Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и способы выражения дополнений




Дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено или по отношению к которому совершается действие или проявляется признак.

Наиболее яркий признак дополнения – его объектное значение. В этом значении обобщаются более частные значения, которые могут быть отмечены на уровне словосочетаний (более 20-ти):

§ писать письмо, стирать бельё (объект, на который распространяется действие);

§ писать карандашом, рубить топором (орудие или средство действия);

§ написать матери, подарить сестре (адресат действия);

§ любить литературу, слушать музыку (объект чувства, восприятия) и др.

По грамматическим признакам дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно переходит действие; употребляется при переходных глаголах или при категории состояния: читать книгу, слышно музыку, видно дом; обычно не имеет предлога (кроме «дательного распределительного»). Прямое дополнение может быть выражено следующими формами:

§ В.п. без предлога: слушать лекцию;

§ Р.п. при отрицании: Я не люблю весны (А.С. Пушкин);

§ Р.п. без предлога со значением части от целого: выпил молока;

§ Д.п. «распределительным»: раздать по тетради, дать по конфете.

Косвенное дополнение – это дополнение, выражающее объект, на который действие направлено косвенно; употребляется в различных косвенных падежах с предлогами или без них. Косвенное дополнение может быть:

§ приглагольным: написать ручкой; ему нездоровится; попросил принести кофе;

§ приименным (присубстантивным и приадъективным): равнодушный к слезам, чуждый мечтательности, любитель наград, завоеватель сердец;

§ при категории состояния: ей грустно, Тане скучно;

§ принаречным: наперерез противнику, параллельно дороге.

Дополнение обычно выражается формами косвенных падежей существительных (с предлогами и без), а также местоимениями. Кроме того, дополнение может быть выражено любой частью речи и сочетаниями слов, обозначающими объект речи (мысли): Я терпеть не могу «авось» да «небось» (К Симонов; модальные слова ); Отменяю все «поздно» и «рано» (наречия); Я мог различить далеко от берега два корабля (предложно-именное сочетание); Я велел положить чемодан свой в тележку («объектный» инфинитив); Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (изъяснительное придаточное предложение) и др.

Следует помнить, что дополнение – самый «слабый» второстепенный член; какой-либо ЧП является дополнением только тогда, когда к нему можно задать лишь падежный вопрос: она мечтала (о чем?) о семье; мы гордились (чем?) коллекцией.

5. Разряды по значению и способы выражения обстоятельств

Обстоятельство – это ВЧП, который подчиняется, как правило, сказуемому и обозначает различные обстоятельства, сопровождающие действие.

Обстоятельство может быть выражено:

1) наречиями: говорить громко;

2) деепричастиями: идти спотыкаясь;

3) существительными в косвенных падежах: пролететь над рекой;

4) инфинитивом: Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей;

5) фразеологически и синтаксически неделимыми сочетаниями слов: работал не покладая рук; вернуться через трое суток.

Обстоятельства связываются с главным словом по способу примыкания или управления.

Семантика обстоятельств очень разнообразна. В школе выделяют 8 разрядов обстоятельств по значению:

§ образа действия: Ярко зеленела озимь;

§ места: Туча унеслась на восток;

§ времени: Береги платье снову, а честь смолоду;

§ причины: Он кашлянул от морозного воздуха;

§ цели: На юг я приехал для работы над книгой;

§ условия: Как ни трудно иметь дело с дурным почерком, но все-таки при большом старании возможно доискаться до смысла написанного (Станиславский);

§ уступки: Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал творческой работы;

§ меры и степени: Иверзев был слишком не прост.

В вузовской и научной грамматиках выделяют еще два вида обстоятельств:

§ сравнения: Туман волнами стал подниматься в лощинах;

§ обстановки, или ситуации (состояние погоды, природы, атмосферы): В сильную жару не хочется думать; В дождь птицы забиваются под крышу; В морозной тишине звонко раздавались голоса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.