КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности психического развития в младенчестве
Основныминовообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки.Поэтому,чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои руки, следит за тем, как рука приближается к предмету. С хватанием связано возникновение предметного восприятия. Хватание, направление к предмету стимулируют возникновение сидения – когда ребенок садится перед ним открывается другая плоскость с другими предметами.К 9 месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ходьба – еще одно новообразование этого возрастного периода, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития, теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда захочет.Другое новообразование – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Восприятие. Основным отличием восприятия от ощущений является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только об его отдельных свойствах.На этапе младенчества ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, что свидетельствует о переходе его психического развития на более высокую ступень. Признаки предметного восприятия начинают формироваться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Ребенок перебирая предметы пытается сфокусировать на них свой взгляд. Развитие речи происходит в несколько этапов. Период подготовления словесной речи относится к младенческому возрасту. Этот период начинается с первых дней рождения и длится до конца первого года жизни. После 3-4 месяцев звуки произносимые ребенком становятся более многочисленными и разнообразными. Это объясняется тем, что ребенок начинает бессознательно подражать голосу взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне.Со второй половины первого полугодия появляются элементы настоящего речевого общения. Появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождающиеся словами, следовательно, ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или названием предмета.Существенной особенностью развития речи ребенка младенческого возраста является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных ситуациях.С 8-9 месяцев начинается период активной речи. В этот период отмечаются попытки подражания звукам, которые произносит взрослый. Мышление является высшим психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы мышления и восприятия, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие предпосылку к усвоению различных видов общественного опыта Внимание. Начиная с третьего месяца, ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнедеятельностью. Позже он в состоянии достаточно долго рассматривать какой-либо предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито и интенсивно.
Психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не представляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.Для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также можно встретиться в домах ребенка детских домах и т.д.Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку.Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации.Оно проявляется в поведении, отличающимся характерными признаками. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности.Ведущей линией психического развития в младенческом возрасте выступает общение ребенка со взрослыми. У воспитанников дома ребенка при более поздних сроках формирования этой потребности в первом полугодии жизни отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении. Кроме того, на протяжении младенчества у воспитанников дома ребенка не складывается субъектно, личностно ориентированного общения со взрослыми в той форме, как это естественно происходит во взаимодействии с близкими взрослыми у детей, воспитывающихся в семье.Первый год жизни имеет фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка. Специфика развития младенцев в доме ребенка не имеет фатального характера и может быть скорректирована при специально организованном субъективно ориентированном общении со взрослыми в адекватной возрастному периоду форме.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |