Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности в общении и особенности общения на данном возрастном этапе




Развившееся умение владеть собой проявляется в юношеском возрасте также и в лучшем владении выражением своих чувств и настроений. Это относится и к появлению более богатой и точной палитры интонаций, большему числу оттенков в выражении лица и движениях тела.

В годы ранней юности начинается физический рассвет организма. Замедляется от года к году рост тела в высоту, зато у юношей становятся шире плечи, крепнет мышечная система, лучше работают сердце сосуды, дыхательный аппарат.

Юность довольно продолжительный период в жизни человека(от 15 до 22 лет). Годы обучения в школе называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Особенности раннего юношеского возраста.

Отрасли психофизиологии

  • Психофизиология когнитивных процессов
  • Психофизиология аффективных процессов
  • Психофизиология движений
  • Психофизиология ощущений
  • Психофизиология восприятия
  • Психофизиология функциональных состояний
  • Социальная психофизиология
  • Дифференциальная психофизиология
  • Возрастная психофизиология
  • Векторная психофизиология
  • Прикладная психофизиология

 

Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с годами подростничества. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьёзными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки.

В психическом развитии юноши и девушки происходят серьёзные изменения: меняется деятельность их мышления, памяти, внимания, область их интересов, волевых устремлений, чувств и эмоций. У школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательств и обоснований тех утверждений которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения. Возросший уровень мыслительной деятельности, развитие приемов размышления и рассуждения, рост умения обобщать проявляются и в том, что старшие школьники глубже понимают социально-исторические явления и естественно-научные вопросы. Все эти моменты, характерезующие развитие старшего школьника, совершенствование его моторики, развитие его мышления, его общий интеллектуальный рост, создают предпосылки для усвоения в этом возрасте довольно сложных умений и навыков.

Общее эмоциональное состояние в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет также и скоропалитейного суждения о людях их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подростку.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. В свою очередь это приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное, преувеличенное представление о себе самом и о своем месте среди окружающих и сверстников. Утверждение себя среди других ведет к тому, что в побуждениях юноши значительное место занимает стремление к «самопоказыванию», носящее в ряде случаев невольный характер. Это могут быть чисто внешне формы поведения-какие-то особенности манер, тона речи, особенности одежды и т.д. Но рядом с наносной формой поведения появляется уже серьёзный интерес к собственной личности, к своим достоинствах и недостаткам.

Юноши и девушки тоньше, точнее, лучше, чем подростки, улавливают оттенки переживаний, умеют читать чувства; они понимают и нешаблонные формы выражения чувств.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию. Огромная область человеческих переживаний, которая не воспринимается младшим школьником и воспринимается в недостаточной мере подростком, может стать предметом сопереживания у юноши и девушки.

Благодаря росту способности к сопереживанию восприятие чувств других людей также меняется. Появляется «сердечное» понимание, умение тонко откликнуться на движение души другого человека, особенно ровесника. Здесь, в этой области эмоциональной сферы, формируются основы зрелости, формируется личность, которая будет проявлять себя именно в области таких чувств.

Общение людей играет ключевую роль в психическом развитии личности. Общение представляет собой «функциональный орган» психического развития личности, с помощью которого происходит включение развивающейся личности в способ социальной связи людей, типичный для определенного общества на наличном этапе его развития. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста -этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводящихся в России, старшеклассники больше всего хотели видеть в родителях друзей и советчиков. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им необязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно- личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру- к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками – представителями противоположного пола. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нём раскрывается собственное реальное «я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

 

3.Личностное развитие старшеклассников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.