КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органные пункты на других ступенях
ФИГУРАЦИЯ ОРГАННОГО ПУНКТА. ОСТИНАТО Возможность выражать органный пункт не только протянутым звуком (собственно «точкой», «пунктом»), но и звуком повторяющимся открывает пути и для более сложного воплощения той же идеи с помощью мотива, даже фразы, характерной ритмической формулы (см. примеры 60, 61). Если повторению педального тона придается ритмическая характерность либо оно заменяется повторением мотива, то возникает остинато, которое можно понимать как 60 А. Бородин. «Князь Игорь» фигурационную разновидность органного пункта. Фигурации органного пункта нередко придается тематическое значение путем введения в нее характерного ритма темы или даже целого мелодического рисунка (даже «говорящего словами»). Мелодическое обогащение остинатного мотива ведет к превращению его из фигурации органного пункта в остинатную форму (прежде всего в вариации на остинатно повторяющуюся мелодию). Линией водораздела между фигурацией органного пункта и остинатной формой следует считать то, сводима ли фигурация к повторению одного звука или несводима (например, в прелюдии К. Дебюсси «Шаги на снегу», где фигурация мотивируется «литерафонией» музыкальных букв слова d-e-b [ussy]). В согласии со структурой классической тональности и общими принципами классической гармонии (прежде всего с классическими пропорциями тональной структуры, выделением и господством главнейших ее опор — 1 и 5), органные пункты делаются только на I и V ступенях. Но по мере эволюции и внутренней реорганизации тональной структуры происходящие в ней изменения начинают отражаться и на том, как движется мелодическая линия (см., например, линии движения мелодии в хоре «Улетай» из «Князя Игоря» Бородина), и на том, какие из ступеней тональности могут подчеркиваться превращением их в органные пункты. Наряду с преобладающими педалями на тонике и на доминанте получили применение и некоторые другие (не только в басу). Приведем примеры. 1. Педаль на III ступени минорного лада: Шуман, 3-я симфония, часть II; Бородин, «Князь Игорь», акт I, хор девушек «Мы к тебе, княгиня»; Чайковский, 5-я симфония, часть IV, 6-я симфония, II часть; Кабалевский, II часть скрипичного концерта. 2. Педаль на IV ступени: Чайковский, II часть 5-й симфонии; Рахманинов, Серенада. О функциональном противоречии с басом можно говорить потому, что звук IV ступени — прежде всего носитель функции субдоминанты, а аккорды в названных примерах содержат и доминантовые гармонии. 3. На III ступени мажорного лада: Прокофьев, 7-я соната для фортепиано, часть II (в сопрано, начало главной темы; внутри среднего раздела, в E-dur); в коде той же части — педаль на двузвучии e l -gis lв E-dur. 4. На вводном тоне (в7): Рахманинов, 3-я симфония, часть I, предыкт перед репризой (совпадает с доминантой cis-moll); Мусоргский, «Хованщина», Игры и пляски персидок из действия IV, ц. 22, 42 (переход от fis-moll к G-dur). 5. На натуральном вводном тоне в миноре: Рахманинов, Всенощное бдение, часть X, такты 8-9. 6. Ha II ступени мажора: Чайковский, 6-я симфония, часть III, предыкт перед репризой побочной темы в G-dur; Шостакович, 11-я симфония, часть I (песня «Слушай», As-dur). 7. На низкой II ступени мажора: Прокофьев, «Обручение в монастыре», II картина, сцена 6, ц. 163-166 (чередование органных пунктов на нII и на V); финал 7-й сонаты Прокофьева, где на нII строится предыкт к репризе главной темы. 8. На низкой V ступени минора: Щедрин, «Казнь Пугачева», ц. 14 (h-moll). 9. На тонально двойственных или неопределенных ступенях: Прокофьев, 8-я соната, I часть, предыкт к репризе, на терцовом мотиве fis-d, который оказывается III< ступенью только в момент вступления главной партии репризы B-dur, а до тех пор звучит либо как доминанта к g-moll, либо как тонально неопределенный (и этим неустойчивый, предыктовый) момент гармонии (в конце предыкта стоит гармония тритоновой ступени), пример 61. На основе новой гармонии XX в. образуется множество структур иного типа, в частности и тонально двойственных (пример 62). Главная тема сама по себе в f-moll, и следовательно, органный пункт на Н нужно понимать как педаль на тритоновой ступени. Но замысел композитора гораздо глубже. Основной тональностью симфонии является e-moll, и поэтому в действительности педаль — на доминанте,а проведение темы — в гармонии нII> ступени, однотерцовой к одноименному E-dur (эта тональность будет в репризе побочной партии).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |