Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органные пункты на других ступенях




ФИГУРАЦИЯ ОРГАННОГО ПУНКТА. ОСТИНАТО

Возможность выражать органный пункт не только протянутым звуком (собственно «точкой», «пунктом»), но и звуком повторяю­щимся открывает пути и для более сложного воплощения той же идеи с помощью мотива, даже фразы, характерной ритмической формулы (см. примеры 60, 61). Если повторению педального тона придается ритмическая характерность либо оно заменяется повторе­нием мотива, то возникает остинато, которое можно понимать как

60 А. Бородин. «Князь Игорь»

фигурационную разновидность органного пункта. Фигурации орган­ного пункта нередко придается тематическое значение путем введе­ния в нее характерного ритма темы или даже целого мелодического рисунка (даже «говорящего словами»).

Мелодическое обогащение остинатного мотива ведет к превраще­нию его из фигурации органного пункта в остинатную форму (преж­де всего в вариации на остинатно повторяющуюся мелодию). Лини­ей водораздела между фигурацией органного пункта и остинатной формой следует считать то, сводима ли фигурация к повторению одного звука или несводима (например, в прелюдии К. Дебюсси «Шаги на снегу», где фигурация мотивируется «литерафонией» музыкаль­ных букв слова d-e-b [ussy]).

В согласии со структурой классической тональности и общими принципами классической гармонии (прежде всего с классическими пропорциями тональной структуры, выделением и господством глав­нейших ее опор — 1 и 5), органные пункты делаются только на I и V ступенях. Но по мере эволюции и внутренней реорганизации то­нальной структуры происходящие в ней изменения начинают отра­жаться и на том, как движется мелодическая линия (см., например, линии движения мелодии в хоре «Улетай» из «Князя Игоря» Боро­дина), и на том, какие из ступеней тональности могут подчеркивать­ся превращением их в органные пункты. Наряду с преобладающими педалями на тонике и на доминанте получили применение и некото­рые другие (не только в басу).

Приведем примеры.

1. Педаль на III ступени минорного лада: Шуман, 3-я симфония, часть II; Бородин, «Князь Игорь», акт I, хор девушек «Мы к тебе, княгиня»; Чайковский, 5-я симфония, часть IV, 6-я симфония, II часть; Кабалевский, II часть скрипичного концерта.

2. Педаль на IV ступени: Чайковский, II часть 5-й симфонии; Рахманинов, Серенада. О функциональном противоречии с басом можно говорить потому, что звук IV ступени — прежде всего носи­тель функции субдоминанты, а аккорды в названных примерах со­держат и доминантовые гармонии.

3. На III ступени мажорного лада: Прокофьев, 7-я соната для фортепиано, часть II (в сопрано, начало главной темы; внутри сред­него раздела, в E-dur); в коде той же части — педаль на двузвучии e l -gis lв E-dur.

4. На вводном тоне (в7): Рахманинов, 3-я симфония, часть I, предыкт перед репризой (совпадает с доминантой cis-moll); Мусорг­ский, «Хованщина», Игры и пляски персидок из действия IV, ц. 22, 42 (переход от fis-moll к G-dur).

5. На натуральном вводном тоне в миноре: Рахманинов, Всенощ­ное бдение, часть X, такты 8-9.

6. Ha II ступени мажора: Чайковский, 6-я симфония, часть III, предыкт перед репризой побочной темы в G-dur; Шостакович, 11-я симфония, часть I (песня «Слушай», As-dur).

7. На низкой II ступени мажора: Прокофьев, «Обручение в мона­стыре», II картина, сцена 6, ц. 163-166 (чередование органных пунк­тов на нII и на V); финал 7-й сонаты Прокофьева, где на нII строится предыкт к репризе главной темы.

8. На низкой V ступени минора: Щедрин, «Казнь Пугачева», ц. 14 (h-moll).

9. На тонально двойственных или неопределенных ступенях: Прокофьев, 8-я соната, I часть, предыкт к репризе, на терцовом мотиве fis-d, который оказывается III< ступенью только в момент вступления главной партии репризы B-dur, а до тех пор звучит либо как доминанта к g-moll, либо как тонально неопределенный (и этим неустойчивый, предыктовый) момент гармонии (в конце предыкта стоит гармония тритоновой ступени), пример 61.

На основе новой гармонии XX в. образуется множество структур иного типа, в частности и тонально двойственных (пример 62).

Главная тема сама по себе в f-moll, и следовательно, органный пункт на Н нужно понимать как педаль на тритоновой ступени. Но замысел композитора гораздо глубже. Основной тональностью симфо­нии является e-moll, и поэтому в действительности педаль — на доми­нанте,а проведение темы — в гармонии нII> ступени, однотерцовой к одноименному E-dur (эта тональность будет в репризе побочной партии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.