Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словосочетание и член предложения. Понятие нечленимого словосочетания




Билет 19.

1. Проблема односоставности русского предложения (разные подходы). Односоставность и неполнота. Односоставность как знак текстовой обусловленности модели предложения. См. выше.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф.Фортунатов, М. Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:

а) словосочетания синтаксически свободные. Словосочетания, которые тегко разлагаются на составляющие их части. Полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой;

б) словосочетания синтаксически несвободные. Словосочетания, которые образуют неразложимое синтаксическое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Три ученика, несколько книг, мало ошибок.

Типы словосочетаний по их структуре:

а) словосочетания простые. Словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим. Школьный словарь, здание общежития, писать изложение, устремиться вперед. Простое словосочетание может быть и не двусловным, если распространение главного слова производится путем цельного синтаксического или фразеологического словосочетания, а также посредством аналитической грамматической формы. Человек с седыми волосами (ср.; седоволосый человек), девочка двенадцати лет (cp.: двенадцатилетняя девочка), принять участие в соревновании (ср.: участвовать в соревновании), самое простое решение (ср.: простейшее решение). Такие словосочетания семантически являются простыми, а а синтаксическом отношении примыкают к сложным;

б) словосочетания сложные. Словосочетания, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Проверка домашней работы (слово проверка распространяется-словосочетанием домашняя работа). Наш новый учитель (слово наш распространяет словосочетание новый учитель). Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон. Отдыхать летом на юге (отдыхать детом — отдыхать на юге). Типы словосочетаний по главному слову:

I. Глагольные словосочетания:

1)с именем существительным: беспредложные (составить план, добиваться успеха, сообщить родителям, писать карандашом) и предложные (стоять у доски, подойти к двери, поставить на пол, разговаривать с учениками, беседовать о литературе);

2) с инфинитивом (предложить выучить, просить зайти);

3)с наречием (читать вслух, заниматься вдвоем);

4) с деепричастием (говорить улыбаясь, идти оглядываясь).

II. Именные словосочетания:

1) субстантивные (с существительным в роли главного слова):

а) с именем существительным; беспредложные (план сочинения, поручение ученику, запись чернилами) и предложные (бумага для черчения, поездка по стране, вход в школу, книга с иллюстрациями, поляна в лесу);

б) с именем прилагател ь н ы м (важное сообщение), местоименным прилагательным (наш юрод), порядковым числительным (третий класс), причастием (проверенный диктант);

в) с наречием (возвращение домой, яйца всмятку);

г) с инфинитивом (желание учиться, умение работать);

2) адъективные (с прилагательным в роли главного слова);

а) "с именем существительным; беспредложные (достойный награды, знакомый ученикам, довольный результатом) и предложные (свободный от уроков, способный к математике, готовый на подвиг, ласковый с детьми, усидчивый в труде);

б) с наречием (весьма старательный, широко известный);

в) с инфинитивом (готовый помочь, достойный получить, способный ответить);

3) словосочетания с именем числительным в роли главного слова (два карандаша, обе подруги, трое в шинелях, второй из претендентов);

4) словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

III. Наречные словосочетания:

1) с наречием (крайне важно, по-прежнему удачно);

2) с именем существительным (вдали от дороги, незадолго до каникул, наедине с друзьями). Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о “словосочинении”, т. е. о соединении слов в предложении. Уже в “Русской грамматике” А. X. Востокова (1831 г.) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф. Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение — как один из видов словосочетания. А. А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к Другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение, по А. А. Шахматову, тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым). Принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли “предикативные словосочетания ”, т. е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли наряду с обычными подчинительными словосочетаниями также “сочинительные словосочетания ”, т. е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Многие исследователи при решении этих вопросов исходят из предложения и считают, что словосочетание — это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны как предикативные словосочетания, так и сочинительные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В. В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения. Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова: 1) пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо предикативные отношения, т. е. отношения, возникающие только в предложении; 2) обособленный оборот и определяемое им слово, поскольку между ними устанавливаются возможные только в предложении полупредикативные отношения; 3) группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является “распространенным словом”, т. е. сложным наименованием явлений объективной действительности; исключение составляют парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т. п., образующие замкнутые сочетания, употребляющиеся в номинативной функции.

слово-тип. Слово как единица языка, структурный элемент языковой системы (лексема). ср. слово-член.

 

Две горы – синтаксически нечленимое сочетание. Синтаксически нечленимые сочетания характеризуются особыми синтаксическими связями.

Итак, сочетания количественных и собирательных числительных в именительном падеже (а при существительных неодушевленных и в винительном падеже) с существительными являются синтаксически нечленимыми и занимают позицию одного члена предложения. Эта позиция определяется формой числительного. Сочетания замещают позицию подлежащего, если числительные в именительном падеже, или дополнения, если числительное в винительном падеже; вот еще пример: 7) Три тысячи туристов сделали тридцать шесть тысяч снимков... (Д.Гранин). А вот предложение с собирательным числительным: 8) Двое мужчин и молодая женщина выпутывали из сетей рыбу и кидали ее в корзину (Д.Гранин). Одно из однородных подлежащих выражено синтаксически нечленимым сочетанием двое мужчин. 9) По дороге мы встретили трое саней. Трое саней – дополнение при сказуемом встретили.

Существительные же со значением неопределенного количества во всех формах управляют вторым существительным словосочетания, и сочетания, образуемые ими, являются синтаксически нечленимыми. Их синтаксическая позиция обусловливается падежной формой первого существительного. Вот примеры: 17) Я давно заметил: большинство людей стесняются (Д.Гранин) – большинство людей занимает позицию подлежащего: большинство – существительное в именительном падеже; 18) История русской литературы есть часть истории русского народа (Д.Лихачев) – часть истории занимает позицию сказуемого: часть – существительное в именительном падеже. 19) В нашем городе построили множество новых школ. Множество школ – дополнение при сказуемом построили: множество – существительное в винительном падеже; 20) У него (Чехова. – О.Ч.) издавна вошло в привычку таить от большинства окружающих все, что относилось к его творческой личности, к его писательским изысканиям и замыслам... (К.Чуковский). Синтаксически нечленимое сочетание от большинства окружающих находится в позиции дополнения: от большинства – существительное в родительном падеже; 21) Стоило ему (Чехову. – О.Ч.) поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей (К.Чуковский) (сочетание кучу гостей как синтаксически нечленимое занимает в предложении одну синтаксическую позицию – дополнения, так как существительное кучу в винительном падеже).

 

В одной синтаксической позиции находятся и словосочетания со значением приблизительного количества, как в предложении 22) До нас дошло около четырех с половиной тысяч его (Чехова. – О.Ч.) писем к родственникам, друзьям и знакомым (К.Чуковский) (синтаксически нечленимое сочетание около четырех с половиной тысяч писем замещает позицию подлежащего); 23) Яблоню можно вырастить лет за пять (Г.Павленко) (лет за пять – обстоятельство при сказуемом можно вырастить).

Синтаксически нечленимыми признаются некоторые сочетания существительных, например, объединенных предлогами от и до, с и до и под. – «примыкающие нечленимые двупадежные группы», как их назвали в «Русской грамматике»10. Их форма (родительный падеж с перечисленными предлогами) «подсказывает», что они занимают синтаксические позиции второстепенных членов. Рассмотрим предложения: 30) Мы жили в деревне с весны до осени; 31) Мы проехали всю страну с запада на восток; 32) Дорога от Москвы до Твери нас не утомила. В предложении 30 сочетание с весны до осени занимает одну синтаксическую позицию – позицию обстоятельства времени при сказуемом жили; в предложении 31 сочетание с запада на восток занимает одну синтаксическую позицию обстоятельства образа действия при сказуемом проехали; в предложении 32 синтаксически нечленимое сочетание от Москвы до Твери – позицию определения при подлежащем дорога.

 

Рассмотрим такое предложение: 40) Одна из лучших галерей мира считала украшением своей коллекции Наталью Гончарову и Михаила Ларионова (Д.Гранин). Позицию подлежащего здесь замещает сочетание со значением избирательности одна из галерей. Оно также относится к синтаксически нечленимым, и это подтверждается невозможностью исключить согласуемый компонент из предложения (неверно: Из лучших галерей мира считала украшением своей коллекции Наталью Гончарову и Михаила Ларионова). В сочетаниях со значением избирательности используются и существительные, например: 41) Большинство из нас думает, что учится говорить и писать только в детстве (подлежащее в предложении – большинство из нас).

 

К синтаксически нечленимым следует отнести сочетания неопределенных и отрицательных местоимений с прилагательными и причастиями, например: нечто загадочное, некто присутствующий, ничего загадочного, никого интересующегося и под. Причина заключается в том, что в таких сочетаниях «нет четкой смысловой раздельности компонентов; неопределенностью лексического значения местоимения обусловливается тесное смысловое слияние обоих членов словосочетания»11. Эта характеристика, данная сочетаниям с неопределенными местоимениями-существительными с зависимыми согласуемыми словами, в равной мере может быть отнесена и к аналогичным сочетаниям с отрицательными местоимениями-существительными. Смысловое слияние компонентов, в свою очередь, ведет к синтаксической неразложимости таких словосочетаний. Они занимают одну синтаксическую позицию, которая опять-таки избирается в зависимости от формы падежа первого компонента – местоимения: если местоимение в именительном падеже, то это позиция подлежащего, если же местоимение в косвенном падеже – позиция дополнения. Приведем примеры. 43) Я открыл футлярчик. В нем лежало что-то завернутое в нечто белоснежное и легчайшее (Д.Гранин); 44) Ничего плохого в письме не было.

