КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности общины у государственных, удельных и помещичьих крестьян
В 1857 г. на долю государственных крестьян приходилось 49% всего крестьянства и 41% всего населения страны, на долю удельных крестьян – соответственно 3,9 и 3,3%. Община в казенной и удельной деревнях в наибольшей степени соответствовала общей модели мирского устройства, которая охарактеризована выше. Это было связано с тем, что коронная и удельная администрация мало вмешивалась в жизнь деревни, предоставив крестьянам право самоуправления и оставив за собой общий контроль в делах, касающихся общественного порядка, исправного взноса платежей и исполнения разного рода повинностей. Вмешательство в жизнь поселян происходило лишь тогда, когда нарушался порядок и возникали трудности с уплатой налогов и ренты. В остальном крестьяне были предоставлены самим себе. До конца XVIII в. самоуправление крестьян осуществлялось по нормам обычного права, которые существовали как устная традиция. В 1797 г. коронная и в 1798 г. удельная администрация составили специальные руководства, в которых в общих чертах определили тот общественный строй, который должен был поддерживаться в казенных и удельных селениях. Уставы санкционировали выполнение общиной не только полицейской и податной, но и других функций, никогда прежде не регулировавшихся властями. Так, обязанности выборных состояли в следующем: 1) обнародование законов и распоряжений правительства; 2) наблюдение за нравственностью и исполнением обязанностей со стороны крестьянства; 3) принятие мер по поддержанию общественного порядка; 4) раскладка повинностей, сбор и доставление в казначейство податей; 5) рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел, принятие по ним решения и его исполнение; 6) опека над малолетними, сиротами, вдовами, расточительными и нерадивыми крестьянами; 7) охрана и правильное использование принадлежавшего общине имущества; 8) попечение о развитии сельского хозяйства и промышленности; 9) организация выборов руководителей общины; 10) наблюдение за церквами и приходами; 11) поддержание в исправности дорог и мостов; 12) принятие мер по общественному призрению и прекращению нищенства; 13) наблюдение за состоянием продовольствия крестьян, создание хлебных запасов на случай неурожая; 14) контроль за отлучками крестьян. Однако дуализм общины не был преодолен. Коронная администрация проводила четкое различие между общиной как поземельным неформальным союзом крестьян и той же самой общиной как официальной административной единицей. Как поземельный союз община отдавалась в руки самого крестьянства, как административная единица она подчинялась коронным властям, которые действовали в общине через выборных. Видный чиновник Министерства государственных имуществ А. Заблоцкий-Десятовский свидетельствовал, что государство использовало общину только как административно-податную единицу, не вмешиваясь в ее внутреннюю жизнь. Как образно выразился в 1837 г. ревизор вятской казенной деревни: «Крестьяне – это стадо, которое стригут, но которое идет, куда хочет. Казенные палаты в хозяйственном отношении и земские полиции в отношении к гражданскому быту поселян имеют единственным предметом: первые – раскладку податей и повинностей, вторые – надзор за своевременным поступлением и отысканием виновных. Но не были для них руководителем». Одни и те же выборные выполняли обязанности начальников и лидеров. Согласно инструкциям, дела, касавшиеся административных и податных вопросов, имели приоритет и как государственные отделялись от всех других дел, называвшихся общественными. Полицейская и податная функции общины, структура органов самоуправления и обязанности выборных как представителей коронной администрации были определены детально, в то время как остальные функции только обозначены. В сущности в инструкциях была сделана попытка юридически, официально закрепить тот общинный строй, который фактически существовал в казенной и удельной деревнях, правда, в интерпретации администрации, вследствие чего неофициальная структура стала полуофициальной. С этого времени можно говорить также и о признании за общинами казенных и удельных крестьян права юридического лица де-юре. Крестьяне указанных категорий в целом были довольны сложившимся положением, о чем свидетельствует то, что волнения среди них были редки (они случались в 3-4 раза реже, чем среди помещичьих крестьян) и что помещичьи крестьяне всегда мечтали перейти в разряд государственных или удельных. Порядки, установленные в 1790-х гг., сохранились в удельной деревне до 1863 г., а в казенной деревне – до 1840-х гг. В 1838-1843 гг. правительство провело реформу, ставившую целью, по словам Заблоцкого-Десятовского, «внести идею законности во внутреннюю организацию общин, придать общинам значение моральных лиц (юридических лиц ), сделать их членов гражданами, все отношения их определить положительными законами, конечная цель которых уже не фискальность, а ограждение личности, словом, преобразовать общину на юридических началах». Другими словами, замысел заключался в том, чтобы официальная и полуофициальная структуры общины слились в единую структуру, а ее официальные и полуофициальные функции образовали единый комплекс, служащий интересам как государства, так и крестьянства. Реформаторы составили подробнейшие и весьма пространные инструкции, или уставы, на этот раз детально определявшие общинный строй казенной деревни. Эти уставы составлялись с учетом обычного права и фактически существовавших порядков. Однако во многих случаях от традиции отклонялись. Община была названа «сельским обществом» и впервые официально признана самоуправляющейся хозяйственно-административной единицей. Высшим органом по делам общественным был провозглашен сход, а по делам государственным – «сельское начальство». Сельское начальство в некоторых существенных отношениях стало отличаться от прежних выборных. Была утверждена номенклатура общественных должностей с точным расписанием обязанностей и порядка исполнения должности; выборные крестьяне должны были соответствовать определенным цензам и – самое существенное – утверждаться коронной администрацией. Сходу сельского общества был придан представительный характер: не все дворохозяева, как прежде, принимали в нем участие, а только сельское начальство и по два представителя от каждых 10 дворов. Лишь при переделах земли на сход приглашались все патриархи. Деятельность сходов была регламентирована: они должны были собираться не по мере надобности, как прежде, а только для избрания руководителей, проведения переделов и три раза в год по текущим делам с определенной заранее повесткой дня. Общинная полиция, как и раньше, выбиралась крестьянами, но выводилась из-под контроля общины и подчинялась непосредственно коронной полиции. Сельский суд утратил свой неформальный характер: теперь он должен был осуществляться специальными выборными и утвержденными администрацией заседателями и сельским старшиной по субботам. Важное изменение касалось состава сельского общества, которое должно было включать 300-500 дворов. Если какое-нибудь отдельное селение отвечало этому требованию, в нем утверждалось сельское общество, и тогда, как и до реформы, сельское общество совпадало с общиной и селением. Поскольку число таких селений не превышало 1%, то два или несколько селений меньшей населенности объединялись в одно сельское общество, но таким образом, чтобы расстояние между ними не превышало 16 км. Чтобы выполнить последнее требование, сельские общества утверждались и в селениях, не имевших установленного числа дворов. В результате реформы число составных сельских обществ, объединявших несколько селений, увеличилось, а простых обществ, состоявших из одного селения, уменьшилось, и соответственно многие отдельные селения лишились права юридического лица. Крестьянство было этим недовольно и нашло простой выход – оно сохранило простые общины всюду, где они существовали до реформы, что привело к тому, что наряду с официальным сельским обществом продолжала существовать де-факто деревенская община с прежними функциями и с прежней структурой, действуя по обычаю и традиции. Вследствие этого в составных сельских обществах дуализм общины усилился: в них существовали вполне отчетливо официальная и неофициальная структуры, официальные и неофициальные сходы, начальники и лидеры. Реформаторы, по-видимому, находились в состоянии административной эйфории, надеясь улучшить положение крестьян с помощью инструкций. Это стремление к всесторонней регламентации заслужило не вполне справедливое нарекание со стороны некоторых современников и историков как попытка поставить живую жизнь в мертвые рамки инструкции, как попытка бюрократизации общины. В данном подходе заключалось и рациональное зерно – желание перейти от устного обычного права к письменному праву, к закону. Поскольку уставы и законы опирались главным образом на обычное право и традиции, то огромная работа по их составлению (Учреждение по управлению государственными имуществами заключало в себе более 4000 статей) явилась в сущности кодификацией обычного права, имевшей целью модернизировать порядок управления, поставить его в рамки писаного закона как для крестьянства, так и для правительства. Беда в том, что вследствие многовековой традиции управлять не по закону, а по совести и правде, ввиду низкой грамотности и слабого контроля со стороны коронной администрации, а также недостатка компетентных и порядочных чиновников быстрый переход государственных крестьян к правомерному общественному строю едва ли был возможен. Кроме того, крестьяне недоверчиво, а часто и враждебно встречали все, что исходило от коронной администрации. Наконец, закрывая дорогу произволу на почве отсутствия писаного закона, многочисленные и многословные уставы открывали путь другому злу – злоупотреблениям на почве плохого знания крестьянами законов, неправильного их толкования, т. е. злоупотреблениям на почве закона. Все перечисленные факторы способствовали тому, что крестьяне в целом негативно отнеслись к реформе, усматривая в ней усиление вмешательства в их жизнь. Однако на деле реформа не разрушила традиционный общинный строй, как казалось некоторым историкам, хотя до некоторой степени его обюрократила и поставила на более четкие, чем прежде, юридические основания. Коронная администрация была слишком слаба, чтобы совершить радикальную перестройку, о которой она мечтала, а крестьянство не проявляло к такой реформе интереса. Благодаря этому традиционный общинный строй полностью сохранился и вмешательство администрации, как и прежде, касалось в основном административных и податных вопросов. Государственные крестьяне по-прежнему обладали большой оперативной автономией, о чем, например, свидетельствует следующий факт. Чиновники, изучавшие распространение раскола в 1850-е гг., через 10-15 лет после реформы обнаружили, что именно в казенных селениях находились наиболее уважаемые раскольничьи молельни и самые ревностные руководители раскола по той причине, что они живут там, «никем и никогда не тревожимые и не видя стеснений в отправлении своих незаконных действий и обрядов». Второй по численности категорией крестьян были владельческие крестьяне, в 1857 г. их доля среди крестьян составляла 47%, а во всем населении страны – 39%. Закон отдавал управление ими в основном в руки помещиков, оставляя за собой право высшего надзора и суда, а также и право вмешательства в случае необходимости. Закон поддерживал общину, но не регулировал ее прерогативы, поэтому ее роль варьировала от имения к имению. Однако все разнообразие форм общинного устройства у помещичьих крестьян можно свести к трем типам, и оно зависело от того, на барщине или оброке находились крестьяне, и от того, кто непосредственно управлял имением – помещик, приказчик (управляющий) или община. Барщинные имения, где в середине XIX в. проживало около 56% владельческих крестьян, управлялись самими помещиками или их приказчиками, в то время как оброчные имения, где сосредоточивалось около 44% крестьян, находились под управлением самой общины. В мелких барщинных имениях с числом крепостных до 100 душ мужского пола (на их долю приходилось 19,1% всех помещичьих крестьян в 1857 г.) помещики обычно управляли самостоятельно, в средних с числом крепостных от 100 до 500 (37,2% крестьян) и больших имениях с числом крепостных более 500 (43,7% крестьян) – с помощью специального аппарата управления. Случалось, что в мелких барщинных имениях господствовал суровый вотчинный режим, а общинное самоуправление замирало. Однако в средних и больших барщинных имениях более обычной была практика разделения сфер влияния между помещиком с его аппаратом и общиной. Когда дело касалось собственно крестьянского хозяйства и быта, там большую роль играла община, вмешательство помещика происходило либо в кризисных ситуациях, либо по апелляции к нему самих крестьян. Когда дело касалось барщины, выполнения тех или иных повинностей, там главенствовали помещик и его аппарат. Но и здесь без общины не обходилось. Она сопротивлялась увеличению повинностей и ужесточению надзора, и помещик был вынужден с этим считаться. Управление с помощью приказчиков практиковалось преимущественно крупными, но также средними и мелкими помещиками, когда они находились на службе. В этом случае помещик сохранял мирское управление как на крестьянской, так и на барской половине имения в качестве противовеса управителю и контролера за его действиями. В подобных имениях община играла более существенную роль по сравнению с имениями, которыми управлял сам помещик. Наконец, в оброчных имениях независимо от их численности, как правило, действовало крестьянское самоуправление в полном своем объеме. Под общим контролем помещиков и их доверенных лиц мир был активно вовлечен в управление вотчиной, и его значение было примерно таким же, как и в казенных селениях. Община распоряжалась надельными землями, выделенными ей помещиком, организовывала производство, регулировала внутридеревенские отношения, вершила суд и т. д. Итак, управление крестьянами в помещичьей деревне строилось, с одной стороны, на слабой зависимости от коронной администрации, с другой стороны, при значительном участии мира. Благодаря общине крестьяне либо осуществляли самоуправление, либо являлись соучастниками управления вместе с помещиком и его административным аппаратом. В имениях, насчитывавших менее двух десятков дворов, деятельность общины как важнейшего социального института крестьянства почти замирала, и крестьяне попадали под полное управление своего владельца. Хотя таких имений было много – 41% общей их численности, но в них проживало всего 30% крестьян. Кроме того, в таких имениях дистанция между бедным барином и крестьянами существенно сокращалась, и их отношения часто принимали достаточно патриархальный характер. Объяснялось это тем, что благосостояние бедных мелких помещиков находилось в сильнейшей зависимости от каждого крестьянина, в силу этого они вынуждены были считаться с интересами крестьян, не злоупотреблять своей властью, а разделять ее так или иначе с крестьянами. Почему помещики признавали мирское самоуправление? Что лежало в основе преимущественно мирного сосуществования помещика и общины? Помещики были вынуждены переложить на общину большую часть своих обязанностей по управлению крестьянами, чтобы уменьшить расходы по управлению имениями и тем самым уменьшить издержки производства. Это вынуждало помещиков активно вмешиваться в крестьянские дела лишь в том случае, если задевались их личные интересы, и исполнять роль арбитра в спорах между крестьянами. Многие помещичьи инструкции прямо запрещали крестьянам обращаться к помещикам или в их конторы с «незначительными делами» и обязывали все частные иски, внутрисемейные ссоры и конфликты разбирать на общинных судах и сходах. Само по себе существование общинного самоуправления служило серьезным препятствием на пути помещичьего произвола, и поэтому крестьяне, сознавая это, твердо защищали общину от покушения на нее помещиков. Сопротивление крестьян было так велико, что даже в тех случаях, когда увеличение надзора за крестьянами за счет сокращения самоуправления сулило значительный рост ренты, помещики, как правило, сохраняли общинное самоуправление из-за страха бунта. Государство рассматривало общину в качестве фактора, стабилизировавшего общественный порядок в деревне, поэтому вплоть до начала XX в. оно поддерживало общинный строй. Кроме того, коронная администрация сохраняла за собой право вмешиваться в дела частновладельческой деревни не только тогда, когда крестьяне выходили из повиновения, но и тогда, когда помещик злоупотреблял своей властью. Прежде всего закон Павла I от 1797 г. и последующее законодательство ограничили барщину тремя днями в неделю, а также запретили работать в воскресенье, в государственные и «в храмовые в каждом селении праздники». Помещики преследовались в уголовном порядке за жестокое обращение с крестьянами. Например, с 1834 по 1845 г. было привлечено к суду за жестокое обращение с крестьянами по меньшей мере 2838 помещиков, из них 630 осуждены, остальные отделались внушением, предупреждением, у некоторых правительство забрало имения в опеку. В 1851-1853 гг. в среднем в год в опеку попадало 195 имений. С 1826 г. правительство через предводителей дворянства и губернские власти организовало секретное наблюдение за отношениями между помещиками и крестьянами. Представление, согласно которому крепостные были всецело отданы под власть помещика, нуждается в корректировке. Общинный строй у белорусского и украинского крестьянства имел некоторые особенности. У них была общинная собственность на землю, но не было переделов. Пахотная земля распределялась общиной в наследственное пользование, но чересполосно, а пастбища находились в общем владении. Существование подворно-общинного землевладения объяснялось тем, что эти территории перешли к России от Польши, где понятие частной собственности имело глубокие корни и традицию, уходящую в XVI в. Чересполосица вынуждала крестьян иметь единый севооборот, а общину – координировать время основных сельскохозяйственных работ. Круговая ответственность связывала крестьян также и в финансовом отношении. В результате основные функции общины были такими же, как в русской передельной общине, и здесь на общину падало все бремя по организации быта крестьян. Однако индивидуальное владение землей имело следствием более значительную, чем в великорусской деревне, имущественную дифференциацию крестьян, более сильное развитие индивидуализма, меньшую сплоченность и слабую кооперацию. Этому способствовали и некоторые различия в эталонной системе ценностей, в которой коллективность, взаимопомощь занимали более скромное место, чем у русских. Современник писал в 1860-е гг. о белорусских крестьянах: «Общинное начало развито в крайне ограниченных размерах, поэтому к упадку отдельного хозяина прочие относятся безучастно; они не пренебрегают случаем поживиться на счет обедневшего, например, захватом его земли, накладом на него излишней натуральной повинности и т. п.».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |