательным потребностям. Хотя никто не замечает этого вовремя, влюбленность лишает возлюбленного человечности. Любопытно, что, влюбляясь в другого, люди близки к состоянию поражения, так как на самом деле ищут свою проекцию Бога, а не другого человека. Если два человека влюблены, они ступают по звездной пыли, и это длится для них бесконечно долго, потому что опыт божественного стирает для них течение времени. Только когда они спускаются на землю, они, наконец, смотрят друг на друга реалистично, и только тогда существует возможность зрелой любви. Если один человек влюблен, а другой — нет, тот, кто более холоден, готов сказать: «Наши отношения могли бы быть гораздо лучше, если бы ты глядел на меня самого, а не на тот образ, что ты создал».

Карикатура Джеймса Тербора подводит итог этой стадии разочарования. Муж и жена средних лет обращаются друг к другу со словами: «Ну и кто забрал все то волшебство?» Действительно, когда проекция влюбленного истощается, другая сторона реальности — и очень темные вещи, что могут происходить между людьми — берет верх.

Если мы можем это пережить, то потом у нас появляется человеческая любовь, намного менее экзальтированная, чем божественная, но намного более стабильная.

Тень очень важна в браке, и мы можем построить или разрушить отношения в зависимости от того, насколько мы осознаны в этом. Мы забываем, что во влюбленности должны также прийти к согласию с тем, что мы находим раздражающим и безвкусным - явно нетерпимым - в другом, и даже в самом себе. Тем не менее, именно эта конфронтация приводит нашему серьезному росту.

Я недавно слышал об одной паре, у которой достало здравого смысла обратиться к Тени, проведя предсвадебную церемонию. В ночь перед свадьбой они дали ритуальные «Теневые обеты». Жених говорил: «Я дам тебе имя и заставлю мир видеть тебя в качестве моего продолжения». Невеста отвечала: «А я буду делать вид, что покладиста и нежна с тобой, в то время как сама буду тайно все контролировать. И если что-то пойдет не так, я отберу у тебя все деньги и твой дом». Затем они выпили шампанского и посмеялись здоровым смехом над своими слабостями, зная, что в русле брака эти теневые фигуры неизбежно отступят. Они управляли игрой, так как узнали Тень и разоблачили ее.

Когда мы проецируем наш образ Бога на нашего супруга, это так же опасно, как проецирование наших темных качеств, страхов и тревоги. Мы говорим возлюбленному: «Я ожидаю, что ты дашь мне божественное вдохновение, будешь духовным источником моего творческого начала. Я вручаю тебе силу преобразить мою жизнь». В этом случае мы просим возлюбленного делать то, что в прошлом выполняли духовные практики: принести обновление, искупить грехи, спасти наши души.

В двадцатом столетии произошло нечто из ряда вон выходящее, когда из коллективного бессознательного выделился романтизм, и мы открыли искусство находить божественную природу в другом человеческом бытии. В восточном мире это было известно намного раньше, но ограничено отношениями между гуру и его учеником. Сознающий великую силу этого опыта, восточный мир удерживал ее в узких рамках религиозной жизни и запрещал его в повседневных взаимоотношениях. Это мудро: помещать такую силу в большую по размеру емкость, достаточную, чтобы ее вместить. Обычные человеческие отношения, на фоне которых мы разыгрываем эту божественную трагедию, не имеют такой вместимости. Способность влюбляться, романтическая любовь, относительно недавно появились в нашей истории. Вместе с ней западный мир утратил самое возвышенное чувство и приобрел величайшее страдание, которого мы доселе не знали. Практически каждая современная повесть обращается к нашей мощной мотивации влюбиться - или к страху безответной или невостребованной любви. К лучшему или к худшему, но современное человечество обладает романтической силой. Как лучшее, это наивысшая способность человеческой расы, как худшее — это, возможно, самый болезненный опыт, который нам известен. За ветрами, которые разнеслись в двенадцатом столетии, последовали ураганы в двадцатом.

Мы унаследовали два мифа, которые появились в двенадцатом столетии. Миф о Чаше Грааля повествует об индивидуации и божественном госте; миф о Тристане и Изольде вводит нас в энергию романтической любви. Оба предлагают новое содержание для прямого переживания Бога. Мог ли быть этот бесценный опыт ассимилирован, до сих пор остается под вопросом. До появления этих двух великих мифов западный человек

почитал величие Бога совместно с обществом. Бог присутствовал в молельне храма и слишком напрямую не касался личной жизни каждого. Каждый поклонялся в согласии с микрокосмом, совершая те действия, которые соответствовали его собственному небольшому росту. Это безопасность, святость, ритуал. Таким это остается в других культурах до наших дней. А мы еще в двенадцатом столетии приняли во внимание потрясающую возможность прикоснуться к высочайшему напряжению близости к Богу в личном опыте. В этих двух мифах человечество говорит: «Моисей мог бояться увидеть Господа, а я увижу!» Понять эти два мифа значит понять современную дилемму. Истинный миф позволяет продиагностировать целую культуру, это бесценное проникновение в ее характер и судьбу.

Тристан и Изольда показали нам один исход из романтической любви. Они продемонстрировали нам ловушки, в которые мы попадаем, проецируя божественное на жизнь другого человека. Со смертельным ужасом мы видим хаос, который следует, как только мы начинаем смешивать два этих уровня. Это что-то наподобие того, что получится, если подключить домашнюю электропроводку к линии мощностью в десять киловольт. Никакая домашняя система, рассчитанная на 110 вольт, не выдержит эту перегрузку. Манящая напряжением в десять тысяч вольт, такая энергия может храниться только в контейнере, соответствующем ее силе. Ни один рядовой человек не имеет такого контейнера, который уцелеет после воздействия десяти тысяч вольт. Тем не менее, наша культура предписывает такой десятитысячевольтовый опыт для каждого брака. Когда брак выживает, это значит, что супруги спустились на человеческий уровень 110 вольт, и научились искусству любви.

110-вольтовая любовь гораздо ценнее и легче усваивается человеком, чем экстравагантное пиротехническое шоу вольтовой дуги в десять тысяч накалом. Любовь, в человеческой соразмерности, гораздо ценнее, чем романтический опыт «взлета на небеса».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.