КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке
Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Холопов Ю. Н. X 73 Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с., ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). ISBN 5-8114-0516-2 Настоящая книга, являясь теоретическим курсом, одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии. Автор рассматривает многие коренные вопросы гармонии в виде целостной структуры, в контексте музыкальной формы. Главная задача данного исследования - дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, вводящее музыку XX века в общий музыкально-гармонический контекст так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени. Учебник снабжен большим количеством нотных примеров, что делает более наглядным строгое научное изложение. Книга рекомендуется теоретикам — исследователям гармонии, а также преподавателям музыкальных вузов и студентам, изучающим курс гармонии. ББК 85.31 Оформление обложки С. ШАПИРО, А. ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. © Издательство «Лань», 2003 © Ю. Н. Холопов, 2003 © Издательство «Лань», художественное оформление, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 21 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.. 24 ГЛАВА 1. ГАРМОНИЯ.. 24 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА В МУЗЫКЕ. 24 2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 24 3. ГАРМОНИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 25 4. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ. ГАРМОНИЯ МИРА.. 26 5. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА.. 26 6. ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ. 27 1. 28 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИИ.. 30 ГЛАВА 2. КОНСОНАНС И ДИССОНАНС.. 31 1. ЭТИМОЛОГИЯ.. 31 2. СУЩНОСТЬ КОНСОНИРОВАНИЯ И ДИССОНИРОВАНИЯ.. 31 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ... 32 Τаблица 1. 32 Та6лица 2. 33 2. 35 4. МУЗЫКАЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ... 37 Таблица 3. 37 5. СООТНОШЕНИЕ АСПЕКТОВ КОНСОНИРОВАНИЯ И ДИССОНИРОВАНИЯ.. 39 6. ПРОБЛЕМА ОКТАВЫ... 40 3 И. С. Бах. Прелюдия и фуга для органа a-moll (с дублировкой в дуодециму) 42 7. ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНСОНАНСОВ И ДИССОНАНСОВ.. 44 7 (а) вертикальный комплекс интервалов. 48 8 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 1, ч. I. 52 9. КОНСОНАНСЫ, ДИССОНАНСЫ И ЛАДООБРАЗОВАНИЕ. 54 27. 54 10. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СВОЙСТВ КОНСОНАНСА И ДИССОНАНСА.. 55 9 М. Мусоргский. «Борис Годунов». 56 10 СОНАНСЫ... 57 11. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕОРИИ КОНСОНАНСА-ДИССОНАНСА.. 59 Литература. 59 ГЛАВА 3. ЛАД.. 60 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.. 60 2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 61 3. СУЩНОСТЬ ЛАДА.. 61 4. ИНТОНАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЗВУКОВОГО МАТЕРИАЛА ЛАДА.. 62 5. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ТИПЫ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ. ИХ ГЕНЕЗИС.. 63 6. ОРГАНИКА И ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ЭВОЛЮЦИИ ЛАДА.. 64 7. МЕХАНИЗМ ЛАДООБРАЗОВАНИЯ.. 66 8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАДОВ.. 67 Литература. 70 ГЛАВА 4. АККОРД.. 71 1. ЭТИМОЛОГИЯ.. 71 2. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ. 71 3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ АККОРДОВ.. 73 11. 74 12 Мусоргский «Старый замок». 77 4. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АККОРДА.. 80 13. 83 5. ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА.. 85 14 А - И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга 22. 85 14 Б - В. А. Моцарт. Симфония «Юпитер», ч. I. 87 14 В - А. Бородин. «Князь Игорь». 88 6. ОСНОВНОЙ ТОН АККОРДА.. 90 15. 91 16. 94 17. 97 7. ТЕРЦОВЫЙ ПРИНЦИП АККОРДОВОЙ СТРУКТУРЫ... 99 8. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КАТЕГОРИИ АККОРДА.. 99 Литература. 100 ГЛАВА 5. ПЕРВИЧНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ НЕУСТОИ: НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ.. 100 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 100 2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 102 ТИПЫ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ. 102 4. ЗАДЕРЖАНИЯ. АППОДЖИАТУРА.. 105 18 Дж. Перголези. Stabat Mater 106 19 А - П. Чайковский. 6-я симфония, ч. IV.. 106 19 Б - И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 108 20 И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 109 21 А - Ж. Бизе. «Кармен». 110 21 Б - И. Брамс. Интермеццо. 112 22 - П. Чайковский. 4-я симфония, ч. II. 113 23 И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 114 Л. Бетховен. Соната ор. 31 № 1, ч. II. 115 24 Л. Бетховен. 9-я симфония. 116 25 Л. Бетховен. Соната ор. 111. 116 26 М. Глинка. «Сомнение». 117 Ф. Лист. Соната h-moll 118 И. Брамс. Интермеццо ор. 119 № 1 (схема) 120 5. ПРОХОДЯЩИЕ. 121 27 А - А. Бородин. «Князь Игорь». 122 27 Б - Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». 123 28 А - А. Бородин. «Князь Игорь». 123 28 Б - П. Чайковский. «Пиковая дама». 124 29 С. Прокофьев. Токката (схема) 125 30 А - С. Прокофьев. «Война и мир». 126 П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра. 127 И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3. 128 6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. КАМБИАТЫ... 128 31 А - Н. Римский-Корсаков. «Китеж». 130 31 Б - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1. 130 32 А - И. С. Бах. Месса h-moll 131 32 Б - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром.. 132 33 С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром.. 133 34 А - Жоскен Депре. Месса «Pange lingua». 135 34 Б - Й. Гайдн. Соната для фортепиано. 136 34 Г - А. Скрябин. «Поэма экстаза». 137 7. ПРЕДЪЕМ... 138 35 А - И. С. Бах. ХТК. Т. 1, фуга c-moll 139 35 Б - И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 140 35 – В - А. Моцарт. Маленькая ночная музыка (редукция) 141 36 А - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1 (схема) 142 36 Б - С. Прокофьев. 1-й квартет. 143 36 В - С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 144 8. ВЫДЕРЖАННЫЕ ТОНЫ (ПЕДАЛИ) 145 37 Н. Римский-Корсаков. «Царская невеста» (схема) 145 38 К. В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 146 9. СВОБОДНЫЕ ТОНЫ... 148 39 С. Прокофьев. 7-я симфония. 148 40 П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. I. 149 10. КОМБИНИРОВАННЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НЕАККОРДОВЫЕ. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 149 41 А и Б - И. Брамс. Интермеццо, ор. 116 № 5. 151 42 A Л. Скрябин. Этюд ор. 8 № 12 (схема) 154 42 Б - И. С. Бах. Итальянский концерт, ч. II. 155 42 В - Ф. Шопен. Этюд ор. 25 № 2 (схема) 156 42 Г - Ф. Шопен. Скерцо Des-dur 157 43 А И. С. Бах. Итальянский концерт. 159 43 Б П. Чайковский. 6-я симфония. 160 44 Л. Бетховен. 3-я симфония, ч. I. 162 11. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ И МОТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ФОРМЫ... 164 45 А - Ф. Шопен. Вальс h-moll 165 45 Б - П. Чайковский. 4-я симфония. 167 12. ВЛИЯНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ТОНОВ НА ГАРМОНИЧЕСКУЮ ВЕРТИКАЛЬ. 169 46 А - 15-я глава «О квартсептаккорде». 170 46 Б - 16-я глава «Об аккорде кварты и большой септимы». 170 46 В - 19-я глава «О квартнонаккорде». 171 46 Г - 25-я глава «О форшлагах». 171 47 А - Задержание к тонике. 172 47 Б - Проходящие от тоники [и вспомогательные] 174 48 А - П. Чайковский. «Евгений Онегин». 177 48 Б - С. Рахманинов. 2-я симфония. 178 48 В - Э. Григ. «Люблю тебя». 179 48 Г - Ф. Шопен. 2-я баллада. 180 48 Д - С. Рахманинов. «О нет, молю» (схема) 181 49 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», действие II. 182 13. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 186 50 Аноним Беллермана. 186 51 Аноним Беллермана «Агоге кварты», букв. «ведение через четыре». 187 52. 188 14. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРВАЛИКИ В КЛАССИКО-РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ.. 191 Литература. 193 ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ.. 193 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ОРГАННОГО ПУНКТА.. 193 2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 193 3. ВИДЫ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ.. 194 4. РОЛЬ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ. 194 5. ОРГАННЫЙ ПУНКТ НА ТОНИКЕ. 196 53 А. Бородин. «Князь Игорь», действие II (схема) 197 89. 199 6. ОРГАННЫЙ ПУНКТ НА ДОМИНАНТЕ. 199 54 А - П. Чайковский. 6-я симфония, часть I (редукция) 201 54 Б.. 204 7. ДВОЙНОЙ (И ТРОЙНОЙ) ОРГАННЫЙ ПУНКТ. 205 55 Л. Бетховен. 5-я симфония, переход к финалу. 206 56 А. Бородин. «Князь Игорь». 211 8. ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ (ПЕДАЛИ) В ВЕРХНИХ ГОЛОСАХ.. 213 57 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (редукция) 214 9. ПОЛИГАРМОНИЯ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ. ВИДЫ ПОЛИСТРУКТУР. 215 58 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». 216 59 П. Чайковский. «Евгений Онегин» (схема) 219 10. ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 221 11. ФИГУРАЦИЯ ОРГАННОГО ПУНКТА. ОСТИНАТО.. 223 60 А. Бородин. «Князь Игорь». 224 12. ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ.. 226 61 С. Прокофьев. 8-я соната, ч. I. 228 62 Д. Шостакович. 10-я симфония, ч. I. 230 13. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАННОГО ПУНКТА.. 231 63 Органум. «Sexta hora» из «Микролога» Гвидо Аретинского. 232 64 Дж. Палестрина. Месса «L'homme armé», Agnus Dei 233 65 Жоскен Депре. Шансон «La belle se siet». 234 66 Дж. Фрескобальди. Токката «Sopra i Pedali del Organo e senza». 236 67 Дж. Фрескобальди. Три фуги, № 3. 239 Литература. 241 ГЛАВА 7. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ.. 241 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. СУЩНОСТЬ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 241 2. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ГОЛОСОВ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ ФАКТОРЫ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 243 3. ФАКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОСОВ*. 244 68 П. Чайковский. «Пиковая дама», действие III, картина 5, ц. 3, такты 3—5. 247 4. КОНТУРНОЕ ДВУХГОЛОСИЕ. КОНТРАПУНКТИЧЕСКИЙ ОСТОВ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ТКАНИ.. 249 69 А - И. С. Бах. Магнификат, ария тенора «Deposuit» (оригинал) 250 69 Б - И. С. Бах. Магнификат, ария тенора «Deposuit» (расшифровка) (Л., 1972) 251 70 Φ. Шуберт. «Серенада» («контурное двухголосие») 252 71 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, часть III. 255 5. ГЛУБИННЫЕ СЛОИ МНОГОГОЛОСНОЙ ТКАНИ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НОРМ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 257 72 Л. Бетховен. 9-я симфония, часть III. 260 73. 262 74. 265 75. 266 76. 267 77. 268 78 Русская народная песня «Не орел ли с лебедем купалися». 270 80. 274 81 С. Прокофьев. «Война и мир», ария Кутузова. 277 Литература. 279 ЧАСТЬ ВТОРАЯ.. 279 ГЛАВА 8. РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СИСТЕМ... 279 1. ПОНЯТИЕ РОДА.. 279 Τаблица4. 281 2. ЭКМЕЛИКА.. 281 82 P. Щедрин. «Звоны». 283 3. ПЕНТАТОНИКА. КВИНТОВАЯ ПЯТИСТУПЕННОСТЬ.. 285 83. 286 84. 289 85. 292 4. ДИАТОНИКА.. 292 Таблица5. 294 5. КВИНТОВАЯ СТРУКТУРА ДИАТОНИКИ.. 295 Таблица 6. 299 86. 302 87. 307 6. КВИНТО-ТЕРЦОВАЯ СТРУКТУРА ДИАТОНИКИ.. 309 88. 310 7. МИКСОДИАТОНИКА.. 316 8. ГЕМИОЛИКА.. 319 90. 319 91. 322 92. 325 9. ХРОМАТИКА.. 326 93. 327 94. 329 95. 332 96. 337 97. 340 98 АККОРДЫ... 345 10. ФОРМЫ ХРОМАТИКИ.. 347 Таблица 7. 348 Таблица 8. 350 99. 352 11. ЭНГАРМОНИЗМЕ. РАВНОМЕРНАЯ ТЕМПЕРАЦИЯ. ПОНЯТИЯ «СТУПЕНИ» И «ЗНАЧЕНИЯ». 353 100. 354 159. 357 Таблица 9. 361 101 Д. Шостакович. 8-я симфония, ч. IV.. 365 102 С. Прокофьев. «Петя и волк». 370 103 Д. Шостакович. «Катерина Измайлова». 372 12. ПРОБЛЕМА ПОЛУТОНА. ВВОДНОТОННОСТЬ. 374 104. 378 105. 381 106. 383 13. В ЗАМКНУТОМ КРУГЕ. 385 107. 391 14. МИКРОХРОМАТИКА.. 392 108. 393 109. 395 Литература. 396 ГЛАВА 9. ЛАДЫ МОДАЛЬНОГО ТИПА.. 396 1. МОДАЛЬНОЕ ОДНОГОЛОСИЕ. 396 Миксодиатонические лады. Обиходные. 403 111 А - Грегорианская месса XII Gloria 4-го тона. 410 112 А Азербайджанский мугам «Шур». Запись К. Караева. 412 113 A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое) 417 2. ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ. 419 114 А - Русская народная песня «Ходила младешенька». 421 114 Б - Русская народная песня «Про татарский полон». 424 114 В - Русская народная песня. 426 Г Федор Крестьянин. Стихира 3-я, первая строка (длительности уменьшены) 429 Блаженна VI гласа знаменного роспева (начало и конец произведения) (длительности уменьшены) 431 115 Былина «О птицах». 432 3. ПРОБЛЕМА ОБИХОДНЫХ ЛАДОВ.. 434 Таблица 10. 434 116 Обиходный звукоряд. 437 117 Схемы обиходных ладов. 439 118 ПОЛИХОРДЫ ОБИХОДНОГО ЗВУКОРЯДА.. 441 119 Стихира «На гору учеником идущым», глас I. 452 120. 455 121. 458 122. 461 4. О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СТАРИННЫХ МОДАЛЬНЫХ ЛАДОВ.. 463 Та6лица 11. 463 Таблица 12. 463 5. МОДАЛЬНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ. МОДАЛИЗМЫ... 467 123 Гимн «Nato nobis» (XVI в.) 469 124 Трезвучия и «секстаккорды». 471 125 Дж. Палестрина. Мадригал, 1-9. 474 126. 476 127 Модальные аккорды различных ладов. 481 128 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (протяжные удары монастырского колокола [Cis1] не выписаны) 483 6. СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МОДАЛЬНАЯ ХРОМАТИКА.. 486 129 М. Мусоргский. «Детская», «В углу», т. 5-8 (модальная схема) 488 130 А. Бородин. 2-я симфония, ч. I (фрагменты) 489 7. СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ... 490 Арифметический ряд: 491 131 Симметричные лады.. 491 132 Н. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина. 493 133 Звукоступени уменьшенного лада. 495 134. 500 Литература. 501 ГЛАВА 10. ТОНАЛЬНОСТЬ.. 503 1. ПОНЯТИЕ ТОНАЛЬНОСТИ.. 503 2. МАЖОР И МИНОР. 505 135. 508 Таблица 13. 511 136. 518 137. 521 3. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТУПЕНИ И ФУНКЦИИ. ФУНДАМЕНТНЫЕ СТУПЕНИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО ТОНА.. 523 Гармонический анализ мелодии. 525 138 А - А. Бородин. «В Средней Азии». 525 138 Б - М. Балакирев. «Исламей». 528 139 А – Б - П. Чайковский. «Евгений Онегин» (схема) 531 4. СОСТАВ ТОНАЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОНАЛЬНОГО РОДСТВА.. 536 Τа6лица14. 536 140 А - Тональности I степени родства по Н. А. Римскому-Корсакову. 541 141 Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант) 543 142. 544 ГЛАВА 11. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ.. 547 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ.. 547 2. ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.. 548 3. МОДАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. 549 143 Воскресная стихира (см. пример 113) (модальные функции) 552 4. ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 555 145 Мелодические модели лада на основе большого и малого трезвучий. 559 146. 562 147. 565 148. 568 149. 569 5. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (ГЭ) 570 150 В МАЖОРЕ.. 571 151. 574 152 А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо) 577 153 В МИНОРЕ.. 580 154. 582 155. 583 156. 585 157 В миноре: 589 6. МОДИФИКАЦИЯ КОРЕННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГАРМОНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПУТНИКИ, «МНИМЫЕ КОНСОНАНСЫ» (СКРЫТЫЕ ДИССОНАНСЫ). ТИПЫ ОСНОВНОГО ТОНА. ПРОБЛЕМА МЕДИАНТ. 591 158 Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада», ч. I. 592 159. 595 160. 598 161. 601 162. 602 163 А Й. Гайдн. «Сотворение мира». 604 163 Б - Ф. Шопен. Вальс. 605 163 В - P. Вагнер. «Лоэнгрин». 607 163 Г - К. Дебюсси. Прелюдия. 609 163 Д - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром.. 611 163 E - П. Чайковский. 2-я симфония. 612 163 Ж - М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 613 163 З - М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 614 163 И - А. Скрябин. 3-я соната. 617 163 К - С. Рахманинов. «Есть много звуков». 619 164 А.. 620 164 Б - Л. Бетховен. Соната ор. 81а, финал. 623 165 Ф. Шопен. 625 166 A - С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема) 627 Б - М. Глинка. «Руслан и Людмила» (схема) 628 167 С. Рахманинов. 2-я симфония, ч. III. 630 168 И. С. Бах. Кантата № 159. 632 169. 635 170 А - К. Дебюсси. «Вальс более чем медленный». 636 Б - С. Рахманинов. «Ау!». 638 В - Э. Григ. «Траурный марш на смерть Р. Нурдрока» (схема) 639 Г - П. Чайковский. «Щелкунчик» (схема) 640 7. ЛОГИКА ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. ФОРМУЛА TSDT КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ.. 642 8. ТОНАЛЬНОСТЬ СТРОГАЯ И РАСШИРЕННАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ.. 645 171. 647 173 А) J.-Ph. Rameau. Generation harmonique. Paris, 1737 нотный пример VI. к стр. 65. 653 Б) Гармонические звуки в диатоническом восхождении на октаву. 656 В - нотный пример XVI, к стр. 132 Гармонич. звуки в диатонич. нисхождении на октаву. 659 174 Г. Ф. Гендель. Чакона из сюиты G-dur 662 175 И. С. Бах. Итальянский концерт. 665 9. К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ.. 668 176 Р. Шуман. «Warum?». 670 10. К ПРОБЛЕМЕ «ПРЕРВАННЫХ ОБОРОТОВ». ТИПЫ АККОРДОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ.. 673 177. 675 179 А) В. А. Моцарт. 678 Б) М. Мусоргский. 680 В) 681 Г) Э. Григ. 682 Д) Р. Вагнер. 683 180 - Типы аккордовых соединений. 684 11. КВИНТОВЫЕ РЯДЫ ДИАТОНИКИ. К ПРОБЛЕМЕ УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ... 686 181 A.. 687 181 Б.. 689 182. 691 183 (А. Бородин) 694 184 А.. 695 184 Б.. 696 185 A - И. С. Бах. Соната для скрипки solo g-moll 698 185 Б - Л. Бетховен. 9-я симфония. 700 В - П. Чайковский. Хор «Соловушко». 701 12. ДИАТОНИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ.. 702 186 И. С. Бах. Прелюдия для органа. 703 187 А.. 705 188. 709 189. 711 Э. Григ. Норвежский крестьянский марш.. 711 190 Л. Бетховен. 715 13. СУБСИСТЕМЫ И МЕСТНЫЕ (ПЕРЕМЕННЫЕ) ФУНКЦИИ.. 717 191 СУБСИСТЕМЫ В МАЖОРЕ.. 718 В МИНОРЕ.. 719 192 Ф. Шуберт. Симфония C-dur, ч. IV (редукция) 721 14. ДВОЙНАЯ ДОМИНАНТА. ФРИГИЙСКАЯ (НЕАПОЛИТАНСКАЯ) СУБДОМИНАНТА.. 725 193. 726 194 Двойное применение фригийской гармонии Л. Бетховен. 730 195 H. Римский-Корсаков. «Шехеразада». 733 15. ПОБОЧНЫЕ ФУНКЦИИ. ОТКЛОНЕНИЯ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ СУБСИСТЕМЫ). РАСШИРЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТИ.. 734 196. 735 197. 737 198. 739 199. 742 200 С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II. 745 201 М. Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора. 749 16. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ КВИНТОВЫЕ РЯДЫ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ... 751 202 A - С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» (редукция) 754 Б) Э. Григ. Ноктюрн (схема) 756 203 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, ч. IV.. 758 204 M. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...». 761 205. 764 206. 765 207 М. Мусоргский. «Борис Годунов». Пролог. 770 208 Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог (схема) 771 209 К. Дебюсси. Прелюдия, I, 1. 774 17. ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ. ПРОХОДЯЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ... 777 210 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 3, ч. IV.. 778 211 А С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. XVII. 781 В - Там же, вар. X; редукция. 782 212 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. ХХII-ХХIII (схема) 785 18. АППОДЖИАТУРНЫЕ СОЗВУЧИЯ. КАДАНСОВЫЙ КВАРТСЕКСТАККОРД. ПРОЧИЕ ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ.. 789 213 А. Скрябин. Этюд ор. 42 № 5 (редукция) 790 214 Э. Григ. «Весной». 793 19. РАЗРАБОТКА АККОРДА. ВТОРИЧНЫЕ АККОРДЫ... 795 215 A) С. Рахманинов. Прелюдия As-dur (редукция) 796 Б) С. Рахманинов. 3-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. I (редукция) 798 216 А - Ф. Лист. «Забытый вальс» № 3. 800 216 Б - С. Рахманинов. Прелюдия G-dur (редукция) 803 217 А - С. Рахманинов. «Крысолов». 805 218 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (инстр. Н. Римского-Корсакова) 808 219 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини». 809 220 А - П. Чайковский. Ноктюрн cis-moll (редукция) 812 221 П. Чайковский. 4-я симфония, ч. III. 814 20. ГАРМОНИЧЕСКАЯ КОЛОРИСТИКА. КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.. 816 222 Φ. Шопен. Этюд op. 25 № l 818 21. ЛИНЕАРНЫЕ ХОДЫ. ЛИНЕАРНОСТЬ В ТОНАЛЬНЫХ ПОСЛЕДОВАНИЯХ.. 822 223 A - Φ. Шопен. Ноктюрн op. 27 № 2 Des-dur 823 224 П. Чайковский. «Евгений Онегин», 2-я картина (схема) 825 225 C. Рахманинов. «Арион» (редукция) 827 22. АЛЬТЕРАЦИЯ. К ПРОБЛЕМЕ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. УВЕЛИЧЕННАЯ СЕКСТА. «СЕКСТА ЧАЙКОВСКОГО». 830 226 В МАЖОРЕ.. 832 367 В МИНОРЕ.. 833 227 А) В. А. Моцарт. Симфония C-dur 836 Б) Л. Бетховен. Соната op. 111. 838 В) Р. Шуман. «Карнавал». 839 Г) П. Чайковский. Ноктюрн Д) П. Чайковский. «Евгений Онегин». 841 Е) H. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (редукция) 844 Ж С. Франк. Симфония. 846 (3) М. Мусоргский. «На Южном берегу Крыма», главная тема. 849 228 А) Ф. Лист. Соната h-moll 851 Б) С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром.. 854 229 А) П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». 856 Б) Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством». 858 230 А, Б) 860 В) 862 Г) Φ. Лист. «Фауст». 864 Д) H. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схема) 866 231 А) В МАЖОРЕ.. 867 Б) Побочные формы и прочие альтерации: 869 232 А) В МИНОРЕ.. 871 233 М. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен. 875 234 А) П. Чайковский. 1-я симфония, ч. I. 877 Б) П. Чайковский. «Евгений Онегин», 5-я карт, (схема) 879 23. СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ... 881 235. 882 236 А. Бородин. «Князь Игорь». 884 Б С. Прокофьев. Здравица. 887 237 Трезвучия мажоро-минора (одноименного) 889 238 Трезвучия миноро-мажора (одноименного) 890 239 Параллельный мажоро-мииор. 891 240 Параллельный миноро-мажор. 892 241 A) Дж. Верди. «Риголетто». 893 Б) С. Рахманинов. Юмореска. 895 242 С. Рахманинов. «В душе у каждого из нас» (гармония в партии сопровождения) 897 243 А) В МАЖОРЕ.. 902 Б) В МИНОРЕ.. 904 244 A) H. Римский-Корсаков. «Кащей Бессмертный». 906 Б) С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 908 24. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСШИРЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТИ. МОНОСТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ И ДОБАВОЧНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ДКЭ). АККОРДОВЫЕ РЯДЫ... 910 245 А. Бородин. «Князь Игорь» (схема) 912 246 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схемы) 916 247 Φ. Шопен. Прелюдия Es-dur (редукция) 918 25. ТРИТОНОВЫЕ ЗАМЕНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ.. 920 248. 921 249. 924 250 Э. Григ, Ноктюрн (редукция) 926 Таблица 15. 930 251 С. Рахманинов. «Алеко» (редукция) 932 252. 935 253 П. Чайковский. 4-я симфония, ч. IV.. 937 254 А. Скрябин. Прелюдия ор. 48 № 1. 944 255 A) А. Скрябин. 5-я соната. 947 Б) А. Скрябин. Поэма ор. 52 № 1 (редукция) 948 Таблuцa 16. 949 256 А. Скрябин. «Танец томления» ор. 51 № 4 (схема) 952 26. ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ.. 954 257 А) А. Скрябин. 2-я симфония. 955 Б) А. Скрябин. 3-я симфония. 956 В) А. Скрябин. «Поэма экстаза» (схема) 958 258 А) Прелюдия ор. 49 № 2. 961 Б) «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3. 962 В) «Загадка» ор. 52 № 2. 964 Г) «Поэма экстаза» (схема) 965 259 А. Лядов. «Гримасы». 968 27. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ.. 970 Тоблица 17. 970 260 А) Р. Вагнер. «Закат богов». 971 Б) Ф. Шуберт. «Привет тебе». 972 В) М. Глинка. «Руслан и Людмила». 973 Г.. 974 Ф. Лист. «Мефисто-вальс» (редукция) 974 Д) А. Глазунов. 5-я симфония, ч. III. 976 Е) Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка» (редукция) 977 Ж) Н. Римский-Корсаков. «Майская ночь». 979 261 А) Ρ. Вагнер. «Тристан и Изольда». 980 Б) А. Бородин. «Князь Игорь». 981 262 Р. Вагнер. «Тристан и Изольда» (схема) 982 263 Ф. Лист. «Забытый вальс» № 1, побочная тема (редукция) 984 28. СОСТОЯНИЯ ТОНАЛЬНОСТИ. ТОНАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ... 985 I. Функциональная тональность: Ц+Т+С+Ф+ 987 II. Рыхлая тональность: Ц+Т+С+Ф_. 987 264 H. Римский-Корсаков.«Сказание о невидимом граде Китеже», ария князя Юрия. 988 III. Диссонантная тональность: Ц+Т+С_Ф+ 989 265 А. Лядов. «Гримасы» ор. 64 № 1. 991 IV. Парящая тональность (атоникальность): Ц+Т_ С+Ф+ 992 266 Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема) 994 V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+ 998 267 Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже». 999 VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+ 1001 VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_. 1001 268 Φ. Шопен. 3-я баллада. 1002 VIII. Многозначная тональность: Ц1=2 Т+ С+ Ф_. 1006 269 С. Рахманинов. Прелюдия b-moll 1007 270 С. Рахманинов. «Из Евангелия от Иоанна» (редукция) 1009 IX. Снятая тональность: Цнеопред.Т_С_Ф_. 1015 271 Ф. Лист. Прелюды.. 1016 X. Политональность: 1018 Ц+1 1018 Т+ 1018 С+ 1018 Ф+ 1018 Ц+2 1018 Т+ 1018 С+ 1018 Ф+ 1018 272 И. Стравинский. «Петрушка». 1020 Таблица 18. 1024 29. ЭМАНСИПАЦИЯ ТЕРЦОВЫХ, СЕКУНДОВЫХ И ТРИТОНОВЫХ СВЯЗЕЙ.. 1027 Таблица 19. 1029 273 A) Ж. Бизе. «Кармен». 1029 Б) М. Мусоргский. Песня о блохе. 1031 В) М. Мусоргский. По грибы.. 1033 Г) М. Мусоргский. «Борис Годунов». 1035 Д) H. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». 1036 E) H. Мясковский. 9-й квартет. 1038 Ж) Ф. Лист. Этюд Des-dur (редукция) 1039 З) А. Дворжак. Симфония «Из Нового света». 1041 274 Риман. «Все фортепианные сонаты Л. ван Бетховена», т. I (5-е изд.), с. 303. 1049 Таблица 20. 1052 30. ОДНОТЕРЦОВЫЕ СВЯЗИ.. 1054 275 A, Б, В.. 1055 276 А.. 1058 Б) Ф. Шуберт. Симфония h-moll 1060 В) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. XIV.. 1061 277 Л. Бетховен. Соната ор. 106. 1064 278 Д. Шостакович. «Три фантастических танца» функционально точная орфография - авторская орфография. 1067 279 А) С. Прокофьев. «Золушка», «Большой вальс». 1071 Б) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. VI. 1073 31. МОДАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В СИММЕТРИЧНЫХ ЛАДАХ.. 1077 32. НОВАЯ СОНАНТНОСТЬ. 1078 33. СЛОЖЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ОМНИТОНАЛЬНОСТЬ (ПАНТОНАЛЬНОСТЬ) 1080 280 С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром, часть I (схема) 1083 281) С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема) 1085 282 А) Ф. Лист. Соната h-moll (схема) 1087 Б) А. Веберн. Пассакалия ор. 1 (схема) 1089 283 С. Прокофьев. 6-я соната, ч. III. 1095 34. НОВЫЕ ТЕХНИКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ.. 1097 Литература. 1099 ГЛАВА 12. ГАРМОНИЯ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ.. 1100 1. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ.. 1101 2. ГАРМОНИЯ И МЕТР. 1102 284 М. Глинка. «Жизнь за царя». 1105 285 П. Чайковский. «Спящая красавица». 1108 286 И. Брамс. «Вариации на тему Гайдна». 1110 287 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 1, ч. II. 1113 288 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, финал. 1115 Та6лица 21. 1118 Таблица 22. 1120 289 И. С. Бах. Инвенция C-dur 1122 3. КАДЕНЦИИ.. 1128 4. ТИПЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.. 1132 5. ГАРМОНИЯ И ТЕМАТИЗМ... 1134 6. МОДУЛЯЦИЯ.. 1135 290 Л. Бетховен. 2-я симфония, ч. II (редукция) 1137 Таблица 23. 1149 7. ГАРМОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КЛАССИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ... 1151 I 1151 II 1153 III 1155 8. ЭВОЛЮЦИЯ ГАРМОНИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. 1156 291 Ф. Лист. Соната h-moll (редукция) 1158 292 А. Скрябин. Сатаническая поэма, главная тема и связующая партия (редукция) 1167 Литература. 1175 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 1176 ПРИЛОЖЕНИЕ.. 1179 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1179 АНАЛИЗЫ... 1179 НОТНЫЕ ОБРАЗЦЫ.. 1179 293 1.1.1. И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX.. 1179 294 1.2.1. Л. БЕТХОВЕН Соната ор. 31 № 2 (часть I) 1185 295 1.3.1. Р. ВАГНЕР «Тристан и Изольда» Вступление. 1203 296 1.4.1. M. МУСОРГСКИЙ «Борис Годунов» Сцена под Кромами (фрагмент до хора «Не сокол летит по поднебесью») 1215 297. 1227 1.5.1 А. ЛЯДОВ «Волшебное озеро» Сказочная картинка. 1227 СХЕМЫ ФОРМ... 1237 1.1.2. И. С. БАХ. ХТК. Т. I, фуга IX, E-dur 1237 1.2.2. Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I. 1239 1.3.2. Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. 1241 1.4.2. М. МУСОРГСКИЙ. «Борис Годунов». Сцена под Кромами (фрагмент) 1242 1.5.2. А. ЛЯДОВ. «Волшебное озеро». 1244 МЕТРИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ... 1247 1.2.3. Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I Метрическая структура экспозиции. 1247 1.3.3. Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. Метрическая структура фрагмента. 1250 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1253 ПРИНЯТЫЕ В КНИГЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.. 1253 2.1. Основные знаки тональной функциональности. 1253 2.2. Функциональные знаки расширенной тональности. 1255 2.3. Прочие обозначения гармонии. 1258 2.4. Функции частей музыкальной формы.. 1260 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1262 ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ.. 1262 Продолжение табл. 1267 Условные обозначения: 1269 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 1271 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 1275
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая книга представляет собой учебник, предназначенный для специальных курсов гармонии музыкальных вузов. Процесс познания гармонии идет двумя путями. Важнейшую часть обучения составляет практическое изучение гармонии (согласно принципу «подобное познается подобным») посредством художественного приобщения к ее творению в письменных работах и игре на фортепиано. Не менее важно научно-теоретическое освоение гармонии — в лекционной части курса, при чтении научной литературы, а также в практических анализах художественных образцов. Это и является задачей данного теоретического курса. Совокупность проблем, разрабатываемых в книге, в целом соответствует ныне действующей программе вузовского курса гармонии (в теоретической части) для историко-теоретической специальности. Кроме того, в учебник включен большой