Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за фальсификацию товаров




Согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых про­дуктов» изготовление и реализация фальсифицированных пище­вых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискаци­ей товаров и без нее; на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 МРОТ и на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ или на юридических лиц от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.

В 146 ст. УК РФ предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Для сравнения: во Франции за такие нарушения преду­смотрен штраф в размере от 150 тыс. евро и до 2 лет тюремного заключения.

Слабость нормативно-правовой базы, несоблюдение дейст­вующего законодательства, а также огромная прибыль от реали­зации контрафактной и фальсифицированной продукции, дохо­дящей иногда до 500 %, — основные причины высокого роста выпуска и реализации такой продукции. Об этом свидетельству­ют данные проверок, проводимых органами государственного контроля.

Так, только Роспотребнадзор в 2004 г. выявил и изъял из реализации фальсифицированной и контрафактной продукции на сумму 340 млн руб., а в 2007 г. по результатам его проверок выявлено 40 % такой продукции (см. прилежение 2). По данным МВД, в отдельных областях производства доля подделок дости­гает от 73 до 94 %. Для сравнения: в Великобритании и США доля подделок составляет менее 10 %.

По официальным данным Роспатента, оборот фальсифици­рованных потребительских товаров, а также производственного назначения составляет 80—100 млрд руб. в год. По неофициаль­ным данным, оборот таких товаров достигает 2—3 млрд руб. в год, из них 10 % приходится на лекарства.

В 2004 г. в России возбуждено более 1000 уголовных дел про­тив производителей фальсифицированной и контрафактной продукции. В то же время наказанию, да и то условному, под­верглись не все, а лишь 70 % нарушителей.

К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относятся алкогольные напитки: водка, ликероводочные изде­лия, коньяк, вина; безалкогольные напитки: природная мине­ральная вода (Боржоми и Ессентуки — 70 % от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло;"Молочные и мясные кон­сервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные изделия; растительное Масло (особенно часто оливковое и кукурузное); колбасные из­делия и мясокопчености. Фактически в этом перечне представ­лены почти все группы продовольственных товаров.

Из непродовольственных товаров наиболее высокий удельный вес приходится на аудио- и видеотехнику и двд-диски (до 80 %), парфюмерию, косметику, игрушки, трикотажные, швейные и чу­лочно-носочные изделия, стиральные порошки, причем здесь са­мый высокий удельный вес именно контрафактной продукции. Чаще всего такая продукция выпускается и реализуется под ви­дом престижных торговых марок — брендов: известных марок Французских духов, дорогой косметики, одежды и обуви марки Адидас», швейцарских и японских часов, джинсов «Лэвайс».

Фальсифицированную, в том числе контрафактную, продук­цию выпускают в России, а также импортируют из дальнего и ближнего зарубежья. Из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда, Малайзии поступает 98 % контрафакта, из стран СНГ — 2 %. Вся эта продукция поступает в розничную торговлю.

При этом не стоит обольщаться, что фальсифицированная и контрафактная продукция поступает только в мелкорозничную сеть, на рынки и в магазины эконом-класса. Даже в дорогих бу­тиках, универмагах, супермаркетах и гипермаркетах достаточно много фальсифицированной и контрафактной продукции. Такая продукция реализуется не только в России, но и за рубежом. На­пример, в Рязанской области (г. Шилово) было обнаружено и закрыто подпольное предприятие, производившее «импортные» сигареты МаПЬого, которые реализовались в странах Западной Европы (Дании, Италии, Германии, Великобритании).

Наряду с указанными причинами роста объемов продаж фальсифицированной и контрафактной продукции следует на­звать еще ряд причин: наличие спроса на такую продукцию, так как реализуется она по сниженным ценам по сравнению с под­линной продукцией; сложность установления тождественности и подлинности закупаемых и реализуемых товаров, что требует проведения дорогостоящих экспертиз и испытаний, недостаточ­ность компетентных специалистов-товароведов, обладающих не­обходимыми знаниями и умениями идентификации товаров.

К сожалению, за последние годы во многих предприятиях розничной торговли произошло сокращение численности това­роведов и замена их менеджерами (по реализации, закупкам и продажам), которые в силу своей профессиональной подготовки не обладают необходимой компетентностью в вопросах иденти­фикации товаров, распознавания контрафактной и фальсифици­рованной продукции.

В завершение следует отметить, что выпуск и реализация та­кой продукции имеют отрицательные последствия для потреби­телей, общества и государства в целом.

Потребители, приобретающие и использующие фальсифици­рованную и контрафактную продукцию, несут не только денеж­ные и моральные потери, но зачастую наносится вред их здоро­вью и даже жизни. Так, ежегодно в России от поддельной водки умирает более 30 тыс. человек (в 2007 г. — 37 тыс. чел.). К сожалению, многие виды вреда, наносимого поддельными пищевыми продуктами, трудно обнаружить сразу и измерить, так как по­следствия могут носить отложенный характер.

Потери общества от выпуска фальсифицированной продук­ции обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудше­нием здоровья нации, ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. В свою очередь, это вызывает серьезные демо­графические проблемы (естественную убыль населения, повы­шенную смертность, в том числе и детей, старение населения, повышение доли людей, имеющих проблемы со здоровьем, и т. п.)

Указанные отрицательные последствия имеют важное значе­ние и для государства. К тому же выпуск и реализация контра­фактной продукции приводят к тому, что экономика России не­досчитывает 1,5 млн рабочих мест (при официальной численно­сти безработных 5,3 млн человек), а государственной бюджет — 30 млрд руб. в год.

Таким образом, решение проблемы предупреждения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции требует разработки и применения достоверных критериев и ме­тодов идентификации, нормативно-правового и кадрового обес­печения деятельности специалистов, в должностные обязанно­сти которых входит распознавание контрафактных, фальсифи­цированных товаров.

Указанные существенные признаки могут дополняться при необходимости и относящимися к другим группам показате­лями.

Для многих пищевых продуктов, к сожалению, еще не разра­ботаны достаточно надежная номенклатура показателей иденти­фикации, а также критерии их отбора. Трудно согласиться с тем, что для ассортиментной идентификации следует применять весь комплекс органолептических и физико-химических показателей качества, так как часть из них малозначимы для этих целей (на­пример, размер и допускаемые отклонения для свежих плодов и овощей, влажность для колбас или кислотность для напитков), а Другая часть легко подделывается.

Критериями выбора наиболее значимых показателей иденти­фикации пищевых продуктов, по нашему мнению, должны быть показатели, являющиеся главными отличительными признаками, которые трудно или невыгодно подделывать или при их подделке изменяются другие органолептические или физико-хими­ческие показатели. Кроме того, это могут быть показатели, кото­рые наиболее характерны для идентифицируемой продукции (например, указанные ранее микробиологические показатели для кваса и йогуртов) или для используемого в целях фальсифи­кации заменителя (например, крахмала для зерновых продуктов при частичной или полной замене ими кофе, растительного со­евого белка при частичной замене им мяса в колбасах, мясных консервах и т. п.).

Разработка механизма идентификации необходима не только для целей сертификации или декларирования, но и для произ­водственного контроля при приемке товаров по качеству, их за­купке, а также при предоставлении потенциальным поставщи­ком образцов перед заключением договоров купли-продажи или поставки. В последнем случае это позволит снизить или вовсе исключить финансовые риски от поставки фальсифицированной и некачественной продукции, тем более что представленный об­разец может быть использован при необходимости в качестве эталона для установления тождественности при проведении идентификационной экспертизы.

Следует отметить, бывает так, что ассортиментная принад­лежность и качество представленных образцов и товаров в по­ставляемых товарных партиях значительно расходятся. В этом случае наличие образца позволит получателю провести экспер­тизу и отказаться от приемки товаров, качество которых не соот­ветствует образцу даже по показателям на добровольной основе.

Идентификационную экспертизу могут выполнять функцио­нирующие в разных регионах страны органы по сертификации в пределах своей компетенции. Это позволит использовать огром­ный интеллектуальный потенциал экспертов, подготовленных в течение последнего десятилетия и накопивших значительный практический опыт. После введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребность в сертифи­кационных услугах, к сожалению, снизилась. В результате этого возникает опасность, что в стране, где по-прежнему велик объем фальсифицированных товаров, будет разрушен громадный ин­теллектуальный потенциал экспертов.

В торговых организациях обязанность проводить идентифи­кацию закупаемых, принимаемых и реализуемых товаров должна быть возложена на товароведов, обладающих необходимыми для этого профессиональными знаниями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.