Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Предложение как предикативная единица синтаксиса




 

1. Определение понятия «предложение». Многоаспектность предложения

 

Вопрос о природе предложения – один из самых сложных вопросов синтаксиса. Занимая центральное место в синтаксисе, предложение не имеет общепринятого определения, так как трудно включить в определение весь набор признаков предложения. Долгое время в русской лингвистике предложение оценивалось как «единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления» (Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941. – С. 19). Во многом этому следует и В.В. Виноградов: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». Данное определение, во-первых, учитывает структурные признаки предложения, во-вторых – его коммуникативную функцию.

В «Русской грамматике» 1980 г. приведена следующая дефиниция: «Простое предложение – это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения), имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация». В приведенном определении простое предложение характеризуется через набор шести конституирующих признаков.

Анализ современных теорий, а также внимание к русской классической синтаксической теории позволили выделить в синтаксической науке 4 основных аспекта синтаксических единиц: структурный, логический, семантический и коммуникативный. В «Грамматике — 70» было выделено 2 аспекта: структурный и коммуникативный; в «Грамматике — 80» они дополнены семантическим. В.А. Белошапкова (СРЯ / под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981) выделяет три устройства предложения: формальное, смысловое и коммуникативное.

Логический аспект изучения предложения связан с одной из ключевых проблем языкознания – проблемой соотношения языка и мышления. Различение трех видов мысли: «мысль-сообщение», «мысль-вопрос», «мысль-побуждение» обусловливает выделение соответствующих типов предложений: повествовательных, вопросительных и побудительных. В логике компонентами структуры мысли являются субъект суждения (S, предмет мысли) и предикат (Р, выражает признак субъекта). Иногда логический термин «предикат» употребляется как синоним термину «сказуемое».

КАКОЕ ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНО С ЛОГИЧЕСКИМ ТЕРМИНОМ «ПРЕДИКАТ»?

Структурный аспект изучения предложения ориентирован на внимание к строению предложений, выделение их структурных схем. Компоненты структурной схемы предложения обозначаются латинскими буквами: N nomen – имя существительное, Vf verbum finitum – спрягаемая форма глагола, Inf, Adj adjectivum – прилагательное, Pron pronomen – местоимение, Adv adverbium – наречие, Praed praedicatum – категория состояния, Part participium – причастие, neg negatio – отрицание, cop copula – связка, s singularium – ед.ч. глагола, p pluralium – мн. ч., цифры от 1 до 6 при символах N, Pron, Vf и др. обозначают соответствующие падежи или лицо.

Лес шумел. – N1 – Vf

Люблю грозу в начале мая. – Vf1S.

Коммуникативный аспект изучения предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяют «данное» (тема, основа высказывания) и «новое» (рема, предицируемая часть).

– Где ты отдыхал летом?

Летом я отдыхал (данное) в Крыму (новое).

Коммуникативный аспект оказывает влияние на решение вопроса об объеме членов предложения: Искусство писать – это искусство сокращать. Какова здесь грамматическая основа?

Семантический аспект изучения предложения базируется на выявлении пропозиции – того «положения дел», которое обозначается предложением. Обязательными субъективными значениями, входящими в структуру каждого предложения, являются предикативность, целеустановка, персуазивность. Персуазивность – это оценка говорящим объективного содержания предложения с точки зрения его достоверности или недостоверности: Вероятно, мальчик прочитал эту книгу (здесь показатель значения достоверности – модальное слово). Структуру пропозиции определяет предикат, который устанавливает отношения между различными участниками ситуации – актантами: Петя пришел (1 актант). Петя подарил книгу Васе (3 актанта). Актант и предикат выступают единицами плана содержания.

Структурно-семантическое направление опирается на многоаспектное изучение предложения. Одна из его особенностей – внимание к явлениям переходности (синкретизма), которые обнаруживаются на уровне синтаксиса.

Трудно установить иерархию аспектов изучения синтаксиса, но несомненно, что основным аспектом является структурно-семантический, отражающий строение и значение синтаксических единиц.

 

2. Дифференцирующие признаки предложения

 

Несмотря на расхождения в определении предложения, все синтаксисты согласны с тем, что основными признаками предложения являются: предикативность, грамматическая организованность, семантическая завершенность, интонационная оформленность. Самый главный и наиболее сложный из всех этих признаков – предикативность (термин ввел В.В. Виноградов).

Существует две трактовки понятия «предикативность» (лат. praedicare – высказывать, сообщать):

1. Предикативность понимается как специфические отношения между главными компонентами предложения. Идея определить сущность предложения через один из его главных членов – предикат принадлежит А.А. Потебне, признавшему основным признаком предложения наличие спрягаемого глагола, то есть глагольность (в терминологии А.М. Пешковского – сказуемность). Однако при данном подходе из круга предложений, обладающих предикативностью, выпадают односоставные конструкции: Воды-то! Было тихо. Зима. Рассвело. (Так как в них не выражены субъектно-предикатные отношения).

2. Согласно второй концепции, предложенной В.В. Виноградовым, предикативность определяется как отнесенность содержания высказывания к действительности.

Предикативность выражается в грамматических категориях модальности, темпоральности, персональности.

Модальность – это категория, которая показывает, что отношение сообщаемого к действительности мыслится говорящим или как реальное, или как ирреальное (желаемое, возможное, необходимое, условное). Следует разграничивать объективную и субъективную модальность.

Объективная модальность – отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности: то, о чем сообщается, мыслится как реальное или как ирреальное.

Объективная реальная модальность грамматически выражается формами изъявительного наклонения глагола-сказуемого в настоящем, будущем или прошедшем времени: На улице пляшет дождик. Там тихо, темно и сыро.

Объективная ирреальная модальность грамматически выражается формами сослагательного и повелительного наклонений: Надо бы прочитать учебник целиком. Пусть он делает уроки! Значения ирреальной модальности – возможность / невозможность, побуждение (приказ, требование, просьба), долженствование, желательность / нежелательность:

Вот бы сегодня дали стипендию! Чтоб в комнате было все в порядке! Все загорают, а я сиди за учебником.

Субъективная модальность, в отличие от объективной, передает отношение говорящего к сообщаемому.

Субъективная модальность выражается:

§ модальными словами: несомненно, конечно, к счастью, во-первых, во-вторых, наконец, знаете ли;

§ вводными предложениями типа Я так думал тогда; Так мне казалось;

§ интонацией: Какой герой!

§ модальными частицами: же, вроде бы, разве что, якобы, чай, авось, поди;

§ междометиями: Ай да герой! Ну-ну-ну! Ай-ай-ай!

§ лексическим повторами: Лето-лето, а холодно (уступка: хоть и лето,…). Давай-давай! (нетерпение)

§ порядком слов: Поймет он тебя! Он тебя поймет.

В последнее время в лингвистической литературе выделяют 3-й вид модальности – предикатную, которая выражается лексикой с модальным значением, входящей в состав сказуемого:

§ модальными глаголами: хотеть, желать, мочь, стремиться, намереваться, превозмогать, затеять, пытаться, стараться;

§ краткими прилагательными с модальным значением: должен, намерен, обязан, готов;

§ словами категории состояния: надо, нужно, нельзя, можно.

 

Темпоральность – это отнесенность содержания предложения к одному из трех временных планов – прошедшему, настоящему или будущему; отправной точкой является момент речи.

Синтаксическая категория времени шире морфологической:

Вчера занимаюсь у себя в комнате и вдруг слышу шум за дверью… (синтаксическое прошедшее время, грамматическое время глагола – настоящее). Предложу вам чашечку кофе… (синтаксическое настоящее время, грамматическое время глагола – будущее простое). Одолжи мне вечером двадцать тысяч. (синтаксическое будущее время, глагол в форме повелительного наклонения). Гром и шум. Корабль качает, а у моря домик бедный. (номинативное предложение, расширенное настоящее время, для его выражения служит интонация бытийности).

Персональность (синтаксическое лицо) является одним из спорных моментов в интерпретации термина «предикативность». Эта грамматическая категория указывает на отношение высказывания или его фрагментов к говорящему лицу (семантическому субъекту). К формам выражения синтаксической категории лица относятся: личные формы глагола (Путешествую по стране), личное местоимение в роли подлежащего (Я, ты, он доволен.), вводные слова (по-моему, по мнению министра), структура предложения (Не видать тебе праздника! – синт. 2-е лицо; Знание – сила. – синт. 3-е лицо). Авторы РГ-80 не включают персональность в объем понятия «предикативность», потому что в некоторых предложениях субъект может отсутствовать (Темно. Скучно.) или их два (У них радость – редкий гость). С позиций В.В. Виноградова, П.А. Леканта, Г.А. Золотовой синтаксическое лицо является компонентом предикативности.

 

Конечно, я постараюсь успешно сдать экзамен по синтаксису. – ПП с объективной реальной модальностью, синтаксическое время – будущее, синтаксическое лицо – 1-е; объективная модальность дополнена субъективной (уверенность говорящего в реальности сообщаемого), средством выражения которой является модальное слово конечно.

 

3. Традиционные аспекты классификации простого предложения

Традиционные аспекты классификации простого предложения отражают различные этапы научного осмысления данной единицы синтаксиса. Это характеристика предложения с точки зрения:

§ целеполагания – функционально-прагматический аспект;

§ эмоциональной окрашенности – отражение состояния говорящего лица;

§ структурной организации: выделяемость главных и второстепенных членов предложения, полнота структуры в тексте, виды осложнения простого предложения.

Традиционная классификация предложений восходит к трудам А.А. Шахматова («Синтаксис РЯ») и основывается большей частью на формальных критериях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.