КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы синтаксических отношений в словосочетании
Типология синтаксических отношений включает: — атрибутивные (определительные) отношения, которые возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с другими частями речи: ясное утро, зеленеющий луг, наши города, книга сестры, лекарства от бессонницы, статуя из мрамора, дерево у дороги, привычка с детства, кофе по-турецки, прогулка пешком, желание учиться; - объектные отношения, которые возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глагола с объектными формами существительного или объектным инфинитивом: перейти дорогу, стучать молотком, привязать к дереву, платить за доброту, отдыхать с друзьями, уклониться от ответа, просить спеть, запретить курить, учить танцевать; объектные отношения возникают также при семантико-грамматическом взаимодействии прилагательных и отглагольных существительных с объектными формами зависимого существительного: бодрый духом, рубка леса, строительство школы; весть о пожаре; кипячение на огне, способности к музыке; - субъектные отношения, возникающие в таких словосочетаниях, где устанавливаются отношения «действие и действующий предмет или лицо»; данные отношения опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и отглагольных существительных: избалованный жизнью (жизнь избаловала), данный людьми (люди 1 дали), опрокинутый ветром (ветер опрокинул), приезд отца (отец приехал), появление автомобиля (автомобиль появился), белизна снега (снег белый), любознательность студентов (студенты любознательны); - обстоятельственные отношения, которые возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, наречий, реже прилагательных и существительных с атрибутивно-обстоятельственными формами зависимого существительного, наречия или инфинитива: говорить взволнованно, рассказывать с увлечением, подождать минуту,жить в гостинице, забыть по рассеянности, упасть нарочно, подарить на память, поехать отдыхать, бледный от страха, глухонемой от рождения, очень весело, по-весеннему теплый; -комплетивные отношения, возникающие в несвободных словосочетаниях, восполняющие потребности некоторых слов в обязательном смысловом распространении; восполняющий характер комплетивных отношений позволяет говорить о том, что эти отношения, как правило, накладываются на один из типов отношений, перечисленных выше, и сигнализируют о неделимости сочетания: назваться гостем, три товарища, в зимний день, быть в расстроенных чувствах, с живыми глазами, с двадцатых годов. Выявляя синтаксические отношения в словосочетании, полезно опираться на существование синонимичных словосочетаний, разных по строению, но близких по типовому значению: сцена театра - театральная сцена, работать с у влечением - увлеченно работать. Знание синонимических возможностей словосочетаний помогает при синтаксическом разборе предложения, т.к. синонимические преобразования помогают определить тип синтаксических отношений: пожар в лесу —> лесной пожар, изучение истории —> изучать историю, мечта о подвиге —» мечтать о подвиге. Этот прием «не работает» в тех случаях, когда синонимическая замена невозможна: берег пруда, начальник цеха. Однако очевидно, что если словосочетание, не имеющее синонимического трансформа, входит в группу словосочетаний с тем же типовым строением и значением, то оно обладает теми же синтаксическими свойствами. Иными словами, наличие синонимических лакун погашается фактом существования исходных (изосемических) моделей: берег моря -> морской берег, берег пруда - 0; старшина роты -ротный старшина, начальник цеха - 0; луч солнца -> солнечный луч, луч прожектора - 0. В ряде случаев словосочетания могут иметь синкретичное значение, т.е. совмещать несколько значений. Так, могут совмещаться атрибутивное и обстоятельственное значения: поездка на Урал (какая? куда?), объектное и обстоятельственное значения: лететь над морем (над чем? где?), атрибутивное и объектное значения: мечта о счастье (какая? о чем?).
№7.Определите тип синтаксических отношений в словосочетаниях.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 11734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |