КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прикладные интеллектуальные системы
Центральная парадигма интеллектуальных технологий сегодня - это обработка знаний. Системы, ядром которых является база знаний или модель предметной области, описанная на языке сверхвысокого уровня, приближенном к естественному, называют интеллектуальными. Будем называть такой язык сверхвысокого уровня - языком представления знаний (ЯПЗ). Чаще всего интеллектуальные системы (ИС) применяются для решения сложных задач, где основная сложность решения связана с использованием слабо-формализованных знаний специалистов-практиков и где логическая (или смысловая), обработка информации превалирует над вычислительной. Например, понимание естественного языка, поддержка принятия решения в сложных ситуациях, постановка диагноза и рекомендации по методам лечения, анализ визуальной информации, управление диспетчерскими пультами и др. Фактически сейчас прикладные интеллектуальные системы используются в десятках тысяч приложений. А годовой доход от продаж программных и аппаратных средств искусственного интеллекта еще в 1989 г. в США составлял 870 млн. долларов, а в 1990 г. - 1,1 млрд. долларов [Попов, 1996]. В дальнейшем почти тридцатипроцентный прирост дохода сменился более плавным наращиванием темпов (по материалам [Поспелов, 1997; Хорошевский, 1997; Попов, 1996; Walker, Miller, 1987; Tuthill, 1994, Durkin, 1998]). На рис. 1.9 отражены различные аспекты состояния рынка искусственного интеллекта: инвестиции в разработку в области ИИ (США, Европа, Япония) (рис. 1.9, а); доля систем ИИ в информатике (программном обеспечении) (рис. 1.9, б); доходы от продаж традиционных языков программирования (рис. 1.9, в); инвестиции только в программное обеспечение (США) (рис. 1.9, г); инвестиции в аппаратное обеспечение (США) (рис. 1.9, д); структура рынка ЭС (США, 1993) (рис. 1.9, е). Рис.1.9. Состояние и перспективы рынка ИИ
Наиболее распространенным видом ИС являются экспертные системы.
Экспертные системы (ЭС) -это наиболее распространенный класс ИС, ориентированный на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов в областях, где качество принятия решений традиционно зависит от уровня экспертизы, например, медицина, юриспруденция, геология, экономика, военное дело и др.
ЭС эффективны лишь в специфических «экспертных» областях, где важен эмпирический опыт специалистов. Только в США ежегодный доход от продаж инструментальных средств разработкиЭС составлял в начале 90-х годов 300-400 млн. долларов, а от применения ЭС - 80-90 млн. долларов [Попов, 1996]. Ежегодно крупные фирмы разрабатывают десятки ЭС типа «in-house» для внутреннего пользования. Эти системы интегрируют опыт специалистов компании по ключевым и стратегически важным технологиям. В начале 90-х гг. появилась новая наука - «менеджмент знаний» (knowledge management), ориентированная на методы обработки и управления корпоративными знаниями (см. главу 5). Современные ЭС - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяющие этот эмпирический опыт для консультирования менее квалифицированных пользователей. Разработка экспертных систем, как активно развивающаяся ветвь информатики, направлена на использование ЭВМ для обработки информации в тех областях науки и техники, где традиционные математические методы моделирования малопригодны. В этих областях важна смысловая и логическая обработка информации, важен опыт экспертов. Приведем некоторые условия, которые могут свидетельствовать о необходимости разработки и внедрения экспертных систем (частично из [Уотермен, 1989]):
• нехватка специалистов, затрачивающих значительное время для оказания помощи другим; • выполнение небольшой задачи требует многочисленного коллектива специалистов, поскольку ни один из них не обладает достаточным знанием; • сниженная производительность, поскольку задача требует полного анализа сложного набора условий, а обычный специалист не в состоянии просмотреть (за отведенное время) все эти условия; • большое расхождение между решениями самых хороших и самых плохих исполнителей; • наличие конкурентов, имеющих преимущество в силу того, что они лучше справляются с поставленной задачей.
Подходящие задачи имеют следующие характеристики:
• являются узкоспециализированными; • не зависят в значительной степени от общечеловеческих знаний или соображений здравого смысла; • не являются для эксперта ни слишком легкими, ни слишком сложными. (Время, необходимое эксперту для решения проблемы, может составлять от трех часов до трех недель.)
Экспертные системы достаточно молоды - первые системы такого рода, MYCIN [Shortliffe, 1976] и DENDRAL [Buchanan, Feigenbaum, 1978], появились в США в середине 70-х годов. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч промышленных ЭС, которые дают советы: • при управлении сложными диспетчерскими пультами, например сети распределения электроэнергии, - Alarm Analyser [Walker, Miller, 1987]; • при постановке медицинских диагнозов - ARAMIS [Shortliffe, Buchanan, Feigenbaum, 1979], NEUREX [Reggia, 1988]; • при поиске неисправностей в электронных приборах, диагностика отказов контрольно-измерительного оборудования - Intelligence Ware [Slagle, Gardiner, Kyungsook, 1990], Plant Diagnostics [Уотермен, 1989], FOREST [Finin, McAdams, Kleinosky, 1984]; • по проектированию интегральных микросхем - DAA [Сойер, Фостер, 1988], NASL [Walker, Miller, 1988], QO [Pega, Sticklen, Bond, 1993]; • по управлению перевозками - AIRPLAN [Masui, McDermott, 1983]; • по прогнозу военных действий - ANALYST [Bonasso, 1984], BATTLE [Slagle, Gaynor, 1983]; • по формированию портфеля инвестиций, оценке финансовых рисков - RAD [Kestelyn,1992], налогообложению - RUNE [Durkin, 1998] и т. д. Наиболее популярные приложения ИС отображены на рис. 1.10 [Durkin, 1998].
Рис. 1.10. Основные приложения ИС
Сейчас легче назвать области, где еще нет ЭС, чем те, где они уже применяются. Уже в 1987 г. опрос пользователей, проведенный журналом «Intelligent Technologies» (США), показал, что примерно:
• 25 % пользователей используют ЭС; • 25 % собираются приобрести ЭС в ближайшие 2-3 года; • 50 % предпочитают провести исследование об эффективности их использования.
Главное отличие ИС и ЭС от других программных средств - это наличие базы знаний (БЗ), в которой знания хранятся в форме, понятной специалистам предметной области, и могут быть изменены и дополнены также в понятной форме. Это и есть языки представления знаний - ЯПЗ. До последнего времени именно различные ЯПЗ были центральной проблемой при разработке ЭС. Сейчас существуют десятки языков или моделей представления знаний (см. параграф 1.3). Наибольшее распространение получили следующие модели:
• продукции (OPS5 [Forgy, 1981], ROSIE [Fain, Hayes-Roth, Sowizral, Waterman, 1982]); • семантические сети (SIMER+MIR [Осипов, 1997]; NET [Цейтин, 1985]); • фреймы (FRL [Байдун, Бунин, 1988; Справочник по ИИ, 1990]); • логическое программирование (ПРОЛОГ [Макалистер, 1990; Стерлинг, Шапиро, 1990]); • объектно-ориентированные языки (SMALLTALK [Goldberg, Robson, 1983; Буч, 1993], CLOS [Pega, Sticklen, Bond, 1993]).
Для перечисленных выше моделей существует соответствующая математическая нотация, разработаны системы программирования, реализующие эти ЯПЗ, и имеется большое количество реальных коммерческих ЭС. Подробнее вопросы программной реализации прикладных ИС рассмотрены в главе 6. Современное состояние разработок в области ЭС в России можно охарактеризовать как стадию все возрастающего интереса среди широких слоев специалистов - финансистов, топ-менеджеров, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов. В последние годы этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление - явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки ЭС. Поэтому появляется возможность распространения «подделок» под экспертные системы в виде многочисленных диалоговых систем и интерактивных пакетов прикладных программ, которые дискредитируют в глазах пользователей это чрезвычайно перспективное направление. Процесс создания экспертной системы требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны. Наибольшие трудности в разработке ЭС вызывает сегодня не процесс машинной реализации систем, а домашинный этап анализа знаний и проектирования базы знаний. Этим занимается специальная наука - инженерия знаний [Гаврилова, Червинская, 1992; Adeli, 1994; Scott, Clayton, Gibson, 1994]. Современному состоянию этой науки и посвящены последующие главы этой книги.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |