КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психофизическая тренировка
Неблагоприятных эмоциональных состояний Способы профилактики Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы: • Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические Для этого следует: • Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается — • Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жиз • Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход. . Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно. . Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. . Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя. Упражнение «Это я» Данный способ демонстрирует духовное родство с другими людьми, помогает развить в себе человечность. Наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, в которых вы с ним похожи. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чужие ошибки не представляют собой ничего особенного, можно быстро и эффективно освободиться от напряжения. • Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., На протяжении тысячелетий эмоции человека были непосредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрессовая реакция вызывает физиологическую готовность организма к физической деятельности. В этот момент увеличивается приток крови к сердцу и поперечно-полосатой мускулатуре, напрягаются мышцы, наряду с этим уменьшается приток крови к желудочно-кишечной системе и коже, т. е. происходит мобилизация ресурсов организма, подготовка его к активным действиям. Организм находится в условиях возросшего напряжения и психофизиологической нагрузки. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также ведут к эндокринным и другим физиологическим изменениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний. Противостоять действию факторов напряжения помогают физические тренировки и методы релаксации. У человека, постоянно занимающегося физическими упражнениями, развиваются положительные изменения в организме, которые заключаются в улучшении функционального состояния систем организма, подвергающихся наибольшему напряжению в эмоциоген-ной ситуации. Такие изменения помогают организму успешно противостоять неблагоприятным эмоциональным воздействиям. Систематические занятия физкультурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и оказывают положительное воздействие на личностные характеристики. Это проявляется прежде всего в развитии эмоциональной устойчивости, повышении уверенности в своих силах, формировании сгюсобности противостоять развитию эмоциональной напря-^енности. Характер таких занятий может быть различен: плавание, бег, ходьба на лыжах, теннис, волейбол, футбол и другие С0ортивные игры. Спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры вызывают рост эмоционального напряжения, поэтому в этот момент эффективно проходит обучение эмоциональной саморегуляции. физические упражнения могут применяться для формирования навыков мышечного расслабления. Этому способствует специальная физическая тренировка — комплекс упражнений, формирующих навыки произвольного напряжения и расслабления отдельных групп мышц (напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, последовательное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, расслабление мышц всего тела в сочетании с ритмичными дыхательными движениями). Переход от напряжения мышц к релаксации в сочетании с дыхательными упражнениями способствует своеобразной гимнастике нервных центров, оказывает регулирующее влияние на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудистой системы. Целенаправленные специальные упражнения, оказывая влияние на центральную и вегетативную нервную систему, способствуют формированию навыков, необходимых для устойчивого поведения в напряженных ситуациях. Такие упражнения могут включаться в занятия по физической подготовке будущего педагога. Существование прямой зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжением заметил чикагский врач Э. Джекобсон, который положил начало разработке приемов релаксации. Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Э. Джекобсон заметил, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группы мышц. Например, при Депрессивном состоянии напряжена дыхательная мускулату-Ра, в состоянии страха - напрягаются мышцы артикуляции и Фонации. Он предположил, что снимая напряженность определенной группы мышц, можно избирательно влиять на отрицательные эмоции. Релаксация — это физическое и психическое расслабление Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения. Релаксация необходима: • для подготовки сознания и тела к самовнушению, аутотре • в напряженных моментах, конфликтных ситуациях, требу • для снятия утомления, усталости после трудного дня, не Действие релаксации основано на механизме взаимовлияния. Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Внутреннее напряжение не улавливается нашим сознанием, но создает преобладающее самочувствие, которое проявляется в мышечном напряжении. Оно мешает нам свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить. Под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, снимается активность очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние способствует снятию напряжения, созданию положительных эмоций, состоянию покоя и удовлетворенности. Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово — чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в головном мозге, а через них — на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния. Согласно И.П. Павлову, любой предмет, явление прошлого жизненного опыта человека связывается прочными нервными связями с конкретными словесными обозначениями. Повторное употребление слова, обозначающего данный предмет, явление, вызывает у человека соответствующее ему представление, состояние. Именно на этих условно-рефлекторных связях основан механизм внушения и самовнушения. Самовнушение — это создание установок, воздействующих подсознательные механизмы психики, утверждение, что ус-возможен, выраженное от первого лица в настоящем вре-. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе. Степень действенности слова и его влияние на эмоциональные процессы повышается, когда кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения. Тормозное состояние коры головного мозга может быть вызвано максимальным расслаблением мышц, сосредоточением внимания на расслаблении, регуляции дыхания, состоянии покоя и отдыха. На этом основан механизм аутогенной тренировки (АТ). Общепризнанными источниками АТ признаются учение йогов, учение о гипнозе, методы целенаправленного воздействия на нервно-психическую сферу человека. Термин «аутогенная тренировка» (АТ) произошел от греческого «ауто» — сам, «генный» — порождающий, т. е. «самопорождающая» тренировка или тренировка, производимая самим человеком. АТ была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем. Ее целью являлось психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. После тщательного знакомства с древнеиндийской системой йоги, опыта исследования людей, погружаемых в гипноз, практики использования самовнушения, опыта применения мышечной релаксации И.Шульц предложил методику АТ. Сначала она применялась преимущественно в медицинских целях для лечения расстройств нервной системы. Затем АТ взяли на вооружение в спортивной медицине для оптимизации эмоционального состояния спортсменов, психической подготовки к соревнованиям. Широкое применение АТ также получила в разных профессиональных видах деятельности как одно из средств психоразгрузки, для решения психопрофилактических задач. - В настоящее время существует множество модификаций АТ: психомышечная тренировка, психофизическая тренировка, психорегулирующая тренировка и др. Но независимо от
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |