Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры заданий




Примеры экзаменационных вопросов

Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают два теоретических вопроса.

 

31. Философия как форма мировоззрения и отрасль знания. Предмет философии.

32. Специфика философского знания.

33. Специфика философских проблем.

34. Функции философии в научном познании.

35. Наука как форма мировоззрения и отрасль знания.

36. Наука как объект философского анализа.

37. Этапы развития науки. Типы рациональности.

38. Специфика современного этапа развития науки.

39. Философия и развитие естественнонаучного знания.

40. Специфика научных проблем.

41. Специфика естественнонаучного знания.

42. Техника как объект философского анализа.

43. Технические науки. Специфика технического знания.

44. Проблема взаимосвязи науки и техники.

45. Философия и наука: концепции взаимодействия.

46. Классификация наук и её значение.

47. Философские проблемы естествознания.

48. Онтологические проблемы физики.

49. Квантовая механика и проблема объективности знания.

50. Проблема детерминизма в естествознании.

51. Философские проблемы химии.

52. Тенденция физикализации химии.

53. Философские методы в научном познании.

54. Проблема бытия и материи в философии и науке.

55. Проблема сознания в философии и науке.

56. Проблема пространства и времени в философии и науке.

57. Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных

отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом. Гражданская позиция ученого и инженера.

58. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

59. Рациональное и иррациональное в научном познании.

60. Истина, ее свойства.

61. Практика как основа познания. Практика как критерий истины. Вторичные критерии истины.

62. Структура научного познания, его методы и формы.

63. Общенаучные и частнонаучные методы познания и исследования.

64. Идеалы и нормы научного познания.

65. Философские проблемы технических наук.

1. Прокомментировать суждение: Демокрит (III – IV вв. до н. э.): Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

2. Прокомментировать суждение:Тертуллиан (II – III вв.): Истинно, ибо абсурдно.

3. Прокомментировать суждение: Роджер Бэкон (XIII в.): Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва позволяют достичь подлинной мудрости. А именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.

4. Прокомментировать суждение: Блез Паскаль (XVII в.): Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем…У сердца свои законы, которых разум не знает.

5. Прокомментировать суждение: Джон Локк: Нет истин, которые бы пользовались признанием всего человечества.

6. Дайте философский анализ следующего тезиса Р.Декарта: “Мыслю, - значит существую”.

7. Как Вы понимаете слова Протагора “Человек – мера всех вещей”?

8. Сводима ли философия к науке?

9. Чьим детищем является атомарная гипотеза – философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

10. Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру?

11. Каковы основные черты информационного общества?

12. Каково соотношение техники и науки?

13. Каковы формы взаимодействия философия и науки?

14. Каковы факторы усиления взаимосвязи между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием?

15. Каковы причины интеграции наук?

16. Каковы причины дифференциации наук?

17. Каковы преимущества междисциплинарных исследований в научном познании?

18. В чём заключаются проблемы междисциплинарных взаимодействий в научном познании?

19. Что означает термин «физикализация химии»?

20. Каковы основные черты современной науки?

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Обязательная литература

1. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук / под ред. д.ф.н. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.,1995.

6. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. - М.,1994.

7. История и философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, Альма-Матер, 2007. – 109 – 146.

8. КорниенкоА.А.,Ардашкин И.Б., Чмыхало А.Ю. История и методология науки: учебное пособие //Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002.

8. Кохановский В.П. [и др.]. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 28 – 37.

 

Дополнительная литература

1. Авдулов А.Н. Наука и технология на пути в ХХI век // Россия и современный мир. - 2001. - №1. - С.219-225.

2. Алферов Ж. Физика на пороге ХХI века // Наука и жизнь. - 2000. - №3. - С.2-10.

3. Аронов Р.А. Об основаниях «нового способа мышления о явлениях природы». // Вопросы философии. - 2001. - №5. - С. 149 - 158.

4. Бабенко В. О конце века, конце света в начале тысячелетия // Наука и жизнь. - 2000. - №12. - С.22-32.

5. Белоконева О. Технология ХХI века в России. Быть или не быть? // Наука и жизнь. - 2001. - №1. - С.3-9.

6. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. - Минск,1983.

7. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. - М.,2000.

8. Каратеев В.П. Единство, интеграция, синтез научного знания. - Саратов,1987.

9. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.,1998.

10. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие. // Вопросы философии. - 2001. -№3. - С. 103 – 110.

11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.,1994.

12. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1989.

13. Марков Б.В. Наука и жизненный мир (вместо заключения) // Наука и ценности. Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. - Л.,1990. - С.178 – 182.

14. Паршин А.Н. Дополнительность и симметрия // Вопросы философии. - 2001. - №4. - С. 84-89.

15. Сачков Ю.В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. - 1999. - №7. - С.80 - 86.

16. Сироткин О.С. Технологический облик России // Науковедение. - 1999. - №4.

17. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. - М.,1980.

18. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии, 2009. - № 1.

19. Философские проблемы деятельности (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1985. - №2. - С.29 –47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.