Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность консонирования и диссонирования




ЭТИМОЛОГИЯ

Cлова «консонанс» и «диссонанс» латинского происхождения. В свою очередь, латинские consonantia (согласованность, со­впадение; «созвучие», гармония) и dissonantia (нестройность, несогласованность; «раззвучие», разноголосица) суть лексическая каль­ка с точно соответствующих им греческих слов συμφωνία («симфония», то есть «созвучие», согласие, стройное звучание; также музыка, пе­ние) и διαφωνία («диафония», то есть разногласие, расхождение, звуча­ние не в лад). Латинская приставка «con» («com») указывает на со­вместность, соединенность, сочлененность, a «dis» — наоборот, на раз­деление, разъединение, расчленение. Глагол же «sono» значит звучать, издавать звук, петь («гласить»); sonans (и sonantis) значит (полно) звучный, гудящий; гласный (как термин грамматики).

Как видно, значение слова «консонанс» близко, родственно «гар­монии», отличаясь как бы большей звуковой конкретностью, тесно связываясь с материальным звучанием, звуком. («Диссонанс» мыс­лится как необходимое коррелятивное противопонятие.)

Музыкальным бытием гармонии является ее звуковая реализа­ция, воплощаемая в звуковысотных отношениях. Исходное, элемен­тарное высотное отношение, своего рода «гармонический атом», есть интервал. Богатство и многообразие гармонических отношений вы­ражаются в наличии и сложном взаимодействии многих разнокаче­ственных интервалов. Качество гармонического слияния, «согласия», по-разному представлено в различных интервалах. Та или иная сте­пень слитности, «согласности» в созвучании двух музыкальных тонов составляет сущность консонирования и диссонирования и образует, в свою очередь, коренную предпосылку для прочих важнейших явле­ний гармонии в музыке, в частности для консонантности и диссонант­ности аккордов. Отсюда определения консонанса и диссонанса.

Консонанс есть звучание тонов, сливающихся друг с другом; спокойное, ненапряженное созвучие.

Диссонанс — звучание тонов, как бы «не сливающихся» друг с другом; диссонансу свойственна напряженность экспрессии.

Взятые как критерии разделения созвучий на консонансы и дис­сонансы, слуховые впечатления «слитности» и «неслитности» звуча­ния, «напряженности» и «спокойствия» могут дать лишь относи­тельные указания, а не абсолютно-определенные. Точно они разгра­ничивают лишь более слитные и менее слитные звучания, а не однозначно прочерченную «линию водораздела» между тем и дру­гим. Поэтому в разные эпохи четкая граница между консонансом и диссонансом устанавливалась в разных местах. Так, у древних гре­ков консонансами были только кварта, квинта, октава и их октав­ные расширения; все терции и сексты были диссонансами. В XIII в. произошел перелом, и с XIV в. граница была передвинута: терции и сексты заняли свое место среди консонансов. В XX в. происходит следующая перемена, и прежние диссонансы (септимы, секунды и тритон) сколь угодно часто применяются совершенно свободно, как раньше могли использоваться только консонансы.*

Выступая как первичные носители гармонии в саморазличии ее форм, отношения консонанса и диссонанса воплощаются в звуковысот­ном материале музыки и развертывают спектр природных его свойств — с постепенным переходом от абсолютного слияния (унисона) к все бо­лее сложным и менее слитным отношениям, в перспективе уходящим в бесконечность (подобно пропорционированному числовому ряду).

Вместе с тем, если говорить о самой сути феномена музыки, градация отношений созвучия отражается в основных аспектах его музыкального воплощения, начиная от абстрактных (внематериальных) отношений чисел и кончая тонкостями психологии эстетиче­ского восприятия (простирающегося вплоть до социальных, нацио­нальных, историко-культурных различий). Отсюда ряд важнейших аспектов рассмотрения проблемы консонанса и диссонанса — мате­матический, физический, музыкально-физиологический, музыкально-психологический,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.