Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизическая тренировка




Неблагоприятных эмоциональных состояний

Способы профилактики

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состо­яний можно использовать следующие способы:

• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические
ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицатель­
ное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оцени­
вайте события и ситуации.

Для этого следует:

• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается —
делается к лучшему».

• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жиз­
ни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них,
радоваться достигнутым целям.

Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допу­щенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

. Если возникла проблема, конфликт, решать их своевремен­но и обдуманно.

. Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ог­раничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

. Признавать за любым человеком право на свободное про­явление его индивидуальности. Каждый проявляет свою ин­дивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делае­те вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гиб­че в оценках других людей, не стараться переделать партне­ра, подогнать его под себя.

Упражнение «Это я»

Данный способ демонстрирует духовное родство с другими людьми, помогает развить в себе человечность. Наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, в которых вы с ним похожи. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иног­да делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чу­жие ошибки не представляют собой ничего особенного, мож­но быстро и эффективно освободиться от напряжения. • Развивать динамичность установок. Человек с большим на­бором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, глав­ного конкретного результата.

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.,

На протяжении тысячелетий эмоции человека были не­посредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрес­совая реакция вызывает физиологическую готовность орга­низма к физической деятельности. В этот момент увеличи­вается приток крови к сердцу и поперечно-полосатой муску­латуре, напрягаются мышцы, наряду с этим уменьшается приток крови к желудочно-кишечной системе и коже, т. е. происходит мобилизация ресурсов организма, подготовка его к активным действиям. Организм находится в условиях воз­росшего напряжения и психофизиологической нагрузки. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигатель­ные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также ведут к эндокринным и другим физиологическим из­менениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основ­ной причиной психосоматических заболеваний. Противосто­ять действию факторов напряжения помогают физические тренировки и методы релаксации. У человека, постоянно за­нимающегося физическими упражнениями, развиваются по­ложительные изменения в организме, которые заключаются в улучшении функционального состояния систем организ­ма, подвергающихся наибольшему напряжению в эмоциоген-ной ситуации. Такие изменения помогают организму успеш­но противостоять неблагоприятным эмоциональным воздей­ствиям.

Систематические занятия физкультурой и спортом не толь­ко способствуют укреплению здоровья, но и оказывают поло­жительное воздействие на личностные характеристики. Это проявляется прежде всего в развитии эмоциональной устойчи­вости, повышении уверенности в своих силах, формировании

сгюсобности противостоять развитию эмоциональной напря-^енности. Характер таких занятий может быть различен: пла­вание, бег, ходьба на лыжах, теннис, волейбол, футбол и другие С0ортивные игры. Спортивные соревнования, эстафеты, под­вижные игры вызывают рост эмоционального напряжения, поэтому в этот момент эффективно проходит обучение эмоци­ональной саморегуляции.

физические упражнения могут применяться для формиро­вания навыков мышечного расслабления. Этому способствует специальная физическая тренировка — комплекс упражнений, формирующих навыки произвольного напряжения и расслаб­ления отдельных групп мышц (напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, последовательное напря­жение и расслабление отдельных групп мышц, расслабление мышц всего тела в сочетании с ритмичными дыхательными дви­жениями). Переход от напряжения мышц к релаксации в соче­тании с дыхательными упражнениями способствует своеобраз­ной гимнастике нервных центров, оказывает регулирующее влияние на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосу­дистой системы. Целенаправленные специальные упражнения, оказывая влияние на центральную и вегетативную нервную систему, способствуют формированию навыков, необходимых для устойчивого поведения в напряженных ситуациях. Такие упражнения могут включаться в занятия по физической под­готовке будущего педагога.

Существование прямой зависимости между тонусом ске­летной мускулатуры и эмоциональным напряжением заметил чикагский врач Э. Джекобсон, который положил начало раз­работке приемов релаксации. Занимаясь регистрацией объек­тивных признаков эмоций, Э. Джекобсон заметил, что раз­личному типу эмоционального реагирования соответствует на­пряжение соответствующей группы мышц. Например, при Депрессивном состоянии напряжена дыхательная мускулату-Ра, в состоянии страха - напрягаются мышцы артикуляции и Фонации. Он предположил, что снимая напряженность опре­деленной группы мышц, можно избирательно влиять на от­рицательные эмоции.

Релаксация — это физическое и психическое расслабление Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения.

Релаксация необходима:

• для подготовки сознания и тела к самовнушению, аутотре­
нингу;

• в напряженных моментах, конфликтных ситуациях, требу­
ющих проявления эмоциональной устойчивости;

• для снятия утомления, усталости после трудного дня, не­
рвных и эмоциональных перегрузок.

Действие релаксации основано на механизме взаимовлия­ния. Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело. Внутреннее напряжение не улавлива­ется нашим сознанием, но создает преобладающее самочув­ствие, которое проявляется в мышечном напряжении. Оно ме­шает нам свободно жить, чувствовать, двигаться, мыслить.

Под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, снимается активность очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние спо­собствует снятию напряжения, созданию положительных эмо­ций, состоянию покоя и удовлетворенности.

Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово — чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в голов­ном мозге, а через них — на процессы внутренних органов и эмо­циональные состояния. Согласно И.П. Павлову, любой предмет, явление прошлого жизненного опыта человека связывается прочными нервными связями с конкретными словесными обо­значениями. Повторное употребление слова, обозначающего данный предмет, явление, вызывает у человека соответствующее ему представление, состояние. Именно на этих условно-рефлек­торных связях основан механизм внушения и самовнушения.

Самовнушение — это создание установок, воздействующих подсознательные механизмы психики, утверждение, что ус-возможен, выраженное от первого лица в настоящем вре-. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот об­раз укреплять с помощью слов, обращенных к себе.

Степень действенности слова и его влияние на эмоциональ­ные процессы повышается, когда кора головного мозга нахо­дится в состоянии наименьшего возбуждения. Тормозное со­стояние коры головного мозга может быть вызвано максималь­ным расслаблением мышц, сосредоточением внимания на рас­слаблении, регуляции дыхания, состоянии покоя и отдыха. На этом основан механизм аутогенной тренировки (АТ). Обще­признанными источниками АТ признаются учение йогов, уче­ние о гипнозе, методы целенаправленного воздействия на не­рвно-психическую сферу человека.

Термин «аутогенная тренировка» (АТ) произошел от гречес­кого «ауто» — сам, «генный» — порождающий, т. е. «самопорож­дающая» тренировка или тренировка, производимая самим че­ловеком. АТ была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем. Ее целью являлось психическое и физи­ческое оздоровление человека с помощью самовнушения в со­стоянии релаксации. После тщательного знакомства с древне­индийской системой йоги, опыта исследования людей, погру­жаемых в гипноз, практики использования самовнушения, опыта применения мышечной релаксации И.Шульц предложил методику АТ. Сначала она применялась преимущественно в медицинских целях для лечения расстройств нервной системы. Затем АТ взяли на вооружение в спортивной медицине для оп­тимизации эмоционального состояния спортсменов, психичес­кой подготовки к соревнованиям.

Широкое применение АТ также получила в разных профес­сиональных видах деятельности как одно из средств психораз­грузки, для решения психопрофилактических задач. -

В настоящее время существует множество модификаций АТ: психомышечная тренировка, психофизическая трениров­ка, психорегулирующая тренировка и др. Но независимо от




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.