Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически




Н е с в о б о д н ы е словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции близки отдельному слову.

По степени спаянности компонентов словосочетания характеризуются как свободные и связанные.

С в о б о д н ы е, или синтаксически членимые словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное значение. Каждый компонент словосочетания является структурно и семантически достаточным для функционирования в роли отдельного члена предложения. Например, в предложении Я помню сердцу милый край (Тютчев) все словосочетания: помню край, милый край, милый сердцу - являются свободными.

 

Синтаксически несвободными словосочетаниями являются сочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте, например в предложении Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня (Тютчев) количественно-именное словосочетание пятнадцать лет является синтаксически неделимым, выступает в роли одного члена предложения – подлежащего, так как первый компонент словосочетания числительное пятнадцать лет семантически недостаточен, его основная роль – роль структурного компонента члена предложения, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора. Аналогично в неделимых словосочетаниях что-то хорошее, в этих обстоятельствах, зимней порой, наилучшим образом семантически недостаточным являются компоненты что-то, обстоятельствах, порой, образом, они не имеют смысла без их семантических конкретизатров. В предложении Девушка сказочной красоты привлекла наше внимание синтаксически несвободным является словосочетание сказочной красоты, оно выполняет роль несогласованного определения, так как существительное красоты в его составе лексически обеднено (нельзя сказать девушка красоты). Заметим, что в другом контексте это словосочетание может быть свободным, например: Сказочная красота девушки привлекла наше внимание.

К основным типам синтаксически несвободных словосочетаний относятся: количественно-именные словосочетания ( два друга, много лет ), в том числе сочетания с именами существительными со значением меры, объема ( грамм нежности, груды писем ); словосочетания, образуемые существительными отвлеченной семантики ( род войск, дело жизни ); сочетания с общим значением избирательности (сочетания числительных или местоимений с существительными или местоимениями с предлогом из ): одно из них, любой из читателей; сочетания с общим значением совместности (сочетания существительных или местоимений с предлогом с ): отец с сыном, нам с вами; сочетания, дающие характеристику человека посредством отличительного признака, включающие словоформы с глазами, с лицом, роста, красоты: ребенок со взрослым лицом; сочетания, выступающие в роли составных глагольных или составных именных сказуемых: хочет лететь, кажется прекрасною и др. Особо отметим словосочетания существительных, обозначающих родовое понятие, с прилагательными и причастиями: Он был мечтательным человеком. Мечтательный человек почти всегда поэт (человек – родовое понятие).

 

В отличие от синтаксически неделимых словосочетаний, фразеологические связанные словосочетания обнаруживают несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту: работал спустя рукава, земля обетованная.

 

Наиболее сложным в характеристике словосочетаний является определение таких синтаксических отношений, как комплетивные,субъектные и аппозитивные.

К о м п л е т и в н ы м и(восполняющими) являются отношения в словосочетании с максимальной степенью спаянности компонентов, когда словосочетание выступает в роли одного члена предложения, так как главный компонент, ввиду его смысловой недостаточности или неопределенности, не может употребляться без распространителя в строго определенной форме: группа школьников, стадо лошадей, много радостей, сто советов, стал дирижером, мечтал петь.

С у б ъ е к т н ы м и являются отношения в словосочетании, если главное слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния: указ президента, радость детей, отзывчивость сестры. Отличие этих словосочетаний от объектных и атрибутивных очевидно при их трансформации: зависимая словоформа может быть преобразована в подлежащее, а главное слово – в сказуемое, то есть субъектные отношения синонимичны предикативным: приказ ректора ® ректорприказывает, радость детей ® детирады, отзывчивость сестры ® сестраотзывчива. Сравни с атрибутивными: дом отца ® отцовскийдом, иллюстрации книги ® книжныеиллюстрации.

Особым видом атрибутивных отношений являются

а п п о з и т и в н ы е отношения, проявляющиеся в словосочетаниях с приложениями, например: звезды-горемыки, мать-Земля, воин-сторож, князю П. А. Вяземскому.

Некоторые трудности возникают при определении характера управления. Напомним, что

с и л ь н ы м является управление, при котором связь между главным и зависимым словом обязательно предполагается лексическим и грамматическим значением главного слова, «подсказывается» этим значением. Эта связь характерна для объектных и комплетивных отношений. При объектных отношениях сильное управление наблюдается между:

глаголами р е ч и и управляемыми формами, обозначающими с о б е с е д н и к а ( сказал, ответил, рассказал, доказывал, объяснял ): сказал приятелю, ответил ему и т.д.,

глаголами р е ч и и управляемыми формами, обозначающими т е м у речи: думал о будущем, вспоминал друзей, рассказал про университет и т.д.;

глаголами с о з и д а н и я и формами, обозначающими созидаемый объект: строить дом, рисовать картину, вышить цветок.

При комплетивных отношениях (когда зависимое слово восполняет смысловую недостаточность главного) в роли стержневого могут использоваться различные части речи: прожить наследство, положиться на друзей, готовый к услугам, род войск.

Наиболее легко определяется сильное управление в словосочетаниях с переходными глаголами: подарить стихи, испечь пироги и т.д. Однакои непереходные глаголы самых разных семантических групп, в том числе возвратные, требуют распространения зависимым словом, то есть управляют сильно (восхищаться природой, держаться за поручень и т.д.). Для многих префиксальных глаголов характерно сильное предложное управление, причем приставка глагола предопределяет наличие предлога в словосочетании: во йти в гавань, вы бежать в сад, за глянуть за угол, на брось на плечи, под ложить под голову, под няться на гору, вз лететь на крышу, пре вратить в сказку и т.д.

При с л а б о м управлении наличие и форма зависимого слова не предопределяется главным компонентом: рисовал акварелью, услышал за стеной, пришел за ответом.

 

Образец выполнения задания

 

Счастлив, кто гласом твердым, смелым, Забыв их сан, забыв их трон, Вещать тиранам закоснелым Святые истины рожден! (Тютчев).

Гласом твердым - словосочетание (так как сочетаются два знаменательных слова на основе подчинительной связи).

1. Начальная форма – глас твердый.

2. Простое (так как состоит из двух компонентов).

3. Главное слово - гласом, зависимое - твердым.

4.Именное субстантивное, так как главное слово - имя существительное.

5. Свободное, так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6. Грамматическое значение: предмет + признак.

7.Атрибутивное, так как представляет семантическую модель «предмет + признак».

8. Тип связи - полное согласование в ед.ч., м.р., твор.пад.

 

Забыв сан – словосочетание, так как состоит из двух
знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – забыть сан.

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово – забыв, зависимое – сан.

4. Глагольное, так как стержневое слово выражено формой глагола.

5.Свободное, так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6. Грамматическое значение: действие + предмет.

7. Объектное, так как представляет семантическую модель

«действие + предмет».

8. Управление

а) глагольное,

б) беспредложное,

в) сильное,

г) вин. п.,

д) нулевая флексия.

Их сан – словосочетание, так как состоит из двух

знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – их сан.

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово - сан, зависимое - их.

4. Именное субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным.

5.Свободное,так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6.Грамматическое значение: предмет + признак.

7.Атрибутивные, так как представляет семантическую модель «предмет + признак».

8. Примыкание, так как притяжательное местоимение их –

это застывшая форма род. п. личного местоимения они).

Примыкание слабое, осуществляемое с помощью порядка слов.

 

Вещать тиранам – словосочетание, так как состоит из двух

знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – вещать тиранам.

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово – вещать, зависимое – тиранам.

4. Глагольное, так как главное слово выражено глаголом.

5.Свободное, так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6. Грамматическое значение: действие + лицо.

7. Объектное, так как реализует модель «действие + адресат

действия».

8. Управление

а) глагольное,

б) беспредложное,

в) слабое,

г) дат.п.,

д) флексия –ам.

Рожден вещать – словосочетание, так как состоит из двух

знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – рожденный вещать, родить вещать (мы указали две формы, так как причастие является глагольно-именной формой, совмещает в себе признаки глагола (неспрягаемая форма глагола) и прилагательного (обозначает признак предмета по действию).

