КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нет оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия
Ненадлежащее лицо Например, постановление о проведении оперативного эксперимента часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. В практике часто постановление утверждают заместитель начальника, начальник подразделения Разновидности этой ошибки: - документы, составляемые в ходе и по результатам ОРМ (акты, справки и т.п.), подписывают лица, не являющиеся оперативными уполномоченными: постовые милиционеры, участковые, сотрудники ОМОН, подразделения вневедомственной охраны и т.п.; - в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД органы, ее осуществляющие, решают определенные этим законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами. По одному из уголовных дел подразделения УФСБ проводили комплекс ОРМ по поручению следователя по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 129 УК (клевета, содержащаяся в средствах массовой информации). Между тем в соответствии со ст. 10 ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О ФСБ» органы ФСБ России осуществляют ОРМ по выявлению шпионажа, террористической деятельности и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению. В результате этого нарушения закона по жалобе подозреваемого все полученные на основе ОРД доказательства были признаны недопустимыми. Например, в постановлении о проведении проверочной закупки не указываются основания для проведения этого ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки: - в описательной части постановления содержится расплывчатая формулировка: «Гр-ка М. занималась взяточничеством». В данном случае нет указаний на признаки конкретного состава преступления, предусмотренного особенной частью УК (ст. 290 УК); - в ходе судебного разбирательства выясняется, что основания для проведения ОРМ, т.е. сведения о преступлении, появились только в ходе или даже после проведения оперативно-розыскного мероприятия; - оперативные работники в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не могут пояснить, о том какие сведения, из каких источников и когда ими полученные, стали основанием для проведения ОРМ, что является поводом к заявлению со стороны защиты о незаконности принятия решения о его проведении в отсутствие предусмотренных законом оснований, а основания появились позднее. В этой связи необходимо: - требовать от оперативных работников описания соответствующих оснований в следующих документах: в рапорте о необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия; в описательной части постановления о его проведении; в описательной части постановления о представлении результатов ОРД; - тщательно допрашивать оперативных работников о том, какие из предусмотренных законом оснований имелись в их распоряжении до проведения ОРМ. Нет постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия. Например, оперативный эксперимент должен проводиться только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД). «Участие понятых» К участию в оперативном эксперименте на разных ее этапах привлекаются лица, которых называют нередко понятыми. Однако законодательство об ОРД не предусматривает участия в проведении ОРМ таких лиц. Усугубляя эту ошибку, оперативные работники иногда разъясняют «понятым» их «права и обязанности», ссылаясь на положения УПК РФ и делая соответствующие записи в акте (протоколе). С учетом внесенных в статью 15 Федерального закона «Об ОРД» изменений при составлении протокола об изъятии в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия документов, предметов, материалов должностные лица органа дознания обязаны разъяснять всем лицам, которые участвовали в их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, а также предупредить указанных лиц о применении технических средств (статья 166 УПК РФ). В остальных случаях подобных разъяснений и предупреждений Федеральный закон «Об ОРД» не предусматривает. Необходимо отметить, что оперативный эксперимент – это негласное оперативно-розыскное мероприятие. Вместе с тем, если после «контролируемой» передачи предмета взятки взяткополучателю производится задержание последнего с поличным, с последующим проведением в рамках оперативного эксперимента обследования помещения в целях обнаружения и изъятия как взятки, так и других предметов и документов, могущих иметь значение для дальнейшего расследования, данное мероприятие из негласного фактически превращается в гласное. Поэтому, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднений в доказывании, на наш взгляд, предметы, документы, материалы в таких случаях должны изыматься в соответствии с требованиями новой редакции ст. 15 ФЗ об ОРД. Следует иметь в виду, что лица, участвующие в ОРМ, являются представителями общественности. При подборе «представителей общественности» необходимо исходить, что они должны быть благонадежными, но в то же время незаинтересованными лицами, которых следует затем тщательно допросить, обеспечить их явку в суд, пресечь возможные попытки со стороны защиты воздействовать на них с целью изменения показаний. Следователю необходимо лично удостовериться в том, что именно в присутствии этих лиц проводились юридически значимые действия (изымались предметы, документы, помеченные деньги и т.д.), что они все это помнят и не заинтересованы в исходе дела.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |