Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Футурология – совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений. 3 страница




Общество – это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.

Общественно-экономическая формация – целостнаяконкретно-историческая ступень развития общества. О.э.ф. – основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга О.э.ф.: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. Данное положение составляет основу закона формационного развития общества. Структуру О.э.ф. составляют экономический базис, т.е. способ общественного производства и социально-идеологическая надстройка, включающая политические и правовые идеи, отношения и институты, над которыми возвышаются формы общественного сознания: мораль, искусство, религия, наука, философия. Тем самым О.э.ф. представляет собой общество на конкретно-исторической ступени своего развития, функционирующее как целостная социальная система на основе присущего ей способа производства.

Общественное бытие и общественное сознание – категории социальной философии марксизма. Общественное бытие – это материальный базис общества, основу которого составляют производство, материальные (в том числе природные) условия жизни общества, экономические отношения между людьми (производственные отношения). Общественное сознание – это совокупность форм духовной жизни общества (идей, учений, представлений и т.п.), выработанных в ходе взаимодействия людей на протяжении всей истории. К основным формам О.с. относятся политические и правовые представления, мораль, искусство, религия, философия. Каждая из этих форм существует на двух уровнях: общественной психологии и идеологии. Общественная психология – это обыденное, массовое, стихийное сознание людей. Идеология – это упорядоченные, основанные на обширном социально-историческом опыте системы представлений в области политики, права, морали, искусства, религии, философии. С точки зрения марксизма общественное бытие оказывает определяющее влияние на формирование и развитие общественного сознания.

Общественный прогресс – поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. О.п. проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея О.п. была высказана впервые в XVIII веке Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и получила широкое распространение в европейской общественной мысли ХIХ века в условиях бурного развития капитализма. Прогрессистский характер присущ концепциям общества Гегеля и Маркса. Критерии общественного прогресса характеризуют поступательные процессы в основных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной. К экономическим критериям О.п. относятся уровень развития производительных сил общества и степень соответствия производственных отношений потребностям развития производительных сил. Политическими критериями О.п. являются степень вовлеченности народных масс в исторические преобразования, степень участия масс в политической жизни и управлении обществом, степень освобождения народных масс от эксплуатации и социального неравенства, степень политической защищенности основных прав человека. Социальным критерием О.П. является качество жизни людей, которое характеризуется достигнутым уровнем материальной обеспеченности, доступностью здравоохранения и образования, экологической безопасностью, социальной защищенностью, степенью занятости активного населения, уровнем социальной справедливости и гуманности общества. Духовными критериями О.П. являются уровень образования и культуры народных масс и степень всесторонности и гармоничности развития личности. Следует отметить, что среди известных философов имеются не только сторонники, но и немало критиков идеи прогресса: Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер и др.

Объективный идеализм и субъективный идеализм – основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Различие между объективным и субъективным идеализмом в том, что О.и. признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а С.и. либо вообще отрицает существование материи, либо ставит это существование под сомнение. С позиций С.и. «мир – это комплекс ощущений субъекта», «существовать значит быть в восприятии». Т.е. единственная реальность, которую признает С.и. – это ощущения субъекта. К О.и. относятся учения Платона, Шеллинга, Гегеля, представления о мире в христианстве, исламе и др.; к С.и. – учения Беркли, Юма, Канта и др.

Объект и субъект познания – понятия гносеологии. Объект – та часть действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект противостоит субъекту как нечто непонятное, непознанное, но в то же время, требующее изучения. Субъект познания – человек, группа, общество в целом, осуществляющие познавательную деятельность. Следует отметить, что хотя познание непосредственно осуществляется отдельным человеком или группой, тем не менее, в конечном итоге действительным субъектом познания является общество в целом. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев проблемы познания порождены потребностями общественного развития, а само научное познание может реально осуществляться лишь благодаря общественному производству, обеспечению исследований научными приборами, подготовленными кадрами ученых, изданием научных публикаций, созданием и материальным содержанием научных учреждений и т.п.

Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта путем установления тех связей, причин, законов, которые определяют существенные характеристики данного объекта.

Онтология – философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его основных сфер: природы, общества «второй природы», человека.

Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия об объекте путем фиксации существенных признаков данного объекта, отличающих его от других объектов. Благодаря сжатому, концентрированному отражению существенных признаков объекта определения повышают емкость научного знания, сокращают сложные описания.

Отчуждение – существенная характеристика общественной жизни, состоящая в превращении результатов человеческой деятельности в самостоятельные, чуждые силы, враждебные человеку и порабощающие его. В социальном учении марксизма О. рассматривается как характерный феномен буржуазного общества, проявляющийся в отчужденности труда, господстве над людьми товарно-денежных отношений, несвободе, экологическом и духовном опустошении и т.п.

Пантеизм – мировоззренческая позиция, согласно которой Бог тождествен миру, природе, а не является некой вне мира существующей личностью. Пантеистический характер присущ учениям Дж. Бруно, Б. Спинозы и др.

Парадигма – совокупность общепризнанных теоретических представлений и методов, являющихся для научного сообщества эталоном постановки и решения научных проблем в течение определенного исторического периода. Понятие П. ввел в научное обращение Т. Кун в работе «Структура научных революций». Согласно Куну развитие науки в рамках определенной парадигмы характеризуется в качестве «нормальной» науки. Переход от существующей парадигмы к новой означает смену теоретических представлений, методов и норм научного исследования и носит характер научной революции. Носителем парадигмы является научное сообщество, т.е. группа ученых, занимающихся ее разработкой. Нередко в науке решение одних и тех же проблем осуществляется в рамках различных парадигм, развиваемых конкурирующими сообществами ученых. Смена парадигмы происходит при ее столкновении с аномалиями, т.е. проблемами, фактами, необъяснимыми в рамках данной парадигмы.

Патристика – направление средневековой философии, разрабатывавшиеся «святыми отцами» церкви и заключавшееся в обосновании средствами философии догматов христианского вероучения (учения о троичности Бога, т.е. его единстве в трех лицах: Бога – отца, Бога – сына и Бога – святого духа, учения о сочетании в Христе двух природ: божественной и человеческой, учения о путях познания Бога и др.). К наиболее известным представителям П. относятся Аврелий Августин (Блаженный), Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.

Персонализм – современное философское направление, рассматривающее человеческую личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности. П. является продолжением гуманистических традиций философии, возникшим в ответ на нарастание репрессивных, тоталитарных тенденций капитализма и социализма. Представителями П. в России были Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский и др.

Позитивизм – философское направление, считающее единственным источником достоверного знания конкретные («позитивные») науки, опирающиеся на опыт, факты, данные эксперимента. С точки зрения П. любое знание, которое не опирается непосредственно на опыт, бессмысленно и подлежит устранению как ненаучное. На этом основании П. объявил «бессмысленными» философские учения Гегеля, Маркса, Фрейда и др. П. возник в 30-х годах XIX века и прошел в своем развитии ряд этапов: «первый позитивизм» (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), «второй позитивизм» или «эмпириокритицизм» 70-90 г.г. XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариус и др.), «третий позитивизм» или «неопозитивизм», возникший в 20-е годы ХХ века (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн и др.) и, наконец, «постпозитивизм» 60-70 г.г. ХХ века. На первых этапах своего развития П., стремившийся очистить научное знание от произвольных, псевдонаучных положений, пользовался значительным авторитетом среди ученых. Однако развитие науки показало, что без воздействия философии, без методологического и мировоззренческого осмысления конкретных проблем невозможно построение глубоких конкретно-научных теорий. Выяснилось, что принятие доктрины позитивизма в качестве руководства к действию способно примитизировать науку, лишить ее теоретических потенций, заблокировать ее развитие, что и вызвало разочарование в П. среди ученых.

Познание – процесс производства, приобретения и воспроизведения новых знаний человеком.

Понимание – постижение смысла какого-либо явления, события, учения. Суть П. – в переводе внешних, общезначимых смыслов во внутриличносные.

Понятие – форма мысли, отражающая существенные, общие качества предметов, явлений действительности.

Политеизм и монотеизм – понятия, означающие многобожие, характерное для языческих религий, и единобожие, характерное для мировых религий.

Политика – внешняя и внутренняя деятельность государства по управлению обществом, опирающаяся на властные полномочия государства. Поскольку существование государства связано с деятельностью, соперничеством и борьбой классов, партий, наций и других социальных групп, то П. включает также отношения этих групп и их борьбу за власть в обществе. П. характеризуется такими аспектами как политическое сознание масс и отдельных социальных групп, политическая деятельность (внешняя и внутренняя), политические отношения (между классами, нациями, государствами и т.п.), политические институты, главным из которых является государство. Действенность П. определяется степенью ее научной обоснованности, направленности на решение назревших проблем общества, опоры на интересы масс, степенью проникновения политических действий во все сферы общественной жизни, творческим, нешаблонным подходом к решению политических проблем.

Постмодернизм – новейшее философское течение, возникшее в 60-80-х годах ХХ века на Западе. П. выступает против идей и ценностей, выработанных в эпоху Модерна, т.е. Нового Времени, обвиняя их в интеллектуальной и нравственной несостоятельности. П. подвергает критике духовно-исторические основы европейской культуры, связанные с идеями прогресса, разума, истины, цивилизации, гуманизма, порядка и т.п. Для П. характерен крайний нигилизм и релятивизм, отрицание разумных границ во имя «полной» свободы. Основные категории П. – «случай», «игра», «ирония», «анархия», «неопределенность», «деконструкция» и т.п. Философия П. отражает глубокий духовный кризис общества Запада, процессы его разложения и духовного опустошения. Представителями этого течения являются Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лиотар и др.

Право – одна из важнейших функций государства, состоящая в законодательном обеспечении и регулировании отношений между общественными институтами и отдельными гражданами. Институт права закрепляет и защищает отношения собственности, регламентирует работу различных государственных органов, общественных и частных организаций, обеспечивает законное разрешение конфликтов между физическими и юридическими лицами, наказывает за совершенные преступления и т.п.

Прагматизм – философское направление, рассматривающее познание и социальную действительность с точки зрения условий успешности, полезности, продуктивности человеческой деятельности. П. возник в 70-х годах XIX века в США. Его идейные основы были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом, Д. Дьюи и др. Согласно П. мерилом истинности является не соответствие знания своему объекту, а выгода, полезность этого знания для субъекта, что вносит в понимание истины значительный субъективизм. Разновидностью П. является утилитаризм, согласно которому главным критерием оценки человеческих поступков является их выгода, польза, успех.

Праксиология – философское учение о человеческой деятельности, труде, практике, источниках и факторах их эффективности.

Практика – совокупность всех форм предметной деятельности человека и общества. П. является основой познания и наиболее объективным и достоверным критерием его истинности. Основными формами практики являются: производственная (промышленность, сельское хозяйство, сфера быта и другие производственные сферы); общественно-политическая (государственное управление, реформирование общества, войны, революции, классовая борьба и т.п.), и научно-экспериментальная.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла. Для П. характерно представление об особом, совершенном состоянии общества, к которому, якобы, идет история. П. характерен для средневековой философии истории (А. Августин (Блаженный) и др.).

Производительные силы и производственные отношения – понятия, относящиеся к важнейшим в социальной философии марксизма. Производительные силы – это средства воздействия общества на природу, применяемые для производства благ, удовлетворяющих общественные потребности. Производительные силы включают средства производства (орудия труда, технику и технологию, инженерные сооружения и др.) и людей (трудящихся), которые приводят их в действие. Производственные отношения – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в связи с производством, обменом и распределением производимых благ. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. П.с. и П.о. в своем единстве образуют способ производства, который, согласно Марксу, составляет материальную основу жизни общества и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. П.с. и П.о. связаны законом соответствия П.о. характеру и уровню развития П.с., определяющим условия поступательного развития производства и общества в целом.

Психоанализ – психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в 90-х годах XIX в. для лечения неврозов и других психических заболеваний. П. базируется на идеях психоаналитической философии З. Фрейда и ряда его последователей: К. Юнга, А. Адлера и др. Главным достижением психоаналитической философии явилось обоснование, развитие и введение в науку представлений о бессознательном начале человеческой психики, а также построение целостной концепции психики, включающей как сознательные, так и бессознательные составляющие.

Разум – высшая форма человеческого мышления, позволяющая отражать закономерные связи и качества вещей в рациональном знании. Р. проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации, деятельности. Философским обобщением познавательного опыта Р. является методология и логика.

Рассудок – форма человеческого мышления, относящаяся к сфере обыденного, повседневного сознания, ограниченного рамками «здравого смысла».

Рационализм – философская позиция, рассматривающая разум как основу познания и поведения людей. Р. отстаивает познавательные возможности разума, рационального знания.

Революция (социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Регресс – процесс деградации, снижения целостности и функциональности объекта в ходе его развития. Р., как тенденция развития объекта, противоположен прогрессу.

Религия – миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного, священного Абсолюта (Бога), который признается верховным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация священнослужителей и верующих) и культ (религиозные ритуалы, обряды, таинства). К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм, к национальным – индуизм, синтоизм, иудаизм и др.

Релятивизм – философская позиция, согласно которой бытие и познание относительны, условны, преходящи. Р. отрицает абсолютность, устойчивость и абсолютизирует изменчивость, относительность явлений.

Ренессанс – эпоха Возрождения (XV – XVI в.в.), характерной особенностью которой было стремление ряда мыслителей и гуманистов возродить идеалы и достижения античности. К наиболее заметным идейным течениям Р. относятся гуманизм (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.), неоплатонизм (Н. Кузанский), аристотелизм (П. Помпонацци), натурфилософия (Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперник), социальный утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и др.

Рефлексия – самоанализ, самопознание, обращение сознания к собственным предпосылкам.

Реформация – религиозное движение в Европе XVI – XVII в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви, искажения ею христианского вероучения. В ходе Р. возникло новое направление христианства – протестантизм, обеспечившее духовно – этические условия развития капитализма. Идейными вождями Р. были М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер и др.

Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятием рефлексия.

Свобода – возможность самостоятельных действий со знанием дела исходя из собственных побуждений. С. человека зависит не только от внешних возможностей выбора, но и от развитости его внутреннего духовного мира, способности достигать гармонии с собой и другими людьми. С позиций диалектики С. – это не волюнтаризм, не произвол, а деятельность на основе познанной необходимости. Свобода выбора предполагает и ответственность человека за свой выбор.

Свойство – характеристика объекта, проявляющаяся в его отношении к другим объектам.

Сенсуализм – философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.

Синергетика – наука о природе самоорганизации и ее законах. С точки зрения С. спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещество, богатое энергией.

Скептицизм – философская позиция, рассматривающая сомнение в качестве основополагающая принципа мышления («подвергай все сомнению»). С. ставит под сомнение возможность достоверного знания.

Сознание – способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным качеством человека, т.е. формируется только в обществе. К основным качествам С. относятся способность к мышлению, идеальность, идеаторность, рефлексивность, интенциональность, активность, материализация в языке и речи.

Софистика – применение в спорах или доказательствах ложных доводов – софизмов, – замаскированных внешней формальной правильностью. К основным приемам С. относятся вырывание представлений об отдельных сторонах объекта из их связи с другими, подмена действительных связей вымышленными, передергивание фактов, искажение смысла понятий, подмена главного второстепенным и т.п.

Социализация – приобщение индивида к социальным нормам в ходе воспитания и личностного развития.

Социальная мобильность – возможность перехода людей из одной социальной группы в другую.

Социальная структура – внутреннее устройство общества, основанное на разделении труда, собственности на средства производства, национальном и других факторах. С.с. – представляет собой совокупность социальных групп и отношений между ними, выделенных по социально значимым основаниям. К важнейшим С.с. относятся классовая, национальная, религиозная, возрастная, профессиональная и др. структуры.

Субстанция – первооснова всего существующего, порождающая все многообразие вещей и явлений мира. Такой первоосновой Фалес считал воду, Гераклит – огонь, Пифагор – число, Анаксагор – гомеомерии, Демокрит – атомы, Гегель – абсолютную идею, а современная наука рассматривает в качестве С. всеобщее взаимодействие.

Субъективизм – позиция человека, в силу которой он видит мир только в масштабе собственного восприятия без учета объективных условий.

Схоластика – способ мышления, оторванный от фактов, от практики и основывающийся на некритическом следовании мнениям авторитетов. Средневековая С. стремилась к обоснованию религиозных догматов с помощью логических рассуждений.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве средства решения всех проблем общества. С. абсолютизирует роль науки в общественной жизни. Антисциентизм – позиция, критически оценивающая возможности науки, обращающая внимание на разрушительные для общества последствия научной деятельности.

Творчество – достижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности.

Теизм – представление, согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира.

Теология – систематизированное вероучение определенной религии о Боге.

Теоцентризм – религиозно-философское представление, согласно которому главным предметом познания должен быть Бог, как центральное звено мироздания, причина и цель всего существующего. Т. характерен для средневековой философии.

Теодицея – богословское учение, стремящееся оправдать Бога, несмотря на существующее в мире зло.

Теория – система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определенную область действительности.

Толерантность – терпимость к иным взглядам, привычкам, традициям, отличным от тех, которых придерживается данный человек или группа.

Тоталитаризм – общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве структур власти во все сферы жизни общества и отдельного человека.

Утопия – вымышленный образ идеального общественного устройства. Термин У. заимствован из книги Т. Мора «Золотая книга… о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии» (1516 г.). Дословно термин У. означает «место, которого нет». Характер У. наряду с проектом Т. Мора имели представления Гесиода о «золотом веке», «идеальное государство» Платона, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, проекты коммунистического общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье и др. Попытки внедрения утопических проектов в реальную жизнь, неоднократно предпринимавшиеся в истории, приводили, как правило, к организованному насилию, репрессиям над массами людей. Реакцией на социальную опасность утопических экспериментов стало возникновение особого литературного жанра – антиутопий, т.е. романов – предупреждений об ужасах, творящихся в «идеальном обществе»: «Скотный двор» и «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина и др.

Фатализм – мировоззренческая позиция, полагающая, что человеческая жизнь жестко предопределена либо Божественным провидением, либо объективными законами, не оставляющими места для свободы действий, активности, инициативы человека.

Формализация – придание содержанию знания строгих, точных, конструктивных форм. Предельным вариантом Ф. является математизация, т.е. выражение знания в виде математических формул, графиков, таблиц и моделей. Однако Ф. может осуществляться не только в математических, но и в качественных вариантах, например, классификациях, блок-схемах, качественных алгоритмах и т.п.

Формы научного познания – типы познавательных средств, соответствующие закономерным этапам развития исследовательского процесса. К основным Ф.н.п. относятся проблема гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира. Научная проблема – форма познания, характеризующая недостаточность знаний или несоответствие средств, необходимых для достижения целей. Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах проблемы и средствах ее разрешения. Факты – достоверные, конкретные данные об объекте, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Научные законы – положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи или качества объектов действительности. Научная теория – система обобщенного, доказательного знания, описывающая и объясняющая определенный объект. Научная картина мира – обобщение множества теорий, относящихся к определенному уровню материи (физическая, химическая, геологическая и др. картины мира) или к миру в целом. Представленная последовательность форм научного познания носит закономерный характер. Поэтапное движение исследования по схеме: проблема гипотеза факт закон научная теория научная картина мира является одним из закономерных циклов развития процесса познания.

Христианство – мировая религия наряду с буддизмом и исламом. Существуют три основные направления Х.: православие, католицизм, протестантизм. Основу Х. составляет вера в Иисуса Христа, который рассматривается как Богочеловек, сочетающий в себе божественную и человеческую природу. Христос рассматривается как спаситель, посланный Богом – отцом на Землю, чтобы своими страданиями искупить грехи людей. Основу вероучения Х. составляет Библия («священное писание»), включающая Ветхий Завет и Новый завет. Христианство возникло в I веке н.э. среди части еврейского населения Палестины; в IV веке стало государственной религией Римской империи. 988 г. принято считать годом принятия Х. на Руси. Для Х. характерна триада духовных ценностей «любовь, вера, надежда».

Цивилизация – целостная общественная система, отличающаяся особым типом и способом взаимосвязи религии, экономики, политики, образа жизни, менталитета. А. Тойнби, разработавший концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии Ц. закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели. Под Ц. понимается также ступень развития человеческого общества, связанная с появлением государств, городов, письменности, товарного производства, возникновением социально-классовой структуры и т.п. Нередко под Ц. имеют также в виду разумно организованное, высокоразвитое общество, отличающееся технологическими достижениями.

Эвдемонизм – мировоззренческая позиция, согласно которой ориентиром нравственности является счастье и благо отдельного человека.

Эвристика – методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.

Экзегетика – правила и приемы истолкования религиозных текстов (Библии, Корана и др.).

Экзистенциализм (философия существования) – одно из влиятельных философских направлений ХХ века, в центре которого проблемы человеческого существования. К важнейшим для Э. проблемам относятся проблемы смысла жизни, свободы, ответственности, обретения человеком самого себя, выбора жизненного пути и др. Основные понятия Э. – «экзистенция», «свобода», «пограничная ситуация», «забота», «вина», «страх», «абсурд» и др. Экзистенция – это ядро человеческого «Я», которое наиболее ярко высвечивается в пограничной ситуации – перед лицом смерти, болезни, катастрофы и т.п. Истоки Э. восходят к датскому философу Кьеркегору, а в ХХ веке систематизация идей Э. была осуществлена М. Хайдеггером в работе «Бытие и время» (1927), Ж-П. Сартром в работе «Бытие и ничто» (1943), а также К. Ясперсом и др.

Эклектика – способ мышления, состоящий в бессистемном рассмотрении объекта, представлении его как механической суммы сторон. С позиций Э. объект отображается беспорядочно, нецелостно, без единого основания, без учета различий между главным и второстепенным, что приводит к безрезультатности в теории и на практике.

Элита – слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.

Эмпиризм – философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Позиция Э. сужает и примитивизует возможности познания, не учитывает того, что человеческий разум, опираясь на данные опыта, способен выходить далеко за рамки опыта, обобщать, прогнозировать и т.п.

Эсхатология – религиозное учение о конце света, о конечных судьбах человека и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном.

Этика – философская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали, моральные отношения в обществе, нравственное сознание и нравственные ценности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.