Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная организация простого предложения




Он учится. N1 Vf

Синтаксический индикатив:

Он учится.

Он учился.

Он будет учиться.

Синтаксические ирреальные наклонения:

Сослаг. накл.: Он учился бы (значение возможности в неопределенном временном плане).

Условн. накл.: Учился бы он, мать бы не огорчалась.

Желательное накл.: Хоть бы (только бы, лишь бы) он учился! Учился бы он! Как мы видим, формы предложения могут быть вариативными.

Побуд. накл.: Пусть он учится!

Долженствовательное накл.: Послали его учиться, он и учись!

 

Не любое предложение имеет полный набор форм. Некоторые классы предложений имеют неполные парадигмы. Например, у предложений Светает; Темнеет; Холодает (Vf3s); отсутствует форма долженствовательного наклонения.

С точки зрения Н.Ю. Шведовой, номинативные предложения типа Тишина. (структ. схема N1) тоже имеют парадигму: Была тишина. Будет тишина и т.д. Однако с точки зрения традиционного синтаксиса это разные структурные типы предложений (Тишина – односоставное номинативное; Была тишина – двусоставное).

 

Н.Ю. Шведова (а вслед за ней и В.А. Белошапкова), таким образом, придерживается узкого понимания парадигмы предложения (видоизменения предложения не меняют его структурной схемы).

Представители широкого понимания парадигмы включают в парадигму все возможные структурные преобразования предложения, в которых сохраняется его общий смысл (общая пропозиция):

Я открыл дверь. Открывание мною двери. Открытая мною дверь. Дверь, которую я открыл. Я, открывший дверь и др.

Литература

 

1. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. – М., 1976.

2. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке / И.П. Распопов. – М., 1970.

3. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. – М., 1982.

 

1. Актуальное членение предложения. Предложение и высказывание.

 

Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе компоненты (члены предложения), которые занимают определенные синтаксические позиции. Членение предложения с точки зрения его структурных компонентов называется синтаксическим (грамматическим) членением. Оно предполагает выделение грамматической основы предложения (подлежащего и сказуемого) и распространяющих членов. Однако каждое предложение в речи может приобретать разный смысл в зависимости от коммуникативной цели, которую преследует говорящий.

Актуальное членение предложения – это смысловое членение предложения, в контексте его употребления, на исходную часть высказывания – тему, в которой содержится известная информация, и рему, в которой сообщается нечто новое о первой части. Термин «актуальное членение предложения» был введен Вильямом Матезиусом, ученым Пражского лингвистического кружка.

Например, сообщение Брат вернулся из города с точки зрения синтаксического членения делится на следующие отрезки: брат – подлежащее, вернулся из города – состав сказуемого.

В зависимости от коммуникативных задач может происходить актуализация (то есть смысловое выделение) различных компонентов предложения:

Кто вернулся из города? Из города вернулся / брат.

Откуда вернулся брат? Брат вернулся / из города.

Брат из города вернулся (или не вернулся)? Брат из города / вернулся.

Вычленить состав темы и ремы помогает постановка вопроса. Те компоненты предложения, которые включаются в вопрос, входят в тему предложения-ответа; тот же компонент предложения, который составляет суть ответа, занимает позицию ремы. Средством определения ремы является также возможность постановки перед ней отрицания (при этом важная информация попадает в конец высказывания и тем самым актуализируется): Из города вернулся / не брат (а сестра); Брат вернулся / не из города (а из деревни) и т.д.

Варианты предложения, различающиеся актуальным членением, составляют его коммуникативную парадигму.

В состав темы и ремы могут входить как главные, так и второстепенные члены предложения.

Тема сообщения может быть определена контекстом. Например: В нашем саду водились белки. Но появлялись они редко. Первое предложение содержит сообщение о наличии белок, поэтому во втором предложении это известное (тема) помещается вначале: Но появлялись они, а далее сообщается новое – редко. Как мы видим, при актуальном членении оба главных члена объединились в один компонент – тему, а обстоятельство выделилось в рему. Синтаксическое членение рассматриваемого предложения не совпадает с актуальным: они – подлежащее, появлялись редко – состав сказуемого.

Рема является главным коммуникативным компонентом высказывания, поэтому высказывание без ремы невозможно. Высказывания, в которых выделяется состав темы и ремы, называются расчлененными: За холмами ( детерминант;Т) / глухо прогремел гром (Р). Но возможны высказывания без темы, содержащие только рему. Их называют нерасчлененными. К нерасчлененным, например, относятся высказывания, представленные односоставными предложениями, не распространенными детерминантами (в противном случае группа детерминанта попадает в позицию темы):

Темнеет (Р). У меня (Т) / нет света (Р) (Вера Инбер).

Также нерасчлененными являются двусоставные предложения со сказуемым, указывающим на бытие, протекание действия и стоящим перед группой подлежащего: Прошел целый день.

При актуальном членении предложения обычной (стилистически нейтральной) последовательностью компонентов является переход от темы к реме. Такой порядок расположения слов называется прямым: Петербургские белые ночи (Т) / прекрасны (Р). Порядок, при котором рема предшествует теме, называется обратным, или инверсией (лат. inversio – перестановка, переворачивание): Прекрасны (Р) / петербургские белые ночи (Т).

Изучение предложения как единицы речевого общения, зависимой от контекста и ситуации употребления, привело к введению термина «высказывание». В отличие от предложения (единицы языка), высказывание– это единица речи. Если для теории предложения первостепенны характеристика структуры предложения и форм, занимающих ту или иную синтаксическую позицию, то для коммуникативного синтаксиса важно целеполагание при передаче информации, её распределение по степени значимости.

 

2. Средства выражения актуального членения предложения.

1. Логическое (или «фразовое») ударение (проявляется только в устной речи):

Андрей (Т) / поехал в Москву (Р); Андрей поехал (Т) / в Москву (Р).

Фразовое ударение сосредоточено на реме как главной коммуникативной части высказывания.

2. Порядок слов.

Наиболее существенными функциями порядка слов в русском языке являются структурная, коммуникативная (выражает актуальное членение) и стилистическая. Члены предложения располагаются в определенной последовательности:

 

 

Золотые искры солнечного света вспыхивают и гаснут в полных каплях хрустальной росы (М. Горький).

 

Подлежащее обычно предшествует сказуемому. Согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него. Обстоятельства времени и места (детерминанты) располагаются в начале предложения, обстоятельства образа действия –перед сказуемым (если после сказуемого есть другие члены предложения). Остальные члены предложения, как правило, постпозитивны.

Инверсия происходит в том случае, когда говорящий / пишущий хочет привлечь внимание к инверсированным словам, выделить их как коммуникативный центр предложения (то есть наиболее существенное в нем). Актуализирующими позициями являются начало и конец предложения.

3. Лексический повтор (актуализирует коммуникативный центр высказывания):

Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти. (Л. Толстой)

4. Частицы:

Например, частицы а, же – сигнал темы: В деканате же о его неотработанных пропусках (Т) / не забыли (Р). Частицы и, только, лишь, только лишь, всего лишь, именно, как раз – сигнал ремы: Не нравилось ему (Т) / лишь изобилие собак и кошек (Р).

5. Некоторые синтаксические конструкции (неполные предложения, присоединения, многие типы односоставных предложений, вставные конструкции; обороты, построенные по схеме «Что касается, то…» и др.):

Что дает мне силу? Поэзия. И мой народ. (М.Ю. Лермонтов).

Парцелляция – намеренное расчленение предложения на части с целью придания им особой значимости. В результате парцелляции появляются неполные предложения:

УЕлены тут беда стряслась. Большая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.