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово – рожден, зависимое – вещать.

4. Глагольно-адъективное, так как главное слово является

особой формой глагола)

5. Синтаксически несвободное (словосочетание выступает в роли одного члена предложения – составного глагольного сказуемого).

6. Грамматическое значение: признак + действие.

7. Комплетивное, так как является одним членом

предложения, зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного компонента.

8. Примыкание сильное, осуществляемое с помощью

порядка слов.

 

Здесь влюбленного поэта Веет легкая мечта (Тютчев).

Мечта поэта – словосочетание, так как состоит из двух

знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – мечта поэта.

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово - мечта, зависимое - поэта.

4. Именное субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным.

5.Свободное, так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6. Грамматическое значение: предмет + признак.

7. Субъектное (так как зависимая словоформа может быть преобразована в независимый именительный предикативной основы: поэт мечтал).

8. Управление:

а) субстантивное,

б) беспредложное;

в) слабое,

г) родительным падежом,

д) с помощью флексии - а и порядка слов.

 

Веет здесь – словосочетание, так как состоит из двух

знаменательных слов, связанных подчинительной связью.

1. Начальная форма – веять здесь.

2. Простое, так как состоит из двух слов.

3. Главное слово – веять, зависимое – здесь.

4. Глагольное, так как главное слово выражено глаголом.

5.Свободное, так как оба слова сохраняют самостоятельные лексические значения, каждое из них выполняет функцию отдельного члена предложения.

6. Грамматическое значение: действие + обстоятельство

места.

7. Обстоятельственное (релятивное), так как зависимое

слово дает пространственную характеристику действия.

8. Слабое примыкание осуществляется с помощью порядка

слов.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

1. Выпишите из текста безличные (5-10) и инфинитивные (5) предложения. Охарактеризуйте сказуемое в этих предложениях; укажите, каково грамматическое различие между безличными и инфинитивными предложениями.

 

Трудность этого задания заключается в том, что, во-первых, и в безличных, и инфинитивных предложениях выражается независимое действие безотносительно к деятелю, а во-вторых, форма инфинитива, обязательная в инфинитивных предложениях, может использоваться и в составе главного члена безличных предложений (например: Надо бежать - безличное. Бежать! - инфинитивное). Однако в безличных предложениях независимое действие представлено как протекающее во времени. Инфинитивным предложениям свойственна вневременность, отсутствие форм времени. Сравните: Нам надо было спешить. Нам надо будет поспешить - безл. Поспешить бы нам! – инф. (может относиться к прошедшему, настоящему, будущему времени). Безличные предложения богаты по значению: в них может сообщаться о явлениях природы, о физических состояниях человека, животных, о психологических переживаниях человека, которые возникают независимо от воли человека, безличные предложения могут иметь значения возможности и долженствования. В инфинитивных предложениях выражается желательность, возможность, невозможность, неизбежность действия лица, реже предмета, хотя действие не выражено как процесс, а лишь названо. То есть в семантическом отношении инфинитивные предложения совпадают только с одной группой безличных предложений.

В инфинитивных предложениях главный член в форме сказуемого имеет единственную форму выражения - независимый инфинитив. Он может сопровождаться частицей бы (например: Успеть бы к началу занятий), а также сочетаться с существительным (например: Быть вам директором!). Инфинитивные предложения с условным значением часто употребляются в составе сложноподчиненных предложений (Чтобы быть любимым, надо самому любить - первое предложение является инфинитивным, второе – безличное).

В безличных предложениях главный член может быть выражен:

1) безличным глаголом: Вечереет. Меня знобит … Здесь

легко дышится. Зимой смеркается рано. Некоторые из них могут иметь при себе зависимый инфинитив: Вам надлежит уехать;

2) личным глаголом в безличном значении: В трубе

воет. В ушах звенит. (Ср.: В трубе воет ветер – в двусоставном предложении простое глагольное сказуемое выражено глаголом выть в личном значении; Звенит капель – в двусоставном предложении простое глагольное сказуемое выражено глаголом звенеть в личном значении);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.