Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самонаблюдения следует проводить по единой методике, в одних и тех же условиях, в определенных единицах измерения, при помощи одной и той же аппаратуры и инструментов




Правила ведения самоконтроля

Объективные показатели самоконтроля

Объективные показатели показатели деятельности организма, не зависящие от нашего сознания, мотивов, настроения, эмоционально-психической обстановки условий его жизни и прочее. Результатом их измерений всегда являются конкретные цифры, отражающие деятельность функций организма. К ним относятся:

- антропометрические показатели – объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков, а именно:

· соматометрические показатели – длина и масса тела, окружность грудной клетки (в покое, при полном вдохе и выдохе), длина и окружность бедра, голени, предплечья и т.д.;

· физиометрические показатели – жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

· соматоскопические показатели – состояние опорно-двигательного аппарата, степень жироотложения, пропорциональность, форма ног, грудной клетки, позвоночника;

- физиологические показатели – показатели активности функционирования органов и систем организма: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), удельное средне-динамическое давление (УСДД), частота дыхания (ЧД), степень функционального напряжения (СФН), состав крови, мочи, пота и др., при этом важно получить данные в различных функциональных состояниях организма:

ü в покое;

ü при выполнении рабочих нагрузок;

ü при стандартных нагрузках:

а) стандартные пробы (см. «Метод функциональных проб»),

б) обычно применяемые нагрузки в конкретном виде физических упражнений или виде спорта (см. «Метод контрольных упражнений»).

 

Очень важно при самоконтроле неукоснительно выполнять правила его ведения. В противном случае уверенности в адекватности оценок реакций организма на физические нагрузки не будет.

Самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Наблюдения, проводимые бессистемно, время от времени, не принесут никакой пользы. Систематические же наблюдения в течение длительного периода дают четкую картину функционального состояния организма на протяжении различных периодов тренировки (недельного, месячного, квартального, полугодичного, годичного и нескольких лет).

Последовательность проведения самоконтроля в течение дня:

1) измерение объективных и оценивание субъективных показателей самоконтроля утром: сразу после того как проснулись, не вставая с постели и не делая резких движений определите ЧСС – ЧСС в покое (ЧССпок), далее, после выполнения гигиенических процедур, проведите 5-7 минут в положении сидя и определите индекс Рюфье (для лиц, регулярно занимающихся развитием кондиционных физических качеств – выносливость, сила и быстрота, особенно в циклических видах упражнений), вес (если решаются задачи по снижению или набору массы тела), выполните другие необходимые измерения и оцените самочувствие, сон, настроение и другие субъективные показатели на текущий момент. Занесите все в дневник самоконтроля;

2) измерение объективных и оценивание субъективных показателей самоконтроля до тренировки: выполните измерение ЧСС после 5-7 минутного отдыха в положении сидя – ЧСС исходная (ЧССисх) и других необходимых объективных показателей (в зависимости от направленности тренировок), оцените желание тренироваться и самочувствие на текущий момент. Занесите все в дневник самоконтроля;

3) контроль ЧСС и болевых ощущений в процессе тренировки. Делайте необходимые записи в дневнике самоконтроля, важно отмечать ЧСС, так как она характеризует степень напряжения вашего организма в целом, причем, если выполняются циклические двигательные действия в аэробном режиме, то наиболее информативной будет ЧСС во время выполнения, если же выполняются двигательные действия в анаэробном режиме, то ЧСС лучше измерить через 10-15 сек после окончания выполнения упражнения, так же важно контролировать ЧСС и во время пауз отдыха;

4) измерение объективных и оценивание субъективных показателей самоконтроля после тренировки: выполните измерение ЧСС после 10-15 минутного отдыха в положении сидя, по записям, сделанным в процессе тренировки, определите среднюю ЧСС во время выполнения физических упражнений – ЧСС рабочая (ЧССраб), которая высчитывается как сумма всех измерений ЧСС во время тренировки деленная на количество измерений, затем высчитайте степень функционального напряжения (СФН) организма на тренировке по формуле:

СФН = ЧССраб - ЧССисх × 100 (%);
220 – возраст - ЧССисх

 

5) измерение объективных и оценивание субъективных показателей самоконтроля вечером: выполните измерение необходимых параметров самоконтроля в 21-22 ч, но не позднее, чем за 1 час до сна, если будете проводить функциональную пробу, например индекс Рюфье;

6) анализ данных самоконтроля. Важно сравнить аналогичные объективные и субъективные параметры самоконтроля с обязательным учетом параметров выполненной тренировочной нагрузки, а именно, выполненных объемов, интенсивности тренировки по ЧСС и количества и характера отдыха во время тренировки:

- утренние показатели сравниваются с утренними же и показателями, полученными в результате измерений организма в состоянии покоя при хорошем здоровье и восстановлении,

- показатели «до тренировки» сравниваются с утренними и аналогичными показателями предыдущего дня,

- показатели, полученные во время тренировки, сравниваются с аналогичными, полученными при выполнении аналогичных нагрузок на предыдущих тренировках,

- показатели «после тренировки» сравниваются с показателями «до тренировки» и этими же показателями, полученными в предыдущие тренировки при таких же нагрузках,

- вечерние данные целесообразно сравнить с данными, полученными утром, до и после тренировки.

При интерпретации сравнительных характеристик следует придерживаться следующей логики:

- если предыдущий параметр лучше последующего аналогичного (например, ЧССпок утром в предыдущий день лучше ЧССпок утром в день анализа), то это, скорее всего, означает, что тренировочная нагрузка в предыдущий день была слишком высокой, поэтому организм за ночь не восстановился (при условии хорошего здоровья, сна и положительного психоэмоционального фона), значит, в следующий раз аналогичную тренировку следует проводить менее интенсивно,

- если аналогичные показатели сопоставимы и отличаются друг от друга незначительно, то организм реагирует на предложенные нагрузки и восстанавливается адекватно,

- если последующий показатель лучше предыдущего аналогичного, то, возможно, данный факт следует расценивать, как адаптацию организма к предлагаемым нагрузкам, а, значит, следует увеличивать суммарную нагрузку за счет изменения параметров объема и интенсивности.

В дневнике самоконтроля в обязательном порядке необходимо отмечать отклонения от общего режима. Очень часто состояние организма и его работоспособность зависят от правильного выполнения режима. Нарушение одного из пунктов режима дня (например, недостаточный сон) может повлечь за собой значительные изменения в деятельности всего организма, и обычная тренировочная нагрузка окажется неадекватной возможностям занимающегося. Такая ситуация может значительно снизить качество и результат планирования тренировочного процесса.

Например, спортсмен плохо поужинал, т.к. спешил на празднование дня рождения друга, пришел домой поздно, из-за возбужденного состояния долго не мог заснуть, утром встал поздно и с трудом, хотелось есть, поэтому поел плотно и пошел на тренировку. На тренировке появились боли в животе, началось обильное потоотделение. Тренировку пришлось прекратить. Из приведенного примера видно, какими отрицательными явлениями сопровождается нарушение режима.

Женщины и девушки, наряду с общепринятыми параметрами, должны записывать все, что связано с протеканием и изменениями менструального цикла.

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.