Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Под общей редакцией А.П. Усольцева




Д18

Екатеринбург

И Н.И. Данилова

Под общей редакцией А.П. Усольцева

Учебное пособие

Ресурсов и энергии

Использование

Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин

Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев,

ЗАЩИТА ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ

 

Ко времени окончания практики студент составляет развернутый отчет о проделанной работе. В отчете необходимо:

1) указать место и сроки практики;

2) дать краткую характеристику выполненной работы по отдельным разделам программы;

3) указать причины невыполнения программы, если это имело место;

4) изложить сложные и неясные вопросы, возникшие в процессе практики, замечания и предложения;

5) указать затруднения, которые встретились при прохождении практики;

6) проанализировать наиболее сложные и характерные дела и вопросы, изученные на практике.

Для защиты к отчету прилагаются: подробная характеристика, составленная наставником и утвержденная руководителем, рабочий дневник и проекты процессуальных документов. Защита отчета по практике проводится, как правило, по месту прохождения практики согласно графику и в сроки, установленные руководством института. Аттестация по итогам учебной практики осуществляется в форме защиты отчета о прохождении учебной практики. По результатам защиты обучающемуся выставляется оценка «зачтено».

 

 

 

для элективного курса «Энергосбережение»

в старших классах

 


УДК 621.31:658.26

ББК я 75. 31. 19

Д18 Использование ресурсов и энергии: Учебное пособие для элективного курса «Энергосбережение» в старших классах / Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев, Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин – Екатеринбург, 2010. – 122 с.

 

Предлагаемый учебный материал предназначается для учителей и учащихся старших классов средней школы. Он может применяться при проведении элективного курса «Использование ресурсов и энергии» в рамках школьного образовательного проекта по энергосбережению, разработанного кафедрой «Энергосбережение» Уральского государственного технического университета – УПИ и ГБУ СО «Институт энергосбережения».

Учебное пособие будет полезным для учителей при подготовке к урокам физики, химии, биологии, географии, технологии, при проведении элективных курсов, организации проектной, исследовательской, изобретательской деятельности школьников.

 

Библиогр.: 51 назв. Табл. 17. Рис. 9.

 

Работа представлена в авторской редакции.

 

© Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев,

Я.М. Щелоков, В.Ю. Балдин, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..........  
Энергосбережение – условие прогресса…………………………………..  
1. Энергия……………………………………………………………….  
  1.1. Энергетические эпохи ………………………………………….  
  1.2. Определение энергии и законов ее превращения…………….  
  1.3. Основные виды топлива и их характеристики………..............  
  1.4. Первичная энергия……………………………………...............  
  1.5. Потери тепла при сжигании топлива…………………….........  
  1.6. Производная энергия………..……………………….................  
  1.7. Технологические схемы производства энергии………............  
2. Энергоресурсы……………………………………………….............  
  2.1. Виды энергоресурсов……………………………………….......  
  2.2. Темпы потребления энергоресурсов……..................................  
  2.3. Закономерности потребления энергии…………………….......  
3. Устойчивое развитие………………………………………………..  
  3.1. Учение В.И. Вернадского о биосфере…………………………  
  3.2. Устойчивое развитие……………………………………………  
4. Энергетическая эффективность…………………………………….  
  4.1. Энтропийный капкан……………………………………….......  
  4.2. Виды потерь энергии……………………………………….......  
  4.3. Состав показателей энергосбережения………………………..  
5. Правовое обеспечение энергосбережения…………………………  
  5.1. Мировая практика нормирования энергопотребления……….  
  5.2. Нормативная база энергосбережения в России……………….  
6. Потенциал энергосбережения………………………………............  
7. Культура энергосбережения………………………………………..  
8. Энергетический паспорт…………………………………………….  
9. Экологические проблемы энергопроизводства……………………  
10. Использование энергии при производстве товаров……….............  
11. Использование энергии в зданиях………………………….............  
  11.1. Потери энергии в зданиях и сооружениях..………………….  
  11.2. Пути оптимизации теплопотерь в доме.…………..................  
  11.3. Теплозащита существующих домов………………………….  
12. Оптимизация бытового энергопотребления.……………………...  
  12.1. Оптимизация энергетического баланса в доме………….......  
  12.2. Организационные меры при энергосберегающих работах…  
  12.3. Энергосберегающие работы в быту………………………….  
13. Об энергетике ХХI века……………………………………………..  
  13.1. Об энергоресурсах ХХI века………………………………….  
  13.2. Возобновляемые виды энергии……………………………….  
  13.3. Сотовая энергетика……………………………………………  
  13.4. Энергосбережение как энергетический ресурс………….......  
  Вместо послесловия…………………………………………………  
Некоторые термины и определения……………………………………….  
Список литературы …………..…………………………………………….  

 

Успешность развития любой страны, которая определяется благополучием ее граждан, уже сейчас во многом зависит от ее энергообеспеченности и энергонезависимости. В будущем, когда так называемые невозобновляемые первичные источники энергии истощатся, энергетическая безопасность станет одним из важнейших условий независимого существования государства.

Главным условием такой безопасности является не столько расширение и модернизация топливно-энергетического комплекса, сколько энергосбережение, определяемое культурой энергопотребления всего населения. Формирование этой культуры, несомненно, является актуальной задачей мирового масштаба.

Для нашей страны, долгое время развивавшейся путем расточительной эксплуатации своих природных ресурсов, эта задача еще более актуальна. Естественно, что формирование культуры энергопотребления – процесс медленный и сложный, который должен осуществляться всеми доступными государству способами и методами, через средства массовой информации, различные государственные институты, и, в первую очередь, через систему школьного образования.

Формирование культуры энергопотребления школьника, а через него – и его родителей является основной задачей реализации школьного образовательного проекта «Энергосбережение», в рамках которого и разработан материал для предлагаемых элективных курсов. Авторы надеются, что предлагаемое учебное пособие будет способствовать формированию системы знаний в области энергосбережения у широкого круга наших читателей.

Этот материал имеет ярко выраженный межпредметный характер, поэтому может использоваться на уроках физики, химии, географии, истории, технологии и биологии, на его основе возможна организация самостоятельной деятельности учеников: осуществление исследований, создание проектов, написание рефератов, сообщений, докладов.

 


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ – УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА

 

Вся история развития живой природы свидетельствует о том, что источником движения биологической эволюции является постоянно сохраняющееся противоречие между безграничной способностью живых организмов к воспроизводству и ограниченными возможностями материальных ресурсов внешней среды. Вид, получивший преимущество перед другими видами, распространяется до тех пор, пока не сталкивается с недостатками тех ресурсов, которые необходимы именно этому виду. Отсутствие достаточного количества пищи, жилья, жизненного пространства приводит к уменьшению популяции, а иногда и к ее полному исчезновению.

Если в качестве такого вида рассматривать человечество, то основной ресурс, без которого человек не сможет выжить – энергетический. Формула энергетического обеспечения развития современного общества звучит так: чтобы повышать благосостояние общества, необходимо постоянно увеличивать расход энергии. Но это увеличение не может продолжаться бесконечно, любые запасы ограничены, и поэтому рано или поздно они закончатся. И тогда человечество неизбежно столкнется с необходимостью кардинального уменьшения энергетических затрат.

Ярким подтверждением этому являются события 70-х годов ХХ столетия, которые вошли в историю как энергетический кризис. После того, как развитые страны столкнулись с проблемой нехватки энергии, они сделали из этого выводы и уже тогда коренным образом пересмотрели свою энергетическую политику. Предотвращение подобной ситуации возможно только одним путем – необходимо решать вопрос рационального расхода энергии, снижения ее удельных затрат. Данное направление человеческой деятельности получило название – энергосбережение.

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических, информационных и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего эффекта от их использования.

Бережное расходование энергии, ее получение на основе возобновляемых источников энергии – ветра, солнца, биомассы и т.д. позволит уже сегодня решить массу экологических проблем, снизить в несколько раз усилия на постоянные поиски новых ископаемых источников энергии и их освоение.

Это позволит не только зарезервировать для потомков часть запасов ископаемого топлива, но использовать эту категорию ресурсов для неэнергетических потребностей – производства химических продуктов, лекарств, всевозможных препаратов.

Но для этого необходимо понимание всем обществом того, что рост благосостояния населения возможен только в условиях увеличения полезного расхода энергии, роста ее душевого потребления. В любой, даже самой богатой энергоресурсами стране требуется их рациональное использование и экспортирование с целью сохранения для будущих поколений запасов топлива в виде невозобновляемых ресурсов.

В России с ее богатыми природными ресурсами, в первую очередь, топливно-энергетическими, до последнего времени энергетика привычно рассматривалась как единственный источник развития общественного производства. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) дает до сих пор практически от трети до половины всех валютных поступлений в страну. Но такое положение не может сохраняться долго, поскольку энергоемкость промышленного производства и социальных услуг и так оказалась в несколько раз выше общемировых показателей. Это делает нашу жизнь недопустимо энергорасточительной, а нашу продукцию неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Только менее одной трети добываемых топливно-энергетических ресурсов идет в конечном итоге на обеспечение прямых и косвенных энергетических услуг населению. Еще одна треть сырьевых ресурсов идет на экспорт, а остальная безвозвратно теряется в самой системе энергетических поставок, не давая при этом никакого полезного эффекта для конечного потребителя.

Нашему обществу необходимо установление соответствия между ростом материального производства, его энергообеспечения и сохранением экологических ресурсов (воды, воздуха, почвы). Эту задачу не решить только за счет повышения квалификации узких специалистов области энергетики. Каждый может и должен научиться рационально расходовать энергию. Это возможно только при освоении широкими слоями населения основ культуры потребления энергетических ресурсов. Эта культура проявляется в повседневной жизни и заключается в обязательном выполнении ряда энергетических ограничений. Цель подобных ограничений – повышение энергоэффективности использования наших природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Мы надеемся, что при прочтении предложенной книги наш Читатель вступит в ряды тех, кто заботится о своем будущем и будущем своей страны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.