Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план




Пояснительная записка

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Проректор по учебной работе

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________/Волосникова Л.М./

_________________2011 г.

 

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Для студентов направления

022000.62 «Экология и природопользование»

Профили подготовки «Геоэкология» «Природопользование»

Форма обучения – очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Иеронова В.В.

«______»_______________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии(________________)

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем __________стр.

И.о. зав. кафедрой _______________________/ Ларин С.И.

«______»_______________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от _____._____.2011 г.

«СОГЛАСОВАННО»

Председатель УМК ________________/Столярова О.А.

«______»_______________2011 г.

«СОГЛАСОВАННО»

Зав. методическим отделом УМУ __________________/ Фёдорова С.А.

«______»_______________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ

 

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра геоэкологии

 

 

Иеронова В.В.

 

 

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Для студентов направления

022000.62 «Экология и природопользование»

Профили подготовки «Геоэкология» «Природопользование»

Форма обучения – очная

 

Тюменский государственный университет

 

Иеронова В.В. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000.62 «Экология и природопользование». Профили подготовки «Геоэкология» «Природопользование». Форма обучения – очная. Тюмень, 2011 г. ____стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Учение о биосфере [электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.umk.3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. заведующего кафедрой Ларин С.И., к.г.н., доцент

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Иеронова В.В., 2011.

 

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Учения о биосфере является:

Получение и систематизация студентами теоретических знаний о возникновении, строении, эволюции и современном состоянии биосферы Земли.

Задачи:

- Показать преемственность учения о биосфере, базирующемся на научных разработках выдающихся учёных прошлого из зарубежных стран и России;

- Дать знания по основным положениям Учения о биосфере как о науке о среде обитания, обладающей природной организованностью, т.е. устойчивостью систем жизнеобеспечения, основанной на взаимодействии сил неживой природы и планетарной планеты;

- Акцентировать внимание на преимущественно деструктивном воздействии на биосферу человеческой цивилизации как третьей силы, затрагивающей также внебиосферную часть геопространства;

- Объяснить, что от прогрессирующей антропогенной дестабилизации биосферы человечеству необходимо повернуть её к управлению, направленному на восстановление её гомеостаза;

- Обосновать, что указанный поворот – главное условие коэволюции человека и природы не только в рамках среды обитания, но и во всём охваченной деятельностью геопространстве, к которому относится система: недра Земли – гидросфера – атмосфера – околоземный космос.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Учение о биосфере» изучается по типовому учебному плану Государственного стандарта специальности 020800 – Экология и природопользование. Дисциплина базируется на курсе образовательной профессиональной программы бакалавров по данному направлению: «Биология». Курс «Учение о биосфере» ориентирован на формирование комплексного экологического мышления, необходимого для решения целого круга задач в сфере природопользования и охраны природы.

Курс тесно связан со многими фундаментальными естественнонаучными дисциплинами. Он должен наряду с другими курсами сформировать общее представление о разнообразии жизни на Земле, выработать высокую гражданскую ответственность за сохранение жизни на планете во всех её проявлениях.

Программа дисциплины «Учение о биосфере» имеет чётко выраженную практическую направленность. Обеспечивает формирование профессиональных компетенций и навыков в сфере экологии и природопользования.

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: структуру и динамику биосферы как главного функционального подразделения геопространства.

Уметь: выделять в иерархичной структуре биосферы наиболее важные и уязвимые связи между её звеньями и разрабатывать меры по защите таких связей от антропогенного нарушения.

Владеть: значениями о прошлом биосферы для применения их при оценках её современного состояния и составления прогностических сценариев.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Дисциплина читается во 2 семестре. Формой промежуточной аттестации является зачёт. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 ч).

Таблица 1.

Тематический план

Тема Недели семестра Виды учебной и самостоятельной работы, в час. Итого часов по теме Итого часов в интер-актив. фор-мах Итого кол-во балл.
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
                 
Модуль 1
1.1 Введение       -   - 0-5
1.2 Востребованность научного наследия В.И. Вернадского 2-3           0-10
1.3 Изучение проблем биосферы во второй половине ХХ и начале ХХI века 4-5           0-15
  Всего             0-30
Модуль 2
2.1 Живое вещество 6-7           0-10
2.2 Биосфера 8-10           0-15
2.3 Круговорот вещества             0-10
  Всего              
Модуль 3
3.1 Феномен – Серая Земля 12-13           0-10
3.2 Космопланентарные силы, биосфера и человечество 14-15           0-15
3.3 Поворот к Зелёной Земле – императив человечества             0-10
  Всего             0-35
  Итого (часов, баллов)           - 0-100
  Итого часов в интерактивных формах - - - - -   -

 

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Техни ческ. формы контр. Информа-ционные технологии Итого количество баллов
Доклад Ответ на семинаре (коллоквиуме) Контрольная работа Тест реферат Программы компьютерного тестирования
Модуль 1
1.1 - 0-3 - 0-2 - - - 0-5
1.2 - 0-3 0-4 0-2 - - 0-1 0-10
1.3 0-3 0-3 0-4 - 0-5 - - 0-15
Всего 0-3 0-9 0-8 0-4 0-5 - 0-1 0-30
Модуль 2
2.1 - 0-5 0-3 - - - 0-2 0-10
2.2 0-5 - 0-2 - 0-5 0-3 - 0-15
2.3 - 0-5 0-5 - - - - 0-10
Всего 0-5 0-10 0-10 - 0-5 0-3 0-2 0-35
Модуль 3
3.1 - 0-4 - 0-4 - - 0-2 0-10
3.2 0-4 - 0-3 - 0-5 0-3 - 0-15
3.3 - 0-4 0-3 0-3 - - - 0-10
Всего 0-4 0-8 0-6 0-7 0-5 0-3 0-2 0-35
Итого 0-12 0-27 0-24 0-11 0-15 0-6 0-5 0-100

 

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объём часов Кол-во баллов
обязат. дополн.
Модуль 1
  Введение Подгот. контр. вопросов -   - 0-10
  Востребованность научного наследия В.И. Вернадского подгот. к контр. раб. - 2-3   0-10
  Изучение проблем биосферы во второй половине ХХ и начале ХХI века Подготовка доклад,   Сост. презент. 4-5   0-10
  Всего          
Модуль 2
  Живое вещество подгот. контр. раб. - 6-7   0-10
  Биосфера Подготовка доклад,   Сост. презент. 8-10   0-15
  Круговорот вещества Подгот. контр. вопросов -     0-10
  Всего          
Модуль 3
  Феномен – Серая Земля Подгот. контр. вопросов - 12-13   0-10
  Космопланентарные силы, биосфера и человечество Подготовка доклада Сост. презент. 14-15   0-15
  Поворот к Зелёной Земле – императив человечества Подгот. контр. вопросов -     0-10
  Всего - - -    
  Итого - - -    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.