Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя и внешняя политика ЕС. Руководство для преподавателя




Руководство для преподавателя

(наименование дисциплины)

 

Специальность 030200 «Политология»

 

Квалификация выпускника___Политолог______

(квалификация выпускника в соответствии с ГОС)

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Учебная дисциплина «Внутренняя и внешняя политика ЕС» предназначена для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Политология».

Основными дидактическими принципами, положенными в основу учебной работы при изучении данной учебной дисциплины, являются:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль системных, логически выстроенных теоретических знаний;

3) закрепление изученного теоретического материала на основе использования активных форм обучения;

4) быстрый темп изучения учебного материала;

5) систематическая работа над личностным развитием студентов.

Формирование знаний, умений, навыков студентов в ходе обучения обусловлено не только содержанием учебного материала, но и личностью преподавателя. К преподаванию данной учебной дисциплины следует привлекать преподавателей, знакомых с историей возникновения и предпосылками европейской интеграции, с основными методами принятия решений в Европейской Союзе на разных уровнях – от локального до наднационального, со структурой и содержанием отраслевых, региональной и внешней политики ЕС. В качестве учебного материала рекомендуется использовать учебные пособия, картографические материалы (особенно для изучения отдельных разделов), актуальные статистическую информацию. Обучение полезно строить с использованием примеров из практики применения различных инструментов экономической, социальной, региональной политики, обращая внимание студентов на успешно реализованные программы и принципы их построения.

Учебный процесс в рамках изучения данной учебной дисциплины построен на основе следующих принципов:

1. создание атмосферы взаимного доверия и уважения между всеми участниками учебного процесса, использование в обучении разных форм сотрудничества;

2. обучение с учетом интересов и возможностей студентов, основанное на стимулировании интереса студентов к учебно-познавательной деятельности;

3. обучение через активную познавательную деятельность, решение проблемно-поисковых задач;

4. поощрение и стимулирование проявлений творчества и самостоятельности;

5. обеспечение успешности продвижения каждого студента в учебно-познавательной деятельности, утверждающее веру студента в свои силы и возможности.

Программа курса предусматривает как лекционные, так и семинарские занятия. Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке активного общения, решить задачи познавательного и исследовательского характера.

Семинарские занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию. Семинарские занятия формируют у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.

Семинарские занятия предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать качество выполнения студентами самостоятельной работы. Они позволяют проверить степень знакомства студентов с основной и дополнительной литературой по соответствующему разделу учебной дисциплины, а также качество усвоения лекционного материала. Кроме того, именно семинарские занятия являются средством осуществления «обратной связи», позволяя преподавателю контролировать и оценивать качество собственной работы – и как лектора, и как руководителя семинара.

Семинарское занятие ни по форме, ни по содержанию не должно дублировать лекцию. В то же время семинарское занятие должно быть связано с материалом, полученными студентами в ходе лекционных занятий, - и логически, и содержательно. Именно поэтому важно при проведении лекционных занятий подчеркивать связь между лекцией и семинаром, обращая внимание студентов на те вопросы, которые представляют большой теоретический интерес и практическое значение, и которые за недостатком времени не представляется возможным осветить в ходе лекции. Именно на этих вопросах и нужно сконцентрировать внимание при проведении семинарского занятия. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.

Содержание и характер проведения семинарского занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентов из группы. Высокие трудность заданий и требования к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своих знаний, сформировать необходимые умения и навыки.

Интерактивные формы обучения углубляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения и навыки.

Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации. Одной из задач является формирование умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, что занимает важное место в профессиональных компетенциях политолога. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений.

Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах. Это в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой презентаций. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения. Студенты самостоятельно выступают в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе занятий в группе.

Семинарские занятия в рамках учебной дисциплины «Внутренняя и внешняя политика ЕС» предусмотрены для глубокой проработки раздела № 1 «Политическая карта Европы. Место стран Европы в современном мире. Международные организации в Европе», раздела № 2 «Процесс европейской интеграции. Формирование Европейского Союза. Организационно-правовая структура ЕС», раздела № 3 «Отраслевые политики ЕС», раздела № 5 «Внешняя политика ЕС». Задачами проведения семинарских занятий при изучении данных разделов учебной дисциплины являются формирование и развитие способностей к самостоятельному анализу структурных компонентов системы международных отношений. В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Одной из задач семинарских занятий в рамках данного раздела учебной дисциплины является также формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, в рамках данной дисциплины семинарские занятия носят исследовательский характер.

Семинарские занятия в рамках данной дисциплины по указанным разделам строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими и согласованной с преподавателем теме.

Преподавателю, ведущему семинарские занятия важно требовать от студентов, выступающих с докладами, наличия и предварительного оглашения плана выступления. Такая процедура облегчает оценку доклада в целом, позволяя отметить его структуру, а также систематичность мышления студента. Важно обратить внимание студентов на необходимость выступления с докладом без конспекта. Свободное оглашение студентом материала доклада позволяет оценить самостоятельность, глубину проработки материала, навыки устной речи, владение навыками установления контакта с аудиторией. Необходимо также ориентировать студентов на то, что они общаются с товарищами по учебной группе, а не только с преподавателем. Приветствуется использование мультимедиа-проектора для выступления с докладом, если докладчик имеет необходимый для демонстрации табличный, схематический, картографический и иной иллюстративный материал.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 4 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при продолжительности семинарского занятия 2 академических часа).

Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой других студентов, участвующих в семинарском занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них.

Семинарские занятия, предусмотренные в рамках изучения данных разделов учебной дисциплины, должны включать элементы развернутой беседы по каждому из докладов. Проведение семинарского занятия с элементами развернутой беседы предполагает подготовку всех студентов, участвующих в занятии, по каждой из выносимых на обсуждение тем. Именно поэтому необходимо заранее ознакомить студентов с темами докладов, которые станут предметом обсуждения, списком основной и дополнительной литературы по данным темам.

Одной из важных задач, стоящих перед преподавателем, проводящим семинарское занятие, является провоцирование полемики. В ходе полемики формируются находчивость, быстрота мыслительной реакции, умение аргументировать собственную позицию, владение навыками устной речи. Кроме того, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается как глубоко личное. Для успеха проведения семинарского занятия важно использовать все средства активизации студентов. К ним относятся: постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелая концентрация внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременное акцентирование внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.

Важно довести до понимания студентов, что участие в семинаре – это не только подготовка и выступление с докладом, но и участие в развернутой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на вопросы, задаваемые другими студентами, полемику, как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Добиваясь внимательного и активного отношения студентов к участию в семинарском занятии, преподаватель, ведущий такие занятия, должен поставить студентов в известность, что содержательный анализ доклада, грамотно поставленный вопрос, активное участие в полемике он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом.

Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:

а) выступление с докладом;

б) вопросы к выступающему;

в) развернутая беседа по теме доклада;

г) обсуждение достоинств и недостатков доклада;

д) заключительное слово докладчика.

Семинарские занятия, проводимые в рамках изучения студентами частично раздела № 2 «Процесс европейской интеграции. Формирование Европейского Союза. Организационно-правовая структура ЕС» и полностью раздела № 4 «Региональная политика ЕС» проходят в форме деловых игр.

Деловая игра к части раздела №2 «Организационно-правовая структура ЕС» подразумевает игру «Модель ЕС». В ходе игры участники на практике знакомятся с некоторыми механизмами работы Европейского Союза, получают опыт ведения двух- и многосторонних переговоров, а также тренируются в мастерстве убеждения и публичной речи. В Модели ЕС моделируется работа следующих институтов Европейского Союза по согласованному решению преподавателя и студентов (по упрощенной модели, в зависимости от количества студентов): Европейский Парламент, Совет ЕС, Европейский совет, Европейскую Комиссию, Комитет регионов, Экономический и социальный комитет. Помимо этого студенты могут выбрать роль журналиста и почувствовать, какое влияние оказывает пресса на систему принятия решений в Европейском Союзе, а также претендовать на роль активного наблюдателя от одной из ведущих, но не входящих в ЕС стран. Повестка дня работы каждого из института формулируется на подготовительном к игре семинара посредством совместного мозгового штурма преподавателя и студентов, исходя из актуальных внутре- и внешнеполитических проблем в ЕС.

Игра «Модель ЕС» направлена на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий и изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине; развивает способности к самостоятельному отбору, анализу и систематизации информации; формирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; стимулирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Деловая игра способствует личностному развитию студентов, адаптации к ситуации профессиональной деятельности.

Игра «Модель ЕС», предусмотренная в рамках дисциплины «Внутренняя и внешняя политика ЕС» относится к группе имитационных и направлена на имитацию профессионального действия – ведение переговоров и участие в работе правительственных и неправительственных общественно-политических и политических организаций и государственных органов.

Процесс подготовки и проведения игры включает подготовительный, игровой и аналитический этапы.

На подготовительном этапе важно ознакомить студентов с условиями и правилами игры, распределить роли и связанные с ними обязанности, провести инструктаж участников. Собственно семинарское занятие включает этапы игровой и аналитический. Игровой этап состоит собственно в имитации заседания органа ЕС. Аналитический этап состоит из следующих элементов: обсуждение игровой части занятия экспертной группой, заслушивание сообщения экспертной группы, общее обсуждение итогов игры, подведение итогов проведенной игры.

Деловые игры к части раздела № 4 «Региональная политика ЕС» подразумевают несколько игр, подготовленных группами студентов. Студенты самостоятельно по согласованию с преподавателем выбирают форму проведения игры (викторина, проектная работа, заседание комитета по пространственному планированию и т.д.) на тему, связанную с моделями и инструментами региональной политики в странах ЕС. Особо оценивается творческий подход студентов, являющихся ведущими, к форме проведения игры и степень вовлечения новой информации, в том числе теоретического характера, не затронутой в рамках лекционных занятий.

Сущность и специфика деловых игр как формы учебной работы состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации. Ее содержание составляют целенаправленные действия студентов в такой ситуации, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры и распределением ролей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.