Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы с/с по структуре и по лексико-морфологической природе главного и зависимого слов




Признаки с/с. Отличие с/с от слова и предложения.

С/с и слово (словоформу) сближают следующие свойства:

1. Как и слово, с/с является не коммуникативной, а номинативной единицей.

2. Как и слово, с/с не имеет предикативных значений, интонации сообщения.

3. Как и слово, с/с имеет систему форм (парадигму), предопределенную системой форм главного слова, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания.

С/с отличается от слова более сложной структурой: включает два (и более) знаменательных слова, связанных между собой синтаксическими отношениями (холодный дождь, поехать в Крым, быстро идти). По значению с/с сближаются со словами, но в отличие от последних они дают развернутое название предметов и явлений действительности.

Предложение отличается от с/с рядом существенных свойств:

1. Предложение является коммуникативной единицей, а с/с нет: оно участвует в речи в составе предложения.

2. Предложение обладает предикативностью, с/с – нет: оно не имеет модально-временных значений.

3. Предложение выражает суждение, а с/с – так называемое «расчлененное понятие» (по В.В. Виноградову).

4. Предложение характеризуется особой, предикативной интонацией, с/с вне предложения не имеет интонационной характеристики.

 

Каждое с/с обладает определенной структурой, под которой понимается совокупность конструктивных особенностей, отличающих данный тип с/с от других.

В понятие структуры с/с входят следующие понятия:

1) грамматическая природа главного (стержневого) слова;

2) грамматическая природа зависимого слова, причем именно она определяет тип грамматической связи в с/с;

3) форма главного слова;

4) наличие или отсутствие предлога;

5) количество компонентов.

На основании частеречной принадлежности стержневого слова различают:

I. Именные с/с:

1) субстантивные с/с (человек с бородой, березовая роща, приказ выступать), которые делятся на:

– субстантивно-адъективные: зависимое слово – прилагательное, местоимение-прилагательное, порядковое числительное, причастие (первый снег, решенная задача, мой дом, новая книга),

– субстантивно-субстантивные: с предлогом или без него (девушка с характером, решение задачи),

– субстантивно-адвербиальные (продажа оптом, Витебск сегодня, кофе по-турецки),

- субстантивно-инфинитивные (приказ наступать, желание блеснуть);

2) адъективные (довольный разговором, глупый до невозможности, очень рассеянный), которые делятся на:

– адъективно-субстантивные: с предлогом и без него (равнодушный к слезам, понятный ученикам),

– адъективно-адвербиальные (довольно приятный, по-весеннему прохладный),

– адъективно-инфинитивные (способный пожертвовать, готовый рискнуть),

– адъективно-местоименные с предлогом и без него (необходимый всем, родной для меня);

3) с числительным в роли главного слова (две книги, первый по списку, трое в шинелях);

4) с местоимением в роли главного слова (все без исключения, кто из нас).

II. Глагольные (разговаривать громко, пишущий правильно, отвечая учителю), которые делятся на:

– глагольно-субстантивные: с предлогом и без него (укреплять традиции, думать над задачей),

– глагольно-адвербиальные (работать хорошо, работать лучше),

– глагольно-инфинитивные (пригласил обедать, попросить выступить),

– глагольно-деепричастные (идти не оглядываясь).

III. Адвербиальные (слишком быстро, очень равнодушно) делятся на:

– адвербиально-адвербиальные (очень быстро, чуть-чуть громче),

– адвербиально-субстантивные (далеко от города, белее снега).

В ряде учебников (СРЯ / под редакцией Е.И. Дибровой, ч. 2, 2008 г.; «Синтаксис СРЯ». – СПб., 2008; Бабайцева, В.В., Максимов, Л.Ю. СРЯ. Синтаксис. Пунктуация. – Ч. III. – М., 1981) выделена также группа с/с с категорией состояния в роли главного слова (больно руку, мне грустно, трудно с тобой, хорошо на лекции).

В синтаксической науке представлены два подхода к делению с/с по структуре.

1 подход заключается в том, что если с/с состоит из двух знаменательных слов, то оно считается простым; если из компонентов более двух, оно называется сложным. При этом выделяются следующие типы сложных с/с:

1. Простое с/с + зависимая от него словоформа (Пульхерия Ивановна обыкновенно бранила виновную и наказывала строго, чтобы вперед этого не было. Глагольно-именное сочетание бранила виновную + наречие обыкновенно).

2. Стержневое слово + зависимое от него простое с/с (Наконец графинину карету подали. Подали (что?) графинину карету).

3. Стержневое слово + две и более зависимые словоформы, не связанные друг с другом (Зурин дал мне отпуск. Дал (что?) отпуск, (кому?) мне). (Валгина Н.С. СРЯ: Синтаксис. – М., 2003).

2 подход к делению с/с по структуре учитывает одновременно и количество компонентов, и характер их взаимосвязи. При этом разграничиваются три типа с/с: простые, сложные и комбинированные (Грамматика СРЛЯ. – М., 1970).

Простые с/с могут включать в свой состав не только два знаменательных слова, но и три, и даже четыре, но только в том случае, если зависимые слова объединены с главным словом на основе одного способа связи (или согласования, или управления, или примыкания): принять революцию (упр.), открыть дверь гостю (упр.), перевести статью с английского на русский. К сложным относятся с/с, которые образуются на основе разных способов связей, исходящих от одного и того же главного слова: быстро построить дом (упр. + примык.), красивая лампа с абажуром (согл. + упр.). Комбинированное с/с образуется на основе связей, исходящих от разных главных слов; здесь зависимое слово одновременно является главным по отношению к другому компоненту: читать интересную книгу.

САМОСТОЯТЕЛЬНО: ТИПЫ СЛОЖНЫХ С/С В УЧЕБНИКЕ П.П. ШУБЫ (Ч. 3., Мн., 1998., С. 37—39).

Типы сложных с/с (по П.П.Шубе):

1) с/с с двойной связью, исходящей от одного главного слова к зависимым формам слов, которые не зависят друг от друга, но одна из них семантически связана со всем простым с/с: быстро [узнать о случившемся], [ быстро узнать ] о случившемся:

2) с/с с главным словом – переходным глаголом, который способен распространяться несколькими формами слов: привести учеников в музей (привести учеников + привести в музей);

3) с/с, в которых связь исходит от разных стержневых слов: рассматривать новую картину (рассматривать картину, картину новую).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.