Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд в прошлое




ДЛЯ МИРА ИСЛАМА

ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вырождение

 

Поскольку религия в те дни рассматривалась как программа жизни, не допускалось, чтобы житейский успех мешал духовному прогрессу. Когда же этические идеи Ислама были полностью уничтожены западными убеждениями и стремлениями, человеческий материал на мусульманском Востоке стал быстро вырождаться, умственно и морально. В течение переходного периода, однако, продолжали появляться немногие примечательные исключения, такие как муфтий Садруддин Хан, Наваб Кутбуддин Хан, Наваб Вазируддаула из Тонка, Наваб Кальб-и-Али Хан из Рампура, Мунши Джамалуддин Хан, визирь Бхопала, и Наваб Саийид Сиддик Хасан Хан, в которых суровая самодисциплина аскета, любовь к знаниям ученого и бдительность солдата сочетались с княжеской властью и богатством. Но процесс социального распада, раз начавшись, был неудержим. Ослепленные мощью и прогрессом западных наций, мусульмане, не думая о последствиях, стали подражать западным социальным и экономическим учреждениям, хотя те значительно уступали их собственным и представляли собой в основном погоню за материальным успехом, которая велась со всем пылом всепоглощающей страсти. Престиж религии упал. Учение Пророка было забыто. Все те жизненные идеалы, которые верно отражали в себе как духовные, так и мирские стороны жизни, не подчиняя первые последним, перестали воздействовать на умы большей части мусульманского общества. Их место было занято идеалами гораздо более низкого уровня. Жизнь настолько заполонили пустые желания и занятия, что в ней не осталось места для религии и духовных стремлений и действий. Если сравнить повседневные занятия сегодняшних мусульман и описанных выше представителей старой Исламской цивилизации, будет трудно поверить, что те и другие исповедуют одну и ту же религию или что их в действительности разделяют всего лишь несколько поколений.

 

 

Глава седьмая

 

 

В 6-м столетии, когда мир колебался между жизнью и смертью и ему не у кого было искать помощи, появление Пророка Мухаммада (меиб) возвратило человечеству жизненные силы. Он вверил благосостояние человека заботам общины, которая обладала Богооткровенным Словом и Божественным Законом и в их свете делала все, что является символом чистоты и справедливости. Эта община была благословлена наиболее гармонично уравновешенным правлением и умеренными взглядами и поднялась до положения опекуна человечества, пройдя суровое моральное обучение и достигнув полной духовной согласованности.

Возникновение этой общины означало поворотный пункт в человеческой истории. Она сразу же остановила продвижение человека к своей гибели и обезопасила его на грядущие столетия от моральных и материальных опасностей и несчастий, которые угрожали поглотить его. Под ее руководством человечество спокойно двинулось вперед к своей подлинной цели, разнообразные способности человека были великолепно приведены в действие и' была создана окружающая среда, в которой он мог двигаться к высшей цели прогресса кратчайшим и вернейшим путем.

Под влиянием этой новой общины жизнь людей, их умы и их нравственность были преобразованы. Неверие и испорченность характера были замещены верой и добродетелью, фальшивые этические ценности и ложные идеалы уступили высоким нравственным примерам. Политика была поставлена под контроль этики. В системе Исламской цивилизации существовала столь же неусыпная забота о духовном процветании, как и о материальном. Экономическое развитие сочеталось с моральным прогрессом; политическая экспансия соответствовала духовному подъему. Глубокое, внутреннее единство веры, непоколебимая единственность цели, мир и сочувствие уничтожили все преграды между людьми в мире Ислама и превратили его в общество, которое, несмотря на то, что оно состояло из различных национальных элементов, было счастливым образом избавлено от всех социальных помех, напряжений и предубеждений. Путь добродетели, который так долго пребывал в забвении и стал таким труднопроходимым, был теперь гладкой, ровной дорогой, по которой человечество могло идти свободно и безопасно. Право человека поклоняться и подчиняться Аллаху было восстановлено. Призыв религии породил огромную энергию, которая подняла миллионы людей из глубин упадка к величайшим высотам славы. Дух человека возвысился, и его гений устремился к благородным целям. Короче говоря, караван человечества приблизился к месту своего назначения, а его авангард уже вступил туда.

Но прежде чем остальная часть путешественников смогла достигнуть конца пути, караван внезапно остановился и его руководство сменилось. Прежнему вождю пришлось сложить с себя обязанности, потому что он не принял соответствующие меры для обеспечения безопасности путешественников. Один из них, никому не известный, силой оружия взял в свои руки бразды правления и продолжал вести караван по извилистой и неровной тропе, где даже в полдень стояла ночная тьма. Он все еще продолжает это безумное стремление. Путешественники спотыкаются, падают ничком и стонут, но вождь в своей опрометчивости и дерзости безрассудно продолжает спешить вперед.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.