Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фальсификация товаров




Результатом идентификации служит подтверждение соответ­ствия или установление несоответствия ассортиментных, качест­венных, количественных характеристик и товарной информа­ции. При выявлении несоответствия продукция относится к фальсифицированной.

Фальсификация — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продук­ты, материалы и изделия)» определен в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как «умышлен­но измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной».

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использова­ния по назначению свойств. Фальсификация пищевых продук­тов чаще всего производится путем придания им отдельных наи­более типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных, наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «де­фектные товары». Это не случайно, так как заменители и де­фектные товары широко используются для целей фальсифика­ции, при этом получателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифи­цированным, если на маркировке или в товаросопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена со­ответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами).

Следует отметить, что взгляды на товары-заменители, осо­бенно если происходит частичная замена одного товара другим, в разные периоды меняются. Так, в конце прошлого века при производстве пива даже частичная замена солода на несоложе­ные материалы не допускалась и считалась фальсификацией, что особо оговаривалось в законодательстве Германии. В практике современного отечественного пивоварения из-за нехватки соло­да применение несоложеных материалов допускается соответст­вующей технической документацией.

Разные требования отмечаются по отношению к маргарину как заменителю сливочного масла. В законодательстве конца XIX в. подкрашивание маргарина под цвет сливочного масла не разрешалось, а сейчас является непременным условием его про­изводства. Следует учесть, что маргарин, выпускаемый в настоя­щее время, не идентичен маргарину конца XIX в. Последний по­лучали из свиного сала, вследствие чего его можно идентифици­ровать по вкусу и запаху, а при отсутствии подкраски — по цвету. Сегодня по органолептическим показателям отличить сливочный маргарин от сливочного масла значительно труднее. По химическому составу маргарин может быть тождествен сли­вочному маслу.

Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация — один из двух возможных результатов идентификации.

При фальсификации подделке обычно подвергается одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить не­сколько видов фальсификации:

• ассортиментная (видовая);

• квалиметрическая;

• количественная;

• стоимостная;

• информационная.

Для каждого вида характерны свои способы подделки товара.

Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации Представлена на рис. 5.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляет­ся путем полной или частичной замены товара его заменителем Другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдель­ных разновидностей ассортиментной классификации, представ­лены на рис. 6.

Для заменителей характерны: значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребитель­ские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).


В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следую­щие способы фальсификации:

• частичная замена продукта водой;

• добавление в продукт низкоценного заменителя, имити­рующего натуральный продукт;

• замена натурального продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальси­фикации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.

Пищевые заменители — более дешевые продукты питания, Сличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

В качестве средств ассортиментной фальсификации наибо­лее часто используют следующие пищевые заменители: воду — для жидких продуктов; другие имитаторы натурального продук­та, схожие по определенным, наиболее характерным признакам.

Вода — наиболее распространенный заменитель жидких прозрачных продуктов, особенно таких, как спирт, водка, про­зрачные бесцветные наливки, настойки, белые вина, минераль­ные воды. Для окрашенных напитков применяется дополнитель­но подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, подкрашивают воду при ассортиментной фальсифи­кации коньяка, рома, розовых и красных вин, пива, кваса, окра­шенных безалкогольных напитков.

Вода как заменитель натурального продукта часто использу­ется при квалиметрической фальсификации, когда натуральный продукт незначительно разбавляется водой либо увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие сухие продукты помещаются во влажное помещение).

При использовании воды в качестве пищевого заменителя иногда очень трудно провести грань между ассортиментной фальсификацией, когда фальсифицированный продукт не явля­ется целиком натуральным, и квалиметрической, в результате которой получается разбавленный, некачественный продукт.

Если ассортиментную фальсификацию водой легко обнару­жить по вкусу и запаху, то квалиметрическую фальсификацию при незначительном разбавлении водой заметить может только опытный дегустатор. Большинство потребителей могут даже не заметить фальсификации или будут не уверены в своих догадках, основанных на органолептической оценке.

Наши исследования показали, что при добавлении в соки и вина 10 % воды дегустаторы не заметили фальсификации. При добавлении 20 % воды примерно треть дегустаторов высказала сомнения по поводу качества, и лишь при 50 % разбавления большинство дегустаторов указало на водянистость вкуса.

Незначительное (10%-ное) разбавление водой не позволяет выявить фальсификацию с помощью физико-химических пока­зателей, так как содержание Сахаров и кислот, как правило, выше предельно допустимой нормы и такое разбавление не вы­зывает несоответствия фактического содержания растворимых сухих веществ, Сахаров и кислот установленным нормам. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается диссоциация кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при сильном разбавлении (более 30 %) изменяются физико-химические показатели.

Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит от качества используемой воды. При применении недоброкаче­ственной воды, например по микробиологическим показателям, даже разбавленный продукт может стать опасным.

К пищевым заменителям, используемым для целей фальси­фикации, относятся также различные имитаторы, т. е. про­дукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Примером могут слу­жить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т. п., концентраты, сиропы, соки и напитки с использованием синте­тических красителей, кислот, ароматизаторов.

При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена натурального продукта его заменителем.

Возможна также частичная или полная замена высокоцен­ных товаров другим, менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида. Так, до­вольно часто картофельный крахмал заменяется пшеничной му­кой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фаль­сификации является подмена сливочного масла маргарином.

Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и 'непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу к муке, крахмалу.

Иногда к муке и крупе добавляли мелкоизмельченные при­меси сорных трав или протравленное семенное зерно, обрабо­танное ядохимикатами. В настоящее время такие грубые спосо­бы фальсификации практически не применяются, а при про­мышленном производстве совсем не встречаются.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установлен­ных норм земли, корней, растительных остатков.

Контрафакция является одним из способов ассортиментной фальсификации.

Контрафакция. Контра­фактная продукция является разновидностью фальсифицирован­ной продукцией на уровне торговой марки. Для контрафактной продукции используются два вида фальсификации: ассортимент­ная и информационная.

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименованиях мест происхождения товаров» контра­фактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак, или наиме­нования места происхождения товаров, или сходные с ними до степени смешения обозначения (ст. 4 и 40).

Для обнаружения контрафактной продукции проводится ас­сортиментная и информационная идентификация, причем ассор­тиментная идентификация предназначена для выявления под­линности торговой марки, страны и/или места происхождения. В качестве идентифицирующих признаков могут использоваться специфичные для определенной торговой марки показатели каче­ства продукции, формируемые за счет особенностей применяемо­го сырья и/или технологических процессов и/или рецептур, а так­же специально вводимые маркеры. Кроме того, маркеры могут применяться и в упаковке, и в маркировке. Маркерами могут быть определенные вещества, вкрапления материалов и др.

Идентифицирующими признаками может обладать и упаков­ка. Например, форма и цвет бутылок, пробок, их размеры, ис­пользуемый материал, для конкретных торговых марок алко­гольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков. Под­робно об этом читайте в соответствующих главах.

Для обеспечения марочной идентификации в маркировку вводятся определенные обозначения: товарные знаки, штрих-ко­ды и т. п. Однако достоверность этих идентифицирующих при­знаков не высока, так как при современной технике копирова­ния их легко можно подделать. Дизайн упаковки и этикетки, их цветовая гамма также могут использоваться для целей марочной идентификации. Однако для многих пищевых продуктов приме­няется унифицированная тара (например, пивная или винная бутылка, металлическая банка, пакеты тетрапак и т. п.), что за­трудняет проведение марочной идентификации и выявление контрафактной продукции с помощью маркировки.

Сложность использования специфичных идентифицирую­щих признаков товара, в том числе и маркеров, состоит в том, что они составляют предмет коммерческой тайны и не раскры­ваются изготовителем даже экспертам независимых экспертных организаций. Выход в использовании метода сравнительного анализа идентифицируемого объекта с подлинными образцами товаров, которые представляет изготовитель или они приобрета­ются в его фирменных магазинах, либо в магазинах, имеющих прямые поставки от производителя.

В настоящее время проблема выявления и/или предотвраще­ния реализации контрафактных товаров очень актуальна, по­скольку получила широкое распространение. Как правило, эта продукция выпускается неизвестными производителями, не имеющими брендов и реализующих свой товар под известными, пользующимися популярностью брендами.

Производство и реализация контрафактной отечественной и импортной продукции причиняет значительный материальный и моральный ущерб добросовестным производителям за счет дис­кредитации их авторитета и нарушения авторских и смежных прав. Доля контрафакта в России по отдельным товарам значи­тельно выше, чем за рубежом. По данным Роспатента, она со­ставила в 2006 г. 69 %.

Ущерб, наносимый владельцам товарных знаков, ежегодно составляет десятки миллионов долларов США, а потери государ­ственного бюджета за счет неуплаты налогов превышают сотни миллионов рублей. Страдает и престиж нашей страны в глазах мирового сообщества, под угрозой экономическая безопасность России. Одной из претензий ВТО, затрудняющих вступление России в эту организацию, является высокий уровень контра­фактных товаров в общем объеме реализуемой продукции.

 

Квалиметрической фальсификацией считается приме­нение разрешенных и неразрешенных добавок, не предусмот­ренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребите­ля относительно истинных потребительских свойств товара.

К квалиметрической фальсификации относятся подкрашива­ние или ароматизация пищевых продуктов, не предусмотренные рецептурой и технологией производства и предназначенные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их по­вышенную пищевую ценность. Конечная цель фальсификато­ров — создание потребительских предпочтений на товары пони­женного качества путем придания видимости их повышенных потребительских свойств.

Примером могут служит безалкогольные напитки с частич­ной или полной заменой сахара; подсластителями, с использова­нием синтетических красителей, ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или запрещены СанПиН 2.3.2.1078—2001 «Гигие­нические требования к качеству и безопасности пищевых про­дуктов».

 

Добавки — это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.

Пищевые добавки широко используются в пищевой про­мышленности и предусмотрены рецептурой изготовляемых про­дуктов питания. На маркировке многих отечественных и им­портных товаров, особенно западноевропейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно Кодекс алиментариус маркируются знаком «Е» с порядковым номером пи­щевой добавки (например, Е300 — лимонная кислота).

Использование пищевых добавок нельзя относить к фальси­фикации.

Разновидностью квалиметрической фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального про­дукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. На­пример, реализация спитого чая под видом натурального про­дукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае про­дукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).

Таким образом, в зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицированным продуктом, различают две разновидности квалиметрической фальсификации: безопасная для жизни и здо­ровья потребителя; опасная.

При безопасной фальсификации потребителю наносится ма­териальный и моральный ущерб, а при опасной — кроме того, вред жизни и здоровью. Поэтому для этих двух разновидностей фальсификации должны применяться разные меры администра­тивной и уголовной ответственности.

К квалиметрической фальсификации следует отнести и пере­сортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространен­ных разновидностей квалиметрической фальсификации.

Пересортица — действия, направленные на обман получате­ля и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

Так, вареная колбаса Отдельная 1-го сорта может быть реа­лизована как Любительская, относящаяся к высшему сорту, кофе Робуста 1-го сорта — как Арабика высшего сорта.

Пересортица может быть вызвана объективными и субъек­тивными причинами. К фальсификации относится лишь пере­сортица, обусловленная субъективными причинами, что харак­терно для сырьевых и технологических принципов деления това­ров на сорта.

Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реали­зации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.

Вместе с тем имеется значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется: снижаются и показатели качества, определяющие товарный сорт. В этом слу­чае возникает пересортица, носящая объективный характер, но не являющаяся фальсификацией. Примером могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин.

Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объе­ма, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основа­ны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта.

Количественная фальсификация — один из наиболее древних способов обмана покупателей. Одна из заповедей пророка Мои­сея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книга Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25).

В другой заповеди Моисей говорит: «Да будут у вас весы вер­ные, гири верные...» (там же. Гл. 19).

Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.).

Неточные или фальшивые средства измерений — наиболее рас­пространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измеритель­ная посуда и др.) и приборы (весы и т. п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государст­венных метрологических служб. применение измерительных приборов с определенным диа­пазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряе­мый объект имеет параметры, находящиеся вне установ­ленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);

• недостаточное освещение шкалы показаний измерительно­го прибора;

• неправильное расположение товара на измерительном при­боре или по отношению к мере (например, точность взве­шивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей — от их расположения на жестком стандартном метре — накладыванием или набрасыванием);

• установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку, или сверху, или снизу.

Методика правильных измерений обычно приводится в тех­нических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности, тканей приведены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Правительством РФ 19 января 1998 г. № 55.

Количественная фальсификация при отпуске товаров полу­чателю или продавцу может быть и при неправильных способах измерения товара:

• отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;

• отпуск по массе нетто с вычитанием из массы стандартной тары, указанной на маркировке;

• применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании.

Отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзи­нах, пластмассовых чашках и т. п.). По правилам продавец обязан либо положить на противоположную площадку цифер­блатных весов упаковку из того же материала и того же разме­ра (например, лист оберточной бумаги), либо вычесть из массы брутто предварительно завешенную упаковку или дополнитель­ную тару.

Отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брут­то массы стандартной тары, указанной на маркировке, позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара (с более толстыми стенками, дополнительны­ми приспособлениями). Например, при отпуске товаров в боч­ках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) пу­тем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаков­ку или транспортные средства могут быть вложены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т. п.).

Этот вид фальсификации касается в основном торговых ра­ботников, но не исключена возможность обмана и потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних до 0,5 кг).

С применением дополнительных грузов, подкладываемых под то­вар при его взвешивании, можно столкнуться иногда на розничных торговых предприятиях. Известен особый прием, называемый «сухой лист», при котором в упаковку, которую складывают по­полам, кладется плоский посторонний предмет определенной массы. Покупатель не видит этот предмет, так как тот находится между двумя листами упаковки. После окончания взвешивания продавец берет верхнюю половину упаковки с товаром, при этом посторонний утяжеляющий предмет падает около весов со сторо­ны продавца.

Количественная фальсификация осуществляется на произ­водстве — при фасовке товаров, розливе напитков или на пред­приятиях торговли, массового питания — при отпуске потреби­телю. В последнем случае государственные инспекторы класси­фицируют это как нарушение правил торговли путем обвеса или обмера и налагают штрафы по ст. 156 и 150 Уголовного кодекса РФ.

Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реа­лизации низкокачественных товаров по ценам высококачествен­ных или товаров меньших размерных характеристик по цене то­варов больших размеров.

Это самый распространенный вид фальсификации, так как совмещается со всеми другими видами фальсификации. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной це­лью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем незаконного повышения цен.

В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низ­кокачественных или даже опасных товаров, либо в целях цено­вой конкуренции, в частности для создания потребительских предпочтений с помощью пониженных цен.

Существует несколько разновидностей стоимостной фальси­фикации. Это реализация фальсифицированных товаров:

• по ценам, аналогичным или лидирующим для натурально­го продукта;

• по пониженным ценам по сравнению с натуральным ана­логом;

• по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.

Последняя указанная разновидность фальсификации встре­чается редко и рассчитана на потребителей, у которых высокие цены ассоциируются с высоким качеством товаров. Она возмож­на также при чрезмерном спросе и недостаточности предложе­ния натурального продукта на рынке.

Первые две разновидности стоимостной фальсификации наиболее распространены. Выбор одной из них определяется рыночной конъюнктурой.

Стоимостная фальсификация классифицируется как обман потребителей путем незаконного повышения цен и наказывается по ст. 1543 и 1466 Уголовного кодекса РФ. /Д. Информационная фальсификация — обман потребителя с по­мощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркиров­ке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ра­нее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией ин­формации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Искаженная или неточная информация о товаре служит ос­нованием считать заменитель натурального продукта фальсифи­цированным. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товаросопроводительных документах указывается, что это сливочное масло. Правильное указание на маркировке наименования продукта «маргарин» снимает обвинения в фальсификации.

В практике работы торговых предприятий известны случаи, когда покупатели обращаются с жалобой на реализацию фальсифицированных пищевых продуктов, например мясорастительной колбасы. Внимательное рассмотрение жалоб такого рода пока­зывает, что факт фальсификации отсутствует, так как на марки­ровке товара полностью указаны состав продукта и его назначе­ние. Способ доведения информации до потребителя не оговари­вается и не может служить основанием для отнесения товара к фальсифицированному.

При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или неточно указываются следующие данные: на­именование товара; страна происхождения товара; фирма — из­готовитель товара; количество товара.

Страна происхождения товара чаще всего не указывается или указывается неправильно. На российский рынок поступает зна­чительное количество фальсифицированных отечественных и импортных товаров без указания страны происхождения и фир­мы-изготовителя. На такие товары необходимо обращать самое пристальное внимание, так как они могут быть ненадлежащего качества, в том числе и по показателям безопасности.

Встречаются случаи, когда подделываются товарные и фир­менные знаки предприятий-изготовителей, имеющих заслуженно высокую репутацию благодаря отличному качеству продукции. В этом случае материальный и моральный ущерб несут не толь­ко потребитель, но и предприятие, чей фирменный знак был подделан, так как потребитель, купивший фальсифицированный товар низкого качества с фирменным знаком известного пред­приятия-изготовителя, утрачивает к нему доверие. Авторское право изготовителя на его фирменный знак защищено Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Многие фирмы вводят дополнения в фирменные знаки для защиты их от подделок. Вспомните подмигивающего Распутина на этикетке и в рекламе водки «Распутин». Московское АО «Кри­сталл» при производстве водки ввело дополнительный фирмен­ной знак на завинчивающемся колпачке: изображение зубра.

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной потребительской.

Упаковка — составная часть товара, определяющая внешний ид упакованной продукции. Идентифицирующие функции присущи упаковке в меньшей степени, чем маркировке. Ее основной функцией является предохранение товара от потерь, а окружающей среды — от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповтори­мый вид товару, служить для целей идентификации товара по­требителем, в результате чего создаются потребительские пред­почтения.

Например, оригинальные по форме и окраске керамические бутылки Рижского бальзама, бутылки водки «Смирнофф» с вы­пуклым изображением российской короны легко узнаваемы и служат для потребителя важным отличительным признаком.

Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого ка­чества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фаль­сифицированным.

В этом случае фирменная упаковка используется как средст­во информации о товаре, хотя чаще всего цель фальсифика­ции — подделка под высококачественный товар того же наиме­нования. Гораздо реже фальсификация упаковки осуществляется с целью ассортиментной фальсификации.

Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товаросопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.

В товарно-транспортных накладных на фальсифицирован­ные товары всегда подделывается наименование товара, доволь­но часто — название изготовителя и количество товара (количе­ственная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизи­тов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешива­ние, пересчет, обмеривание).

В последнее время очень распространенным видом фальси­фикации документов стала подделка сертификатов. При инспек­ционном контроле в ряде случаев обнаруживается до 50 % фаль­шивых сертификатов, подлежащих аннулированию. Существует несколько способов их подделки:

• подделка сертификата с использованием подлинного блан­ка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификаци­онные испытания товара. При этом используются фальши­вые печати органов по сертификации;

• подделка подлинной копии сертификата с подлинными пе­чатями путем уничтожения некоторых записей (наименования фирмы-изготовителя или посредника, срока дейст­вия, даты выдачи и др.) и внесения новых реквизитов, ха­рактеризующих фальсифицированный товар;

• отбор образцов для проведения сертификации из других партий с аналогичными наименованиями товара и изго­товителя, под которые подделывается фальсификат. При этом фальсификаторы получают подлинные сертифи­каты;

• выдача подлинных сертификатов органом по сертифика­ции, который перед проведением испытаний для подтвер­ждения безопасности не провел идентификацию товара на подлинность и принадлежность к конкретной товарной партии.

Причины распространения фальсификации сертификатов кроются в несовершенстве механизма сертификации и формы сертификата, так как на современном этапе развития сертифика­ции практически применяются две ее формы:

1) по заявлениям-декларациям, когда возможна подделка ре­зультатов испытаний изготовителем;

2) по Правилам системы добровольной сертификации по первой схеме, когда образцы от товарных партий отбирает зая­витель (изготовитель или продавец), а не третья сторона (орган по сертификации, испытательная лаборатория). В последнем случае возможна фальсификация образцов.

Широкие возможности для фальсификации открывает и не­совершенство сертификата Системы ГОСТ Р установленной формы. В ней не предусмотрено указание номера товарной пар­тии других идентифицирующих ее признаков. Не всегда указы­вается изготовитель, протоколы испытаний (номер, дата выда­чи), коды ОКП и ТН ВЭД.

Одна из причин широкого распространения фальсифика­ции — высокие цены на сертификационные услуги. Иногда цена Услуги определяется как определенный процент от стоимости партии. По нашему мнению, это неверно, так как затраты на Проведение испытаний мало зависят от размера партии. Конечная проба для проведения испытания для каждого показателя определяется методикой, а не размером партии. Дополнительные затраты на отбор образцов из крупной товарной партии могут быть включены в стоимость сертификационных услуг, если отбор образцов производится третьей стороной.

Итак, нами рассмотрены наиболее распространенные виды фальсификации и ее способы, характерные для отдельных видов товаров.

Наряду с этой классификацией видов и способов фальсифи­кации можно выявить еще две группы способов фальсификации в зависимости от места ее осуществления. Это технологическая и предреализационная фальсификации.

Технологическая фальсификация — подделка товаров в про­цессе технологического цикла производства. Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликероналивочных изделий.

Предреализационная фальсификация — подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю.

Это, например, реализация маргарина, выдаваемого за сли­вочное масло, замена этикеток на низкоценных консервах эти­кетками с наименованием высокоценных, отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких гра­даций.

В этом случае применяются уже указанные ранее способы фальсификации (использование заменителей, добавок, дефект­ной продукции, недовес и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.