КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сила-Новицкая Т.Г
Главная редакция восточной литературы Москва ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ПОЛИТИКА МИФЫ
«Наука»
Ответственный редактор Т.П. ГРИГОРЬЕВА
Утверждено к печати Институтом востоковедения АН СССР
С 36 Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — 206 с.: ил.
ISBN 5-02-016839-4
В монографии прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.
© Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1990
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие Глава 1. Эволюция института императорской власти в добуржуазной Японии Глава 2. Идеология тэнноизма в период господства императорской системы (1868—1945) Основные положения идеологии тэнноизма Этапы развития тэнноизма Особенности внедрения тэнноистских идей в массы Глава 3. Идеология тэнноиэма в современной Японии Становление «символической императорской системы» Ритуализация общественной жизни Возрождение идеологии тэнноизма Императорская система в массовом сознании Заключение Примечания Список использованной литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга является первой попыткой специального исследования идеологического аспекта культа японского императора (по-японски «тэнно») в советском японоведении. Хотя наши ученые не раз обращались к проблематике, так или иначе связанной с институтом императорской власти в Японии, эта тема еще не стала предметом всестороннего и постоянного научного изучения, тогда как в Японии тэнноизм и императорская система находятся в зоне самого пристального внимания. В Японии издается такое море книг, статей по проблемам монархии, что в нем легко утонуть даже специалисту. Подобный интерес вполне обоснован, поскольку определяется реальной значимостью этих проблем для истории и современности Японии. В наши дни в высокоразвитой индустриальной державе Востока — Японии наблюдается повышенный интерес правящих кругов к политико-идеологическому использованию императора как символа национального единства. Это видно даже поверхностному наблюдателю. А вот ответить на вопрос, почему в современной Японии столь сильны монархические настроения, не так-то просто. При попытках разобраться в нем становится совершенно очевидно, что невозможно оценить роль императора-тэнно в современной Японии исключительно с точки зрения сегодняшнего дня, не рискуя неминуемо исказить суть проблемы или же оказаться лишь в роли растерянного иностранца в таинственном мире восточной культуры. Достаточно сказать, что в том или ином виде нынешние положения тэнноизма оказываются опосредованным переосмыслением классической мифологии Японии и традиционных представлений об императоре, восходящих к глубокой древности. Иными словами, если принцип историзма должен лежать в основе любого исследования, то при изучении проблем японской монархии он оказывается вдвойне необходим. Это обязывает проследить судьбу института императорской власти в Японии и идей, с ним связанных, на протяжении всей его долгой, более чем тысячелетней истории вплоть до наших дней. Идеологический аспект для исследования выбран исходя из его ведущего характера для данной проблематики. В течение всей истории Японии (за редким исключением) монарх имел не столько политическую, сколько культово-религиозную власть, что и определило исключительное место символики, связанной с верховным правителем, в официальной идеологии. Читатель вправе поинтересоваться, почему автор пользуется в работе непонятным для неяпонистов термином «тэнноизм». Дело в том, что хотя формально «тэнносюги» можно было бы перевести как «японский монархизм», такой перевод не отражает в полной мере тот широкий и взаимоувязанный круг проблем, который ассоциируется с понятием «тэнноизм» в истории и современности Японии. Идеология тэнноизма, имеющая центральное значение для понимания содержания довоенного государственного национализма (1868—1945), сохраняет в трансформированном виде свою жизнеспособность и сегодня. Более того, именно ценности этой идеологической системы, представляющей в своей основе официальное переосмысление архаических мифов, служат ключом к пониманию многих черт национального характера японцев, особенностей их мировоззрения, социально-политических представлений, социокультурных ориентаций. Словом, «тэнноизм» — это сложное многоплановое явление жизни японского общества, имеющее свои внутренние законы развития, которые вовсе не просто поддаются пониманию. В книге также употребляется непривычный для советского читателя термин «императорская система» — перевод японского слова «тэнносэй». Этот термин впервые появился в тезисах Исполкома Коминтерна о положении в Японии от 15 цюля 1927 г. Им определялась структура политического господства того времени. После войны он не только широко встречается в марксистской литературе, но стал привычным и для консервативных деятелей и мыслителей, выступающих за сохранение и упрочение института императорской власти в Японии. Словосочетание «императорская система» наиболее адекватно передает специфику монархического строя в Японии, при котором в единую, органически целостную систему увязаны явления разного происхождения: и политического, и идеологического, и религиозного, и мировоззренческого. Элементы этой системы в разных исторических условиях не исчезали безвозвратно, а, как правило, выживали, с тем чтобы в подходящий момент вновь стать функциональными. В довоенной культуре Японии именно государственный культ императора, развитый правителями Мэйдзи на живом организме национальной религии (синтоизме), стал тем интеграционным началом, которое выработало у японцев особое чувство единства с исключительно сильной националистической окраской, сгустившейся в 1930-е годы в мрак агрессивного шовинизма. Хотя в японском послевоенном обществе институт императорской власти уже не является центральным звеном политической структуры, все же при формулировании господствующим классом общенациональных ценностей идеи и ритуалы, культивирующие чувства уважения и любви к императору — «символу государства и единства нации», продолжают играть немаловажную роль. В работе делается попытка показать взаимодействие официальной идеологии и массового сознания на разных этапах японской истории. Именно взаимодействие, поскольку, с одной стороны, идеи тэнноизма навязывались господствующими классами простому народу, но, с другой — культ императора вырастал и «снизу», из национальной психологии, мировоззрения, присущего японцам на протяжении многих столетий, был связан с их искусством, религией, традиционными представлениями. Немалое значение для поддержания авторитета императорской власти имело то, что мифология и искусство играли весьма существенную роль в повседневной жизни народа. Автор надеется, что эта работа поможет наметить основные пути дальнейшего изучения сложной проблемы японского монархизма во всей ее полноте и многоаспектности. Выражаю глубокую благодарность за высказанные критические замечания и ценные советы в период работы над книгой уважаемым коллегам А.Б. Беленькому, Т.П. Григорьевой, Г.С. Киселеву, А.Н. Мещерякову, А.А. Празаускасу, Ю.М. Рю, К.О. Саркисову, Г.Е. Светлову, Н.А. Симонии, В.В. Сумскому.
Глава I ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |