Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Футурология – совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений. 2 страница




Ислам – одна из основных мировых религий, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Основатель И. – пророк Мухаммед, которому Бог, согласно исламскому вероучению, сообщил священный текст Корана. Мусульмане – приверженцы вероучения ислама. К основным требованиям ислама к мусульманину относятся: вера в единого Бога («Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его»); обязательная молитва (намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время; пост (ураза) раз в году в месяц рамадан; налог в пользу бедных и неимущих (закят); паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку (хадж).

Истина и заблуждение. Под И. понимается такое знание, которое соответствует своему объекту. В теории познания различают понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, неточное, приблизительное знание, которое уточняется в ходе научного познания. А.и. – это скорее идеал, к которому стремится познание. Большинство же научных истин относительны. Заблуждение – противоположность истины. Под З. понимается искаженное представление об объекте. З., как непреднамеренное искажение, следует отличать от лжи, которая является сознательным, преднамеренным искажением. С точки зрения диалектики И. и З. неразрывно связаны, а роль заблуждений в науке не только отрицательна, но имеет и положительные аспекты. Научное познание невозможно без З. а многие истины добыты в ходе преодоления З. Наличие З. создает в науке противоречия и тем самым стимулирует поиск истины.

Карма – закон воздаяния, предопределяющий жизнь человека и его судьбу. Согласно представлениям древних и современных индийских религиозно-философских систем карма человека определяется суммой добрых и злых деяний, совершенных им в его прошлых воплощениях и настоящей жизни. К. предопределяет судьбу дальнейших воплощений души.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Каждая из наук базируется на своих особых категориях. Например, к категориям физики относятся масса, энергия, сила, заряд, потенциал, электромагнитное поле и др. К категориям философии относятся противоречие, связь, развитие, система, сущность, явление, необходимость, случайность и др.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука – последовательные этапы становления современной науки. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), ориентируясь на идеал объективности знания, стремилась к исключению всего, что связано с влиянием субъекта познания. Любые проявления субъекта (ценности и интересы, научные приборы, многообразие исследовательских подходов и т.п.) рассматривались лишь как источник возможных ошибок и искажений. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Развитие квантовой механики и теории относительности показало, что объект не отделен «каменной стеной» от субъекта. Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но зависят также от используемых субъектом приборов, исследовательских подходов, математических построений и т.п. Тем самым неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Постнеклассическая наука начала формироваться в последней трети XX века под влиянием новых сдвигов в характере объектов и задач познания. Эти сдвиги связаны с переходом к междисциплинарным, комплексным исследованиям объектов, включающих человеческий фактор и требующих не только познания, но и преобразования. В этой новой ситуации необходимым условием объективности познания становится учет интересов как субъекта, так и объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая – связывает познание объекта с исследовательскими средствами субъекта. Постнеклассическая – увязывает знание об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта.

Коммунизм – одно из главных понятий социального учения марксизма. Согласно этому учению К. есть высшая ступень формационного развития общества, характеризующаяся уничтожением эксплуатации человека человеком, преодолением отчуждения людей в обществе, достижением реального гуманизма. Согласно воззрениям классиков марксизма переход общества от капитализма к коммунизму произойдет в ходе социалистической революции, главной движущей силой которой явится пролетариат, т.е. класс наемных работников, эксплуатируемых буржуазией. Построение К., согласно их воззрениям, требует упразднения частной собственности и построения плановой экономики на основе общественной собственности, преодоления существенных различий между социальными классами, формирования гуманистических общественных отношений, всестороннего развития человека и др. Несмотря на крах ряда примитивных форм коммунизма, многие идеи этого учения сохраняют свою ценность. Использование здоровых, жизнеспособных моментов коммунистического учения в соединении с рыночным реформами позволило ряду стран создать современные, динамичные, высокоэффективные модели социально-экономического развития (Китай, Вьетнам, Белоруссия и др.).

Конвергенция – сближение, взаимопроникновение различных систем. Теория конвергенции, выдвинутая в 50-60 г.г. XX века рядом западных социальных мыслителей (Дж. Гэлбрейтом, У. Ростоу, Я. Тинбергеном и др.), рассматривала капитализм и социализм как две разновидности индустриального общества, каждая из которых имеет как положительные качества, так и недостатки. Главной идеей Т.к. является идея неизбежного сближения капитализма и социализма путем взаимозаимствования друг у друга позитивных черт, что должно в перспективе привести к возникновению «смешанного общества», сочетающего жизнеспособные качества обеих систем и устраняющего угрозу военного конфликта между ними. Т.к. была успешно использована рядом стран Запада для модернизации своих социально-экономических систем. Догматизм советского руководства эпохи СССР не позволил использовать рациональные идеи Т.к., что явилось одной из причин кризиса, а затем и краха советской системы.

Конкретизация – мысленное соединение односторонних, абстрактных представлений об объекте в многостороннее, целостное, содержательно богатое знание. Конкретным называется мысленный образ объекта, отражающий его во всей полноте качеств, аспектов, связей, особенностей.

Контекст – относительно законченная часть текста или речи, в рамках которой выявляется смысл отдельных входящих в нее фраз, идей, положений. В разных контекстах одна и та же мысль приобретает различный смысл и значения. Вырывание мысли из характерного для нее контекста приводит к искажению ее смысла, ошибкам в ее трактовке. Вырывание мысли из контекста является одним из наиболее распространенных приемов софистики, применяемых с целью искажения истины.

Конфуцианство – этико-политическое учение, основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.). Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. К основным категориям К. относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (ритуал, традиции), «цзюнь-цзы» (благородный муж), «сяо жэнь» (мелкий человек) и др.

Концепции истины: когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др. Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту. Когерентная К.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. Конвенциональная К.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту. Экзистенциалистская К.и. трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская К.и. содержат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения. Наиболее объективным и достоверным критерием истины является общественная практика.

Концепция – идейная основа какой-либо теории; основная идея какого-либо подхода; способ понимания какого-либо предмета.

Космизм – совокупность философских направлений, для которых характерна идея единства человека и Космоса. К представителям философии русского К. относятся Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.

Космология – наука, изучающая законы возникновения и развития Вселенной.

Космополитизм – мировоззренческая позиция, состоящая в отрицании значимости для человека национальности, Родины, патриотизма. К. рассматривает человека как «гражданина мира», для которого, якобы, в первую очередь важны «общечеловеческие ценности».

Космоцентризм – тенденция античной философии, состоящая в стремлении рационально постичь исходные основания Космоса.

Коэволюция – совместное, взаимонеразрушающее развитие Общества и Природы. Понятие К. связано с понятием ноосферы, характеризующим такой этап эволюции человечества, на котором оно будет вынуждено начать сознательно регулировать свои отношения с Природой. Коэволюция Общества и Природы предполагает новый подход Человека к Природе как равноправному субъекту, имеющему право на безопасность существования. Стратегия К. предполагает осознание того, что разрушение Природы превращает ее в крайне опасного, беспощадного врага (СПИД, «озоновые дыры» и т.п.).

Креативность – способность к творчеству, созданию нового.

Креационизм – учение о сверхъестественном, спонтанном сотворении мира. Корни К. восходят к древней мифологии, повествующей как из хаоса по воле богов рождается Космос. Идеи К. вошли в вероучения иудаизма, христианства, ислама. Идеи сверхъестественного, спонтанного сотворения видов животных и растений имели место и в истории биологии (Ж. Кювье, К. Линней).

Культура – совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Ядром К. являются система ценностей и моральных норм общества, его традиции, менталитет, образцы поведения и образа жизни, задающие главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности в данном обществе. К. включает также язык, искусство, науку, религию, политические и правовые формы, технологию производства, формы быта, обеспечивающие устойчивую организацию и жизнедеятельность общества в окружающей его природной и социальной среде. Стержнем культуры являются ее личностные, творческие начала. Благодаря культуре осуществляется социализация человека в обществе, развитие его личностных качеств, формирование творческих потенций, освоение продуктивных образцов деятельности и общения. В этом смысле культура выступает как средство и мера гуманизации человека и общества. В концепции К. О. Шпенглера культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, механически-материальному началу общества. Шпенглер также подчеркивал самобытность, обособленность, уникальность исторических культур: индийской, китайской, вавилонской, египетской, античной, арабской, русско-сибирской, западноевропейской. С точки зрения современных представлений признание уникальности исторических культур сочетается с признанием наличия в каждой из них универсальных, общечеловеческих элементов и ценностей.

Либерализм – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в Европе в XVII – XVIII в.в. и провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод. Идеи Л. восходят к концепциям Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита и др., направленных против феодального произвола и бесправия личности. К основным положениям Л. относятся: обеспечение гражданских прав и свобод, необходимость правового государства, гражданского общества, демократических институтов власти, свободы частного предпринимательства и др.

Личность – интегральная характеристика человека, выражающаяся в наличии своего индивидуального, неповторимого психологического «лица», жизненной позиции, способности влиять на других людей. Главными характеристиками личности человека являются его ценности, характер, волевые, творческие и коммуникативные качества. Человек с ярко выраженными личностными началами обладает собственным, продуманным мировоззрением и убеждениями, неповторимой индивидуальностью, осознает свою позицию и социальные роли, воспринимает себя как субъект собственной воли и действия. Личность человека обусловлена взаимодействием всех его биологических, психологических и социальных качеств.

Логика – наука о формах мысли и их влиянии на процесс рассуждения. Главной задачей Л. является изучение форм мысли, обеспечивающих достижение истины в познании. Л., как наука, состоит из двух частей: общая (формальная) логика и диалектическая логика. Формальная логика изучает условия (требования), обеспечивающие истинность форм построения знания. Диалектическая логика изучает условия, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижения объективной истины.

Мальтузианство – социологическая доктрина английского экономиста, священника Т. Мальтуса, изложенная в работе «Опыт закона народонаселения» (1798 г.). Согласно М. рост народонаселения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а рост средств к существованию – лишь в арифметической. Кроме того им обосновывался «закон убывающего плодородия почвы». Этими якобы «вечными законами природы» Мальтус обосновывал неизбежность мирового перенаселения и необходимость регулирования рождаемости, а также «естественного» регулирования численности населения посредством войн, эпидемий, голода.

Марксизм – одно из наиболее влиятельных направлений философской и социальной мысли, возникшее в середине XIX века. М. оказал беспрецедентное влияние на политическую историю мира в XX веке. Основоположники М.К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) не были кабинетными учеными. Они совмещали свою научную деятельность с участием в организации международного революционного движения пролетариата и были его идейными вождями. Свое учение они разрабатывали с целью формирования научного мировоззрения, необходимого революционному классу, познания социально-экономических законов общественного развития и разработки на этой основе научной стратегии борьбы за революционное переустройство общества. Смысл этого переустройства они видели в построении коммунизма, т.е. справедливого, гуманного, высокопроизводительного общественного строя, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, социальным неравенством, отчуждением людей в обществе и другими уродливыми явлениями, характерными для капитализма. Составными частями марксистского учения являются марксистская философия, марксистская политическая экономия и теория научного социализма (коммунизма). К важнейшим научным достижениям М. относятся создание диалектического материализма, явившееся научной революцией в философии, разработка материалистического понимания истории, создание теории прибавочной стоимости и построение на этой основе экономической теории капитализма. М. соединил в себе ориентацию на научность, объективность, исследование реальных связей и закономерностей общества с ориентацией на активное революционное преобразование мира. Главным субъектом, лидером революционных преобразований общества является, согласно этому учению, пролетариат, т.е. рабочий класс. Наиболее значительными продолжателями М. в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Менталитет – совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.

Метод – это система приемов и правил, обеспечивающих достижение определенных результатов в познании и на практике. Научный метод должен отвечать требованиям обоснованности, целенаправленности, систематичности построения, соответствия природе изучаемого объекта.

Методология – 1) учение о методах и других предпосылках познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

Методы научного познания – разделяются на философские, общенаучные и конкретно-научные. Основным из философских методов является метод диалектики, применимый во всех областях познания и практики. Конкретно-научные методы вырабатываются каждой из частных наук и применимы в сфере конкретного, специального знания (например, методы хроматографии, катализа и др. в химии). Общенаучные методы познания отражают общие закономерности, присущие познавательной деятельности, и применимы во всех науках. Среди общенаучных методов можно выделить три уровня: методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, эксперимент, измерение. К методам теоретического познания – аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системный подход и др. К общелогическим методам относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, идеализация, аналогия, моделирование и др.

***Методы эмпирического исследования***

Наблюдение – это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии. Эксперимент – это наблюдение над объектом в специально созданных условиях преднамеренного воздействия на него заранее определенными факторами. Эксперимент в отличие от простого наблюдения позволяет выявить такие свойства объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Выбор объекта и способа наблюдения (или эксперимента) обусловлен гипотезой или теорией, которой руководствуется исследователь. Измерение – это определение численных значений исследуемых параметров объекта.

***Методы теоретического познания***

Аксиоматический метод – это способ построения научной теории на основе аксиом, из которых чисто логическим путем выводятся теоретические положения (теоремы, законы, методы и др.). Гипотетико-дедуктивный метод построения теории заключается в формировании гипотез, объясняющих исследуемое явление, дедуктивном выводе из этих гипотез логических следствий и последующей проверке этих следствий путем сопоставления с фактами (данными эксперимента).

***Общелогические методы познания***

Анализ – это мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их познания. Синтез – это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. Метод сравнения состоит в сопоставлении исследуемого объекта с родственными, альтернативными или конкурентными объектами, выявлении их сходства и различий с целью более разностороннего и глубокого познания. Метод абстрагирования состоит в выделении и изучении существенных характеристик объекта при одновременном отвлечении от других характеристик данного объекта. Идеализация – это мыслительная процедура, состоящая в построении идеализированных теоретических объектов, не существующих в действительности, но, тем не менее, отражающих существенные свойства реальных объектов и способствующих их математическому анализу. Примерами идеализированных объектов являются «математический маятник», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Аналогия – это умозаключение о некоторых свойствах данного объекта, сделанное на основании наличия этих свойств у другого объекта, сходного с данным. Моделирование состоит в изучении свойств объекта на его упрощенной физической или математической модели, отражающей существенные свойства данного объекта.

Механицизм – мировоззренческая позиция, трактующая все явления и формы действительности как чисто механические. Возникновение М. и обретение им господствующих позиций в науке XVII – XVIII в.в. связано с выдающимися достижениями классической механики, являвшейся наиболее развитой и математизированной наукой той эпохи. Для механицизма характерны объяснения природы сложных химических, биологических, социальных объектов механическими силами притяжения и отталкивания, рассмотрение их как механических «машин» и т.п. В XIX в. М. начинает постепенно вытесняться эволюционно-вероятностными представлениями.

Мировоззрение – система общих представлений о мире, месте человека в мире и его отношении к миру. М. может быть научным и ненаучным, например религиозным. Научное мировоззрение вырабатывается как философией, так и конкретными науками. Философское М. отличается предельной обобщенностью, всесторонностью, целостностью, обращенностью к человеку.

Монизм, дуализм и плюрализм – философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизма в основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклита огонь, у Пифагора число, у Гегеля Абсолютная идея и т.п.). Дуализм, характерный, например, для воззрений Декарта, утверждал равноправность и независимость духовного и материального начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Плюрализм – представление о множественности и равноправности исходных субстанций бытия, познания, деятельности. Примерами плюрализма являются представления Демокритом основы бытия в виде множества субстанций – атомов, а Лейбницем – в виде субстанций – монад. Плюралистично также учение Эмпедокла о четырех первоначалах мира: земле, воде, воздухе и огне, взаимодействие которых порождает все сущее.

Мораль – способ регуляции взаимоотношений людей в обществе на основе сложившихся в нем норм и ценностей. Различие понятий М. и нравственности в том, что М. относится к сфере общественной регуляции поведения людей, а нравственность – к сфере индивидуально-личностного выбора поведения. М. включает такие составляющие как моральное сознание, моральные отношения людей и нравственные (или безнравственные) поступки. Мораль наряду с правом входит в число главных нормативных способов самоуправления людей в обществе. Различие морали и права в том, что моральная регламентация поведения поддерживается силами общественного мнения, совести людей, а правовая опирается на принудительную деятельность государственных институтов (суда, правоохранительных органов и т.п.).

Мышление – высшая форма отражения реальности и управления человеческой деятельностью. М. состоит в целенаправленном, активном отражении существенных связей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях и т.п. Опираясь на чувственные восприятия, М. преодолевает их ограниченность и способно выходить за пределы чувственного опыта, выявлять сущностные законы бытия, творить новое, прогнозировать будущее и т.п.

Народ – совокупность социальных групп, классов, партий, общественных объединений, которые своей деятельностью, борьбой, способствуют поступательному движению общества. Как следует из данного определения, понятие Н. нельзя отождествлять с населением страны, толпой или массой. Н. – это социально активная, деятельная, мыслящая часть населения.

Натурфилософия – особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Парацельса, Шеллинга, Гегеля.

Наука – сфера деятельности общества, обеспечивающая производство объективного, достоверного знания о реальности.

Научная картина мира – совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира.

Научные революции – периодически происходящие в науке глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических представлений, методов и норм научного исследования. Примерами крупных Н. р., существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального и интегрального исчисления, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и создание периодической системы химических элементов и др.

Необходимость и случайность. Необходимость – это существенная, устойчивая связь или тенденция движения объекта, обусловленная всем предшествующим ходом его развития. Необходимость закономерно вытекает из сущности вещей и при определенных условиях неизбежно реализуется. Случайность – это явление, событие, которое при данных условиях может произойти, а может и не произойти. Необходимость и случайность взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, выступают как единство противоположностей. Различие между ними в том, что необходимые явления, тенденции обусловлены сущностными причинами, а случайные – несущественными. Случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение. Через анализ случайных фактов наука движется к вскрытию стоящей за ними сущностной необходимости.

Номинализм и реализм – направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин). Реализм, наоборот, доказывал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание в единичных вещах. Так Фома Аквинский утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность или форма; после вещей – т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.

Ноосфера (дословно – «сфера разума») – качественно новый этап развития человеческой цивилизации, на котором возникает историческая необходимость разумной, сознательной организации всех сфер общественной жизни. Понятие Н. восходит к идеям В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена, Э. Леруа, впервые высказанных еще в 20-х годах XX века. Научный смысл понятия Н. связан с необходимостью разрешения трагического противоречия между разумной, мыслящей природой человека и теми стихийными, хищническими действиями человечества, которые привели к колоссальным разрушениям природной, биосферной среды и подрывают биологические и социальные основы существования самого человека. В понятии Н. отражается особая ответственность человека за сохранение природного и социального мира, осознание необходимости взять под свой сознательный контроль и планомерное регулирование глобальные процессы на нашей планете, необходимость формирования качественно новой цивилизации, способной предотвратить неуклонное сползание существующего общества к глобальной катастрофе. К основным качествам ноосферной цивилизации, необходимым для обеспечения неограниченного существования человечества, относятся: А). Переход от разобщенного, конфликтного мира к согласованному взаимодействию всех стран и народов в решении глобальных проблем; Б). «Коэволюция» общества и природы, т.е. обеспечение их совместимого, взаимонеразрушающего развития; В). Переход от стихийного, хаотичного развития человечества к планомерно управляемому в масштабах всей планеты. Переход к ноосферной цивилизации предполагает коренное изменение международного политического, правового и социального порядка, преобразование производства на основе безотходных (малоотходных) технологий, переход общества от гетеротрофного способа питания к автотрофному, переход от материально-ориентированной цивилизации к духовно-ориентированной, к природосберегающему и человекосберегающему образу жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.