 

Аналогично функционируют синтаксически нечленимые словосочетания согласуемых слов с определительными местоимениями, ср.: 46) Он (учитель. – О.Ч.) приучал нас на этих уроках к интеллектуальному отношению к жизни, ко всему окружающему (Д.Лихачев) (ко всему окружающему выступает в роли дополнения при дополнении отношению); 47) Все окружающее было ему интересно (все окружающее – подлежащее).

 

Небезразлично для формирования синтаксической нечленимости словосочетаний с местоимениями то, что местоимения по своей грамматической природе – а они имеют общее указательное значение – не способны определяться прилагательными и причастиями. Появляющиеся при них согласуемые слова или образуют с ними нечленимые словосочетания (заметим, во всех формах), как в проанализированных выше предложениях, или попадают в позицию обособленного члена – определения, как в предложении 48) Чужие, незнакомые, они понятия не имели друг о друге... (Д.Гранин).

 

Образуют «тесное смысловое и синтаксическое единство»12 сочетания местоимений с собирательными числительными, такие, как они оба, все пятеро и под. Они занимают одну синтаксическую позицию независимо от формы, ср.: 49) Все трое были в высоких резиновых сапогах и клеенчатых блестящих куртках (Д.Гранин); 50) Для нас обоих результаты эксперимента оказались неожиданными. Синтаксическая позиция подобных словосочетаний обусловливается их падежной формой: это позиция подлежащего, если они в именительном падеже (предложение 49), или второстепенного члена, скажем, дополнения, если они в косвенном падеже, как в предложении 50.

 

Типично для русского языка и сочетание двух местоимений все это. В них трудно различить главное и зависимое слово – причина их синтаксической неразложимости, и опять-таки во всех формах. Синтаксическая позиция и в этом случае определяется падежной формой словосочетания: 51) Все это стало мне уроком; 52) Мы долго обсуждали все это. В предложении 51 все это – подлежащее: все имеет форму именительного падежа; в предложении 52 все это – дополнение, так как все – в винительном падеже.

Синтаксическая позиция местоимения сам

 

Своеобразны предложения типа 53) Сергей все проблемы решает сам. Какую синтаксическую позицию занимает местоимение сам? Сначала установим, с каким членом предложения оно связано. Оказывается, связано оно и со сказуемым (решает сам), и с подлежащим (Сергей сам). Связи члена предложения одновременно с двумя другими членами называют двунаправленными13. Получается, что при подчинении местоимения сам глаголу-сказуемому образуется свободное словосочетание, каждый компонент которого занимает свою, отдельную синтаксическую позицию: сам – обстоятельство при этом сказуемом. В то же время при связи его с подлежащим образуется синтаксически нечленимое словосочетание, занимающее в предложении одну синтаксическую позицию – здесь позицию подлежащего (Сергей сам). Аналогично: 54) Семейное положение (при переписи населения. – О.Ч.) каждый для себя определяет сам (из газеты). Подобные словосочетания могут быть в позиции только второстепенного члена, ср.: 55) Эту задачу придется решать тебе самому, где самому – обстоятельство при сказуемом, тебе самому – синтаксически нечленимое словосочетание в позиции дополнения.

 

Аналогично: 56) Вся она покраснела от смущения. Определительное местоимение вся образует синтаксически нечленимое сочетание вся она, занимающее позицию подлежащего, и – одновременно! – будучи связанным со сказуемым, является при нем обстоятельством (покраснела вся).

 

Однако не исключена и однонаправленная связь местоимения сам, если оно употреблено в форме косвенного падежа – только с местоимением. Вот пример: 57) В нем самом (Чехове. – О.Ч.) никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить (К.Чуковский). Местоимение сам в предложном падеже связано только с местоимением он тоже в предложном падеже и образует с ним синтаксически нечленимое сочетание в нем самом, занимающее одну синтаксическую позицию – позицию дополнения.

 

К синтаксически нечленимым относятся сочетания определительного местоимения сам с возвратным в различных формах; их синтаксическая позиция устанавливается в зависимости от падежной формы первого местоимения сам (возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа!). Так, в предложении 58) Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени... (Д.Лихачев) сочетание с самим собой находится в позиции дополнения (с самим – в творительном падеже) при сказуемом беседа.

 

Одну синтаксическую позицию занимает и синтаксически нечленимое словосочетание вопросительного местоимения с указательным кто такой, что такое: 59) Что такое наша Земля? (Д.Гранин); 60) Ты кто такой? Эти сочетания занимают только позицию сказуемого.

 

Есть основания признать синтаксически нечленимыми, а следовательно, занимающими одну синтаксическую позицию, некоторые сочетания «наречия с другими наречием или падежной формой имени, уточняющими, конкретизирующими его значение»14: вчера днем, рано утром, высоко в небе и под. Дело в том, что они в целом обозначают общую временную или пространственную характеристику действия, выраженного глаголом-сказуемым, при этом второй компонент уточняет ее указанием на другое обстоятельство или предмет. Понятно, что это позиция второстепенного члена. Вот примеры: 61) Я попробовал забраться еще дальше в прошлое, куда-нибудь в девятнадцатый век (Д.Гранин); 62) Когда-то давно он посадил эту березу; 63) Поздно вечером мы вернулись на свой теплоход (Д.Гранин); 64) Он заставил меня обойти ее (церковь. – О.Ч.) кругом, потом выбрал какую-то точку справа от входа так, чтобы я видел башню и стрельчатые окна (Д.Гранин). Обычно они занимают позицию обстоятельства места (еще дальше в прошлое и куда-нибудь в девятнадцатый век в предложении 61), времени (когда-то давно в предложении 62, поздно вечером в предложении 63). Не исключена позиция несогласованного определения при связи такого сочетания с существительным: справа от входа в предложении 64 – несогласованное определение при дополнении точку; но это словосочетание связано и с глаголом-сказуемым выбрал – снова двунаправленная связь! – значит, справа от входа занимает и позицию обстоятельства; это синкретичный член предложения.

 

Есть еще одна разновидность синтаксически нечленимых сочетаний – это составные члены предложения, также занимающие одну синтаксическую позицию. Существуют, как известно, составные сказуемые – глагольные и именные. Первые представляют собой сочетание вспомогательного фазового, модального или эмоционального глагола с инфинитивом, а вторые – сочетания глаголов-связок с именной частью (существительным, прилагательным и под.). В предложении 65) Мне часто приходилось слышать, что лицо у Блока было неподвижное (К.Чуковский) в позиции сказуемого первой части сочетание приходилось слышать – составное глагольное сказуемое, а в позиции сказуемого второй части было неподвижное – составное именное сказуемое. Сюда же включаются сложные сказуемые, скажем, не любил быть солистом в предложении 66) В играх он (Чехов. – О.Ч.) не любил быть солистом (К.Чуковский). Сразу заметим, что составные члены предложения надо отличать от членов предложения, выраженных сложными, или аналитическими, словоформами, например: 67) Я жаловаться на жизнь не буду (Л.Филатов) – простое глагольное сказуемое выражено сложной формой будущего времени буду жаловаться.

 

Одну синтаксическую позицию занимают и так называемые распространенные члены предложения – обособленные члены. Вот пример: 68) Туман открывал маленькие городки, лежащие внизу... (Д.Гранин) В предложении 68 одну синтаксическую позицию – позицию обособленного определения – занимает причастный оборот лежащие внизу. Отличие распространенных членов предложения от составных членов предложения заключается в грамматической форме, то есть в способе выражения, и в возможности быть разбитыми на члены предложения.

Некоторые выводы

 

Позицию члена предложения может занимать не только словоформа, но и более сложные образования. Существуют распространенные, составные члены предложения и члены предложения, выраженные нечленимыми словосочетаниями. Распространенные члены предложения, как правило, бывают обособленными и выражаются оборотами – причастными, деепричастными и др. Типичные составные члены предложения – это составные сказуемые. Они занимают в предложении одну синтаксическую позицию.

 

Неразложимые словосочетания представлены двумя разновидностями: лексически неразложимыми и синтаксически неразложимыми. Лексически неразложимые словосочетания – это большинство фразеологизмов и составные наименования. Они чаще находятся в одной синтаксической позиции, причем в позиции любого члена предложения – в зависимости от их лексического значения. Фразеологизмы надо отличать от омонимичных свободных словосочетаний, компоненты которых замещают разные синтаксические позиции.

 

Синтаксически неразложимые словосочетания отмечены особым характером синтаксических связей. Они также занимают одну синтаксическую позицию – позицию главного или второстепенного члена. Они имеют разные грамматические формы и разное грамматическое значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.