материал по истории гармонии (правда, не оформленный в самостоятельные разделы). Музыкально-стилевые закономерности, рассматриваемые в книге в качестве основных, базируются преимущественно на музыке XVIII-XIX вв. («золотой век» гармонии). Однако затрагиваются и более старые эпохи, а систематика позднеромантической гармонии предвосхищает многое и в музыке XX в. Являясь теоретическим курсом, учебник одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии, теоретическое и историческое осмысление этого явления с современных позиций. В ряде работ предшествующих лет автору доводилось заниматься многими коренными вопросами гармонии XX в., прежде всего — отечественной музыки. Продолжение этой линии, расширяющее концепцию гармонии как единого целого, требует основательного освещения наиболее существенных законов гармонии, проявившихся уже в предшествующий период. Главная задача данного исследования — дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, в конечном счете вводящее в музыку XX в. так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени. С концепционной стороны система взглядов автора, хотя и связана генетически с учением о гармонии И. В. Способина (также в какой-то мере Ю. Н. Тюлина и Б. Л. Яворского), в действительности же исходит из философско-исторического анализа современной ситуации искусства. Теоретическое изучение того, что лежит в основе гармонии, обнаруживает глубоко скрытые корни и движущие силы музыки, ее «логос», а также ценности столь значительные, что они остаются непоколебимыми даже при самых жестоких музыкально-интонационных катаклизмах.* Историческое прошлое мы анализируем как логически глубинные слои нашего настоящего. В этом единстве логического и исторического заключена действенная сила, позволяющая трактовать старые проблемы гармонии — консонанс и диссонанс, лад, аккорд, неаккордовые звуки, органный пункт, голосоведение — как исторически детерминированные и тем самым по сей день теоретически актуальные. После основательной критической проверки применения на практике функциональной европейской гармонии наиболее ценной оказалась, естественно, функциональная теория (вобравшая лучшие достижения европейской теории музыки — Ж.-Ф. Рамо, М. Хауптмана, С. Зехтера). Правда, в своем оригинальном виде, у X. Римана, функциональная теория содержит и неприемлемые стороны (прежде всего это дуалистическая трактовка мажора и минора); к тому же она ориентирована только на стиль венских классиков; для нас же особый интерес представляет функциональная гармония того периода, который непосредственно вводит Новую музыку нашего столетия, — исторического перелома конца XIX — начала XX в. Поэтому для развертывания функциональной теории гармонии в наше время необходима критика и радикальная реорганизация римановской концепции. Неприемлемы в научном отношении ни ограничение собственно функциональной трактовки (Т, S, D) только тремя аккордами (остальные трактуются как обозначаемые римскими цифрами «ступени», более или менее «сходные» с главными — I, IV и V), ни идея «смешанных» функций (например, III ступень = DT), ни подмена функций ступенями (хотя бы это и вуалировалось функциональными символами). Какой бы «трудной» ни выглядела функциональная теория гармонии, она единственная является объяснением замечательного феномена европейской тональности (XVIII—XIX вв.). Этот феномен в науке о музыке занимает по значимости такое же место, как в самой музыке — творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского. Соответственно и верная теория функций есть сердцевина, логический центр науки о гармонии. С точки зрения научного метода, особенно важно провести принципиальное различие между работой собственно теоретической и практической, эмпирической. В науке истина теории должна быть показана «во весь рост», в свою полную величину, простирающуюся от эстетики художественного явления (соответственно также техники композиции), от каллистики, философии, социологии, мировоззренческих категорий через представления психологии восприятия, через физиологию музыкального ощущения, физику реального звучания (акустику, «природу») вплоть до бесстрастной красоты числовых отношений. Автор не считает, что «во всяком учении столько науки, сколько в нем математики», однако ясно, что в ряде аспектов науки о гармонии (в особенности на низшем, элемен- Более подробно об этом см.: Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. тарном уровне) оперирование числовыми структурами закономерно и необходимо привходит в естественный язык научной теории музыки. К научному методу относится и способ изложения теоретического материала. Для подлинной науки о гармонии неприемлема подмена теоретического объяснения бытовыми и прочими внемузыкальными аналогиями и уподоблениями; само изложение должно быть специализированным, хотя, разумеется, материал целесообразно подавать в максимально простом и доступном виде, где многое дообъясняется в непосредственном контакте с музыкой, нотными примерами (ибо слуховое усвоение теории — важнейшая часть ее метода как способа познания музыки). Стремление к полноте изложения целого потребовало оптимального ограничения в учебнике объема текста, приходящегося на ту или иную проблему. Ввиду большого количества проблем классико-романтической гармонии (и некоторых общих) пришлось отказываться от широты охвата их содержания и тем более от отвлечений в какие-либо смежные области. По той же причине автор вынужден был сильно сократить изложение точек зрения различных теоретиков (чтобы курс «гармонии» не превратился в курс «музыкально-теоретических систем», среди которых, кстати, преобладающее значение принадлежит теориям лада и гармонии). Для теории гармонии необходима также полная ясность в конкретном определении гармонии в произведении — функций каждого аккорда и каждого звука, притом сплошь на всем протяжении пьесы, а не в отдельных оборотах. Наука наша требует даже конкретного обозначения гармонии под нотами приводимых примеров. Такая фиксация с полной ясностью показывает теорию гармонии в практическом действии. Только при этом условии можно говорить об анализе гармонии. Вполне конкретным было определение гармонии музыкального произведения в трудах теоретиков, заложивших основы гармонической науки, таких как Рамо, Риман. Образцом может служить метод изложения в книге последнего «Все фортепианные сонаты Л. ван Бетховена. Эстетический и формально-технический анализ с историческими заметками» (1918-1919). Анализ гармонии и формы составляет там естественное музыкальное целое. Для того чтобы «сплошное» поаккордовое обозначение гармонии было возможно, анализирующему нужно не только ясное знание ее системы, но также и выработанный аппарат ее фиксации — специальный и своеобразный язык анализа. Не следует думать, что обязательность умения точно определять функции тонов и аккордов есть нечто «школьное», «для учеников». Любое серьезное научное исследование гармонии немыслимо без такого слышания. Особенно важно это по отношению к гармонии XX в., с ее плюрализмом систем. Но фундаментом современного знания является система классической гармонии и более всего — позднеромантической, достаточно подробно освещаемой в настоящем труде. Если во времена Баха зависимость типа гармонии от местоположения части в форме выражалась сравнительно слабо, то начиная с венских классиков она проявляется чрезвычайно активно и многообразно (например, гармония развернутого вступления подчас подчиняется иным законам, чем в сонатной главной партии). Отсюда исключительная важность рассмотрения гармонии, прежде всего, в виде сплоченной целостной структуры, в контексте музыкальной формы. Отдельные гармонии-аккорды в таком контексте значат нечто иное, чем сами по себе, и, только встроенные в формы-структуры, они проявляют свою сущность. Все вышесказанное определяет структуру учебника. Первая часть посвящается ряду важнейших категорий гармонии: самому понятию гармонии, ее реализации в звучании (градация консонансов и диссонансов), основным структурным понятиям гармонии во временном развертывании (по горизонтали — лад) и в одновременности (по вертикали — аккорд), факторам движения во временном развертывании (линейные неустои; в гармонии — неаккордовые звуки), возникновению феномена многоголосной гармонии (первичный гармонический устой — органный пункт), действию линейных неустоев в многоголосной ткани (голосоведению). Вторая часть книги излагает теорию гармонических структур, начиная от элементарных интервальных сеток (родов интервальных систем) через характеристику двух основных типов ладовых структур (лады модального типа и гармоническая тональность) к центральной проблеме науки о гармонии — теории функций. Синтетическое рассмотрение действия гармонии в музыкальном целом представлено в последней главе «Гармония и формообразование». Из числа работ автора, вышедших в последнее время, несколько относятся к проблематике этой книги и могут рассматриваться как дополнение к некоторым ее разделам: * Гармонический анализ: В 3 ч. Часть 1. М., 1996. * Гармонический анализ. Методическая разработка // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов-на-Дону: РГК, 1997 (в соавт. с В. С. Ценовой). * Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Научные труды МГК. Сб. 30. М., 2000. * Структурные уровни гармонии // Musica theorica-6 [на правах рукописи]. М.: МГК, 2000. * Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов-на-Дону: РГК, 2002. * Гармония. Практический курс: Учебник для специальных курсов консерваторий: В 2 ч. Ч. 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. М., 2003 [в печати]. В заключение автор считает своим приятным долгом выразить благодарность всем, читавшим и рецензировавшим рукопись, за высказанные замечания и пожелания — И. А. Акбарову, А. И. Амбразасу, Т. Б. Барановой, Т. С. Бершадской, С. П. Галицкой, С. С. Гончаренко, А. Н. Мясоедову, Е. В. Назайкинскому, В. М. Цендровскому; всем, принявшим участие в обсуждении работы, — сотрудникам кафедр теории музыки в Вильнюсской, Горьковской, Санкт-Петербургской, Московской, Новосибирской и Ташкентской консерваториях, а также коллеге из Польши М. Низюрскому. Автор благодарит В. С. Ценову, принявшую участие в выпуске второго издания книги. Февраль 2003 г.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |