КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Императорская система в массовом сознании 2 страница
Во время процессии были совершены две неудавшиеся попытки помешать похоронам. Несмотря на то что еще в преддверии похорон в Токио были стянуты 32 тыс. полицейских, экстремистам все же удалось на скоростной автомобильной трассе «Тюо» взорвать бомбу. К счастью, никто не пострадал, хотя была повреждена бетонная эстакада дороги. Кроме того, были арестованы двое, попытавшиеся преградить путь машинам с синтоистскими священниками на улице Аояма-дори [214а, 25.02.1989]. В стране состоялось несколько собраний и митингов (в Токио, например 3 тыс. человек приняли участие в 11 таких мероприятиях), в ходе которых обсуждался вопрос о конституционности ритуала похорон и высказывались протесты относительно их организации. Особенно заметно антиимператорские настроения проявились в день похорон среди студенчества и ветеранов второй мировой войны [214а, 25.02.1989]. Судя по специальной программе Эн-эйч-кей 24 февраля 1989 г., реакция в зарубежных странах на проведение церемонии похорон не была однозначной. Наряду с нейтральным и официально-вежливым освещением этих событий средствами массовой информации наблюдались и оценки другого рода. Так, в одном из парков южнокорейской столицы состоялся митинг, в котором приняли участие представители всех возрастных групп. Он прошел под лозунгами протеста против отдавания почестей умершему императору. Китайские пресса и телевидение обошли молчанием это событие, поэтому многие пекинцы ничего не знали о происходящих в Токио церемониях, несмотря на то что для участия в похоронах был делегирован министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь. Смерть императора Сева расценивается многими аналитиками как одна из важнейших вех в послевоенной истории Японии. «Иомиури симбун» писала: «Конец эпохи Сева и начало эпохи Хэйсэй предоставляют нам историческую возможность вновь подтвердить нашу решимость внести вклад в дело мира и стабильности во всем мире в духе конституции» [202, 10.01.1989]. А газета «Джапан таймс» высказалась еще более определенно: «Со смертью его величества императора закончилась самая продолжительная и драматическая эра в японской истории. Вряд ли когда-нибудь вновь Японии предстоит пережить столь тяжелые испытания и такой триумф, как за последние 62 года. Эра Сева сделала современную Японию тем, чем она является сейчас. Практически ни один поворотный момент в этот исключительный период нельзя представить без покойного ныне императора. Война и мир, кризис и процветание способствовали появлению, а затем уходу впечатляющей плеяды национальных лидеров: генералов, политических деятелей и бизнесменов. В Японии многое менялось, но император оставался» [216, 08.01.1989]. Две трети 62-летнего правления императора Сева выпало на послевоенный период, и, несмотря на спорность для некоторых слоев общества значения его личности, образ императора укоренился в массовом сознании как символ государства и единства нации. Факты политической жизни, анализ социальной психологии подтверждают, что сохранение монархии не носит искусственного характера, оно отражает реальную потребность современного японского общества в мифах и священнодействиях. Ни всевозможные нововведения, ни сдвиги в мировоззрении японцев оказались не в состоянии сокрушить древние традиции страны, в том числе средоточие этих традиций — императорскую систему. Реакция, последовавшая со стороны японцев и всего мира на смерть императора Сева и восшествие на престол нового хозяина хризантемового трона, многое рассказала об этой стране и ее сегодняшнем месте в мире. Однако опасения, что правые воспользуются этим благоприятным моментом для расширения своего влияния в обществе, на наш взгляд, малообоснованны. Напротив, приход на престол императора Акихито, не отягощенного негативным грузом прошлого, скорее будет использован правительством, чтобы похоронить это прошлое и, «очистившись», устремиться в будущее. Новый император Акихито представляет собой уже иную эпоху — эпоху демократической конституции и высокоразвитого индустриального общества. Будет ли в связи с этим происходить модернизация «символической императорской системы»? Наследного принца Акихито более полувека готовили стать преемником своего отца. С самого начала его воспитания были нарушены вековые традиции. В отличие от своих августейших предков, которые в основном воспитывались в изоляции строгими наставниками, исповедовавшими конфуцианство, Акихито учился сначала в школе с представителями аристократии, а затем с детьми самого обыкновенного происхождения. Во время американской оккупации наряду с японским воспитателем Синдзо Коидзуми у наследного принца была также американская наставница Элизабет Грей Вайнинг, которая, как считается, параллельно с уроками английского языка передала ему европейские представления о монархии. Затем традиции нарушил уже сам наследный принц, создав своего рода «императорский прецедент», настояв на своей женитьбе в 1959 г. на девушке незнатного происхождения Митико Седа, дочери мукомольного магната. Уже вдвоем они изменили уклад жизни в императорской семье. Вместо того чтобы отдать своих детей на попечение кянек и камергеров, они вырастили их сами. Сыновья Акихито — Хиро и Ая были отправлены для получения высшего образования в Оксфорд. Принц Ая еще не закончил свое обучение там. Акихито придает большое значение семейной жизни, которой посвящает значительную часть своего свободного времени. Митико во многих отношениях можно назвать нетрадиционной императрицей. Она окончила католическое учебное заведение — Университет святой души, свободно владеет английским языком, заядлая теннисистка и превосходно играет на фортепиано и арфе. Кроме того, она почетный вице-президент японского общества «Красного Креста». Но самое главное, что Акихито отличает широко известная личная приверженность открытой, демократической и пацифистской монархии. Общественные контакты его в бытность кронпринцем были несравнимы с затворнической жизнью его отца. Он встречался каждый год примерно с полутора тысячами человек, представляющими все слои общества, давал по три пресс-конференции в год. Акихито побывал во многих зарубежных странах: в Великобритании, Иордании, Югославии, Непале, Бангладеш и Бразилии. Два года назад Акихито потребовал отменить привилегии для императорской машины при проезде городских магистралей, с тем чтобы шофер соблюдал все правила уличного движения, как обычные японцы. Он также привел в шоковое состояние охрану Управления императорского двора, когда воспользовался общественным транспортом во время загородных поездок с семьей. Одним словом, новый император не раз демонстрировал готовность быть ближе к простым людям и стараться жить проще. Новый наследный принц Хиро (или официально — На-рухито) также высказал пожелание, чтобы стена между императорской семьей и общественностью страны была как можно ниже [214а, 15.01.1989]. Судя по опросу общественного мнения, проведенному газетой «Иомиури симбун» 7 января 1989 г., это отвечает устремлениям большинства респондентов, 51% которых высказались за то, чтобы императорский дом стал более открытым, чтобы отношения между императорской семьей и народом носили более тесный характер. 70% опрошенных выразили чувства любви по отношению к новому императору, 17% — уважение, лишь 1% — неодобрение. Для сравнения: в ходе опроса, организованного той же газетой в 1986 г., лишь 35% опрошенных признались, что испытывают чувства любви к императору Сева [202, 10.01.1989]. Газета «Дейли Иомиури» писала в своей редакционной статье в связи с этим: «Когда императорскую семью от народа отделяет чрезмерное число барьеров, это наносит большой вред демократическому обществу. Однако это не означает, что все, что касается императорского двора, должно быть известно общественности. Провести грань очень непросто» [214а, 15.01.1989]. Мнения ведущих интеллектуалов страны разделились. Так, еще в 1984 г. профессор Киотоского университета Юдзи Аида, осудив прозападное воспитание Акихито, доказывал, что японскому народу не нужен «король европейского типа, который является украшением дипломатических и социальных кругов, чья жена занимает положение первой дамы в стране». По его мнению, это не отвечает представлениям японцев о самих себе. «Нам нужен духовный лидер, который не привязан к собственности, власти, статусу и другим ловушкам этого мира, молится богам за счастье японского народа», — заявил Аида [198, 1984, N 5, с. 123]. Сходные мысли высказал известный в стране критик и писатель Хидэаки Касэ, который также не хотел бы, чтобы новый император походил на членов британской королевской семьи. По его словам, в обязанности императора не входит развлекать других. Он — священная фигура, считает Касэ. В связи с этим он предполагает, что императору не следует показываться на людях слишком часто. Совсем иного мнения придерживается популярный социолог Хидэтоси Като, считающий, что Акихито «стал символом хороших сторон послевоенной демократической системы», и выступающий за то, чтобы он «мог действовать так и в будущем» [198, 1984, N 5, с. 121]. Крайне правые выступили с требованием, чтобы Акихито был провозглашен главой государства. Левые, и прежде всего КПЯ, которая опубликовала специальное заявление 7 января 1989 г., напротив, выдвинули задачу полного отказа от императорской системы, опасаясь, что японские политические деятели попытаются использовать нового императора в целях возрождения милитаризма [195, 07.01.1989]. Судя по личности Акихито, представляется, что он сторонник того, чтобы совместить элементы современности с традициями японской монархии, не посягая на ореол таинственности, ритуалы и священнодействия. Император Акихито, совершенно очевидно, не будет стремиться выйти за рамки установлений конституции, запрещающей императору исполнять функции, связанные с правлением, и строго ограничивающей пределы его власти формальной деятельностью, получившей название «представительских функций». Будучи свидетелем разгоревшихся в стране споров о судьбе таких национальных символов, как император, флаг с изображением восходящего солнца (хиномару), гимна «кими-гаё», новый император, по-видимому, будет вынужден учесть последствия феномена интенсивных социопсихологических переоценок, когда многие японцы, в том числе крупные официальные деятели10, начали выступать с открытой критикой императора, что еще несколько лет тому назад было бы немыслимым. Вопрос об изменении роли императора в политической и социокультурной сферах жизни японского общества после вступления на престол Акихито будет зависеть не только от характера и решимости самого нового императора, но и от того, какие политические группы займут лидирующее положение в правительстве. Но, конечно, мы не должны сбрасывать со счетов и такой консервативно настроенный институт, как Управление императорского двора, которое во время болезни императора Сева и при решении ритуальной стороны престолонаследования показало и свою относительную независимость от правительства, и видимую власть над делами управления императорской семьи, хотя бы потому, что оно распоряжается финансовыми делами императорской семьи. В связи с этим встает вопрос о том, что император не пользуется всеми основополагающими правами человека, которые гарантированы каждому гражданину. Например, он не может участвовать в политической деятельности и делать политические заявления. Даже женитьба членов императорской семьи должна быть одобрена специальным комитетом императорского двора. Поскольку в определенных пределах император является общественным деятелем, у него меньше, чем у обычных людей, прав на охрану личной жизни. «Однако, — как пишет газета „Дейли Иомиури", — в соответствии с утвердившимися сейчас толкованием конституции императора необходимо также рассматривать как личность и настолько, насколько это возможно, необходимо гарантировать его права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Кроме того, у императорской семьи должны быть ее собственные частные дела, которые она не хотела бы предавать огласке» [214а, 15.01.1989]. Церемониал смены императоров еще не завершен. В настоящее время Управление императорского двора занято подготовкой к важнейшему ритуалу престолонаследования — «дайдзёсай», который состоится лишь осенью 1990 г. после многих подготовительных обрядов. Поскольку до этого времени в императорской семье будет соблюдаться траур, то все возможные шаги в плане модернизации императорской системы, как представляется, могут быть предприняты лишь в дальнейшем. Пока можно с определенностью предсказать лишь, что приход на престол нового императора Акихито несомненно облегчит процесс интернационализации Японии. Уход императора Сева, образ которого в сознании миллионов людей, и прежде всего жителей Юго-Восточной Азии, ассоциировался с действиями японской императорской армии, принесшей много горя народам мира, означает разрыв с этим тяжелым для Японии прошлым. Современный климат в мире и позиция Японии в международных делах позволяют надеяться, что имя императора никогда не будет использовано вновь в милитаристских целях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении более чем тысячелетней истории до эпохи Мэйдзи идеология института монархической власти прошла сложный путь эволюции — от культа «священного царя» через заметное ослабление своего влияния на духовную жизнь общества в период средневековых междоусобиц к постепенному возрождению в новое время в качестве центральной идеи национального самосознания. За это время сформировались «сквозные» идеи, связанные с представлениями о роли института императорской власти в жизни общества, они стали оказывать непосредственное влияние на национальную психологию, включая массовое политическое сознание. Особенностью японского института монархии можно считать его поразительную способность гибко реагировать на многочисленные перемены в обществе и сохранять в качестве главного ядра черты, свойственные ему на ранних этапах, а следовательно, и ритуально-мифологический комплекс, характерный для института «священных царей». Неизменная на протяжении веков и ставшая впоследствии ведущей функция императора как верховного священнослужителя синтоистского культа прочно утвердила в сознании японцев представление о тэнно как воплощении мистической силы космических масштабов, способной оказывать определяющее влияние на жизнь всего общества. В содержании и функциях института императорской власти на первых порах становления государственности в Японии можно проследить (несмотря на огромный временной промежуток) некоторые исторические параллели с египетскими фараонами, а также институтами «священных царей» других государств Африки и Азии (например, Хеттское царство). Однако в Японии в отличие от указанных «священных» царств политическая деградация древней монархии не привела к ее исчезновению, а способствовала абсолютизации сакральных функций монарха на фоне потери им власти верховного правителя. Думается, что такая ситуация объясняется особенностями социальной структуры японского общества. Длительность относительно независимого пути развития Японии в уникальных условиях отсутствия внешних вторжений обеспечила устойчивое существование общины поливного рисоводства, но общинная форма социальности, характерная для традиционного Востока в целом, в Японии оказалась существенно видоизменена гипертрофированной ролью кровнородственных и псевдородственных уз и старших возрастных групп. Все это обусловило незаурядную стабильность особой японской коллективистской структуры, вековые традиции которой, на наш взгляд, не смогли размыть ни универсализм привнесенного буддизма, ни (позже) развитие капиталистического способа производства. Сразу после окончания второй мировой войны среди прогрессивных японских ученых наблюдалась тенденция к оценке такого рода традиционных принципов социальной организации коллектива (чаще всего обозначавшихся расплывчатым термином «феодальное наследие») как обреченных на скорое исчезновением (см. [117]). Однако в дальнейшем дискуссия приняла очень широкий характер, и на этих страницах нет возможности даже в общих чертах проследить ее ход. С нашей точки зрения, наиболее плодотворной оказалась концепция Кэйити Сакута. Сакута ввел термин «иерархическая община» (мибункайсосэй-о томонау кёдотай), который, на наш взгляд, точно передает особенности традиционной социальной структуры Японии. Сам Сакута, определяя «иерархическую общину», указывает, что это термин довольно высокого уровня обобщения: «иерархическую общину» не надо путать с исторической формой традиционной «сельской общины» (кёдотай, последний иероглиф «тай» — другой, хотя фонетически звучит так же). Понятие «иерархическая община», характеризующее определенный тип взаимоотношений, охватывает отношения и в традиционной деревне, и в соседских ассоциациях, и в патриархальной семье (иэ), и на мелких предприятиях, в различных кликах и фракциях, а также (в фиктивной форме) в самом государстве [117]. Государственный уровень подобных отношений и представляет интерес для нашей темы. Содзо Фудзита определяет установившиеся иослг революции Мэйдзи государственные порядки как «кгдк тай кокка» («общинное государство») [150, с. 10; 109; 126]. Восприятие национального государства Мэйдзи как «государства-общины», или «государства-семьи», явилось закономерным итогом развития Японии в средние века. Гипертрофированная, с нашей точки зрения, роль се-мейно-образных общинных уз в японском обществе обусловила устойчивое существование синтоистских верований с их упором на культ предков и связанную с его функционированием такую особенность «иерархических общинных» отношений в Японии, как «освящение» групповой жизни [117]. С незапамятных времен в японском обществе поведение в согласии с волей «ками» — покровителей группы того или иного уровня считалось сакральным. С появлением классов и государственности официальная идеология складывается на основе общенародного культа предков верховных правителей — тэнно, которые для узаконения своей власти монополизируют обладание социально значимыми сакральными прародителями. Однако это не приводит в силу указанного выше своеобразия развития, как во многих других культурах, к деградации семейно-родового культа предков. Постепенно с иерархизацией отношений в обществе в определенную иерархическую структуру выстраивается и мифологическая структура синтоизма. Сфера влияния культа предков не сужается и под воздействием буддийской идеи о перевоплощении душ. В Японии наблюдается сложное синкретическое переплетение синтоизма и буддизма, но культ предков и его субституты продолжают занимать заметное место в религиозных верованиях. Особенности внутри- и межгрупповых отношений, базирующихся на четкой иерархии, привели к укреплению групповой ориентации и лояльности к вышестоящим. Эти социальные ориентации облегчали управление массами, и господствующие классы в течение всего исторического периода сознательно культивировали их как часть общественной морали, что обеспечило их особо прочное закрепление в массовом сознании. На идеологическом уровне социально обусловленная невычлененность индивида из коллектива способствовала сохранению значимости мифа для функционирования общественной системы. Описанные условия существования японского общества отразились в мифологической нерасчлененности мироощущения японцев. Известный американский филолог Х.У. У-эллс, исследовав драмы театра Но, пришел к выводу, что в их основе лежит чисто мифологическая концепция бытия (см. [192]). Вообще характерная для мироощущения японцев, она в несколько иной форме прослеживается и в наши дни. Причем если в Индии в центре мифологического сознания находится вселенная, в Китае — семья, которая сама по себе «может быть вселенной» [192, с. 139], то, на наш взгляд, в центре японского мифологического сознания можно обнаружить государство, естественно воспринимаемое по правилам мифомышления. Смысл такого понимания государства можно передать лишь мифологическими средствами, что мы и наблюдаем при изложении главной мифологемы — «кокутай». Это кардинальное понятие националистической идеологии Японии потому и не поддается однозначному переводу, что обладает исключительной мифологической емкостью, оно непосредственно причастно конкретному бытию японского государства. На уровне политической культуры мифологическая концепция бытия предопределила сохранение института императорской власти, связанного с государственным религиозно-ритуальным комплексом синтоизма и с «вторичной» (государственной) мифологией сакральных генеалогий. В те периоды, когда перед Японией вставали задачи создания стабильного централизованного государства, интеграция оказывалась осуществимой лишь на основе квазиобщинного принципа. Постепенно своеобразие исторического развития страны способствовало превращению института императорской власти в сакральный символ государства, в модель идеальной структуры власти, согласно которой управление осуществляется не грубой силой, а при помощи морального авторитета, убеждением и патерналистской благожелательностью. Такое управление, построенное по схеме отношений между верующими и «ками», должно было в идеале вызывать у управляемых внутреннюю потребность ответного благодарного и беззаветного служения. Тот факт, что в течение длительного времени средневековья социальное значение института императорской власти определялось прежде всего религиозным престижем тэнно как верховного священнослужителя синтоистских обрядов, привел к утверждению в политической культуре традиции, когда номинальный глава иерархии не обладал реальной властью; он воспринимался как духовная харизматическая сила, осуществлявшая власть через моральный долг, а фактическая верховная власть (сегуны) опиралась на разветвленный административный аппарат принуждения. Институт императорской власти стал служить для узаконения власти реальных правителей, при этом основой для сохранения сакральной императорской власти в средневековой Японии служила устойчивость традиционной социальной структуры. Это не означало, что политическая система не менялась, она, конечно, и менялась, и усложнялась, но происходил эволюционный процесс трансформации традиций, что вообще характерно для развития японской культуры. Новые элементы всегда лишь добавлялись к старой структуре, но никогда не разрушали ее. Постепенно новые элементы, видоизменявшиеся по мере приспособления к старой структуре, вызывали и перестройку всей системы. Эволюционный характер трансформаций очень хорошо прослеживается на примере истории императорской власти, крайний консерватизм которой диалектически уживается с поразительным умением приспособиться к самым разным переменам. Итак, неизменным фактором, обусловившим сохранение сакральной императорской власти, можно считать то, что идеологическая власть над всем японским обществом не могла осуществляться без единого ритуально-мифологического комплекса синтоизма. Приблизительно с XVII в. наблюдается формирование национального самосознания японцев, сначала — в среде ограниченного круга представителей образованной элиты. Всем этноцентрическим общественным доктринам этого периода свойственны представление об императоре как «священном» символе национального коллектива, особая мифологичность в осмыслении задач японской нации и тех элементов, что делают ее единым целым. Наиболее откровенно такой подход к проблемам формировавшейся нации проявляли мыслители и ученые школы «национальной науки» (кокугакуха). Они обращались непосредственно к текстам классической мифологии, к древней литературе, воссоздавая на основе архаической мифологической системы преобразованную националистическую мифологию, где главным символом единения естественно оказывался сакральный тэнно. В таком трансформированном виде и начинает существовать мифология японской нации, воплощением которой в неразрывном единстве чувственного и духовного (свойство мифомышления) предстает император. Но поскольку к этому времени миф уже не единственная форма мировосприятия, на мифологические по своей структуре элементы, составляющие корпус национального сознания, причудливо переплетаясь, наслаиваются чисто идеологические элементы самого разного происхождения: тут прежде всего конфуцианское рациональное морализаторство, уживающееся с иррациональной природой синтоистских мифологем, и буддийское и даосское чужеземное наследие, переплавленное в ровном огне национальных традиций, — словом, весь духовный комплекс национальной культуры, но в им-ператороцентристской редакции. В работах «императорских лоялистов» периода Токугава император предстает как «священный» символ, почитание которого рассматривалось как необходимое условие благополучия государства. Довольно стремительный процесс формирования национального самосознания не сопровождался параллельным обособлением личности. Наблюдался преимущественно повышенный интерес к внутреннему миру нации, граничивший с националистическим нарциссизмом. Для теории национального спасения было характерно утверждение самоценности японской нации при умалении значения отдельных ее членов вне задач нации. И такой перекос в оценках общественного и личного, генетически связанный с традиционными нормами поведения индивида в обществе, восходящими к общинным формам социальной организации (а при столкновении с угрозой превращения Японии в зависимую от западных держав полуколонию превратившийся в условие выживания всего национального организма), на долгие годы определил систему социальных ориентации в Японии. Существовавшая до этого иерархическая система обязательств, опиравшаяся на главную социальную идею синтоизма — о «священном» долге, обязанности отплачивать за благодеяния вышестоящему (по аналогии с долгом перед «камшнпокровителями), начинает складываться в единую систему моральных обязательств, где главным провозглашается «священный» и неоплатный долг перед государством, персонифицируемым в лице, императора. Другими словами, вырабатывавшиеся веками морально-этические нормы повиновения старшим и преданности вышестоящим через религиозное почитание императора, которое опиралось на мифологическое синтоистское сознание, должны были сплотить нацию в единое целое, развить у японцев чувство причастности к национальной общности на основе лояльности по отношению к государству. Коллективные цели, занимавшие центральное место в традиционной системе ориентации, идеологи национального спасения последних лет правления сёгуната Токугава трактовали на уровне национальной общности, которая, по их представлению, могла складываться по модели «иерархической общины», возглавлявшейся сакральным императором. Незавершенная буржуазная революция Мэйдзи не случайно оказалась неотделимой от реставрации императорской власти. Для успешной пропаганды национального единства, обеспечения целостности государства правящие круги воспользовались всем предшествующим опытом и прибегли к конструированию доктрины государственного национализма в форме идеологии тэнноизма. Центральным компонентом понятия государственно-национального единства провозглашалась синтоистская идея «божественного» происхождения императора. Таким образом, мэйдзийское правительство взяло на вооружение уже в достаточной мере разработанные оппозиционными сёгунату идеологами тэнноист-ские построения, уходившие своими корнями в классическую японскую мифологию «Кодзики» и «Нихон секи» и опиравшиеся на традиционные морально-нравственные представления, добавив лишь формальные завершающие штрихи к их унификации в единую мифолого-идеологиче-скую систему. На основе синто была создана политическая религия, обслуживавшая культ императора, провозглашавшегося «живым богом». Перестройка производства на капиталистический лад не сопровождалась в Японии модернизацией морально этических установок, напротив, господствующие классы сознательно и целенаправленно сохраняли и укрепляли традиционные принципы социальной организации коллектива, стремясь повысить эффективность капиталистического производства. Это выражалось в том, что при создании капиталистических промышленных предприятий именно патриархальная семья-клан, крестьянская община служили прототипом взаимоотношений между хозяевами и работниками. Патерналистские отношения до такой степени пронизали новые капиталистические связи в обществе, что существенно замедлили вызревание самосознания угнетенных классов и слоев, включая японский пролетариат. Так сложилась парадоксальная ситуация, когда традиционные, добуржуазные ценности не только оказались совместимыми с развитием капитализма, но и были активно использованы для его ускорения. Искусно выстроенная лидерами Мэйдзи императорская система может рассматриваться, согласно определению Р. Белла, как «проекция идеального образца коллективной жизни на всю нацию в целом». Р. Белла также совершенно справедливо указывает, что, хотя императорской системе на деле «никогда не удавалось преодолеть серьезные трения и фракционную враждебность, она смогла выступить как символ глубокого единства японского народа, общества и культуры» [164, с. 592]. Государственно-националистическая идеология тэнноизма, ориентируясь на вышеописанные особенности культурно-психологического климата, сумела сохранить изначально присущую синтоистской мифологии недифференцирован-ность различных областей духовной жизни, провозгласив единство веры, государственно-правовых установлений, политических форм культуры, а также образования. Ценностная система тэнноизма опиралась на «концентрическую идеологию», обеспечивавшую воспроизводство мировоззрения, согласно которому индивид оказывается в центре комплекса всеобъемлющих общественных взаимоотношений, которые могут быть представлены серией концентрических кругов. Самый маленький круг представлен домом, или семьей, самый большой соответствует государству, а промежуточные круги — различным уровням общественных групп, в которые входит индивид. Индивид до такой степени оказывался поглощенным этой связкой кругов, что его индивидуальная идентичность практически не просматривалась. На верхушку конуса, основанием которого служил самый большой круг, ценностная система тэнноизма помещала императора; степень приближенности к последнему определяла и иерархию положения в обществе [81, с. 20— 21].
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |