КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебный материал. Корреляционный анализ
Корреляционный анализ Практическое занятие 3 Корреляционный анализ – это совокупность методов математической статистики, предназначенных для установления факта наличия или отсутствия взаимосвязей, взаимозависимости между двумя или несколькими количественными показателями (признаками). В рамках корреляционного анализа используются следующие приемы: - оценка парной корреляции – позволяет исследовать связь между двумя показателями; - множественная корреляция – для оценки зависимости одного показателя от группы показателей; - каноническая корреляция – для анализа связи между группами показателей; - частная корреляция - позволяет исследовать связь между двумя показателями, элиминируя влияние других показателей; - ранговая корреляция – для анализа связей между качественными показателями.
Для исследования связи между двумя показателями, имеющими нормальное распределение, используется коэффициент парной корреляции: (-1 £ rxy £ +1), где: X, Y – случайные величины, распределенные по нормальному закону; xi – i-тое наблюдение показателя X, yi – i-тое наблюдение показателя Y, – выборочное среднее показателя X (центр группировки), – выборочное среднее показателя Y (центр группировки). Положительный знак коэффициента парной корреляции означает, что с увеличением одной переменной увеличивается и другая, отрицательный – что с увеличением одной другая уменьшается. Абсолютная величина коэффициента означает силу связи (условно принимаем: 0 – 0,3 – слабая связь, 0,3 – 0,7 – связь средней силы, 0,7 – 1 – сильная связь). Связь между показателями может быть полной, то есть функциональной, тогда коэффициент равен 1 или -1, а может вовсе отсутствовать, тогда коэффициент равен 0. Если зависимость неполная, поскольку она искажена влиянием других, посторонних факторов, то коэффициент будет принимать промежуточные значения (между –1, 0, 1) в зависимости от тесноты связи. Например, производительность труда зависит от стажа работы, но реально существуют и другие факторы, изменяющие эту зависимость (здоровье и т.п.). С помощью коэффициента корреляции можно получить ответы на следующие вопросы: - есть ли связь между показателями X и Y? - насколько тесна связь между показателями X и Y? Сильная корреляция означает закономерность: чем более отличается от своего среднего значение одной переменной, тем дальше от своего среднего значение другой. При этом нужно помнить, что коэффициент корреляции применим только в отношении случайных величин, имеющих нормальное распределение. Корреляционный анализ непосредственно не выявляет причинные связи, он только устанавливает численное значение силы этих связей. Более того: корреляция не есть причина. В результате применения корреляционного анализа исследователь устанавливает только один факт - есть или нет связь между двумя переменными, изменяется одна переменная вместе с другой или нет. Необходимо отдавать себе отчет в том, что наличие связи ничего не говорит о ее причине, о том, чем данная связь может быть обусловлена. Причина взаимосвязи переменных может, как заключаться в одной из этих переменных, так и лежать вне рассматриваемых явлений.
Пример. Требуется оценить тесноту взаимосвязи ряда показателей, характеризующих студентов вуза N: Y – Успеваемость по предмету (бал.) X1 – Посещаемость лекций (%) X2 – Материальное положение (бал.) X3 – Отношение к преподавателю (бал.)
Содержание корреляционного анализа
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |