Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. ПАМЯТЬ – это процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта




Память

 

ПАМЯТЬ – это процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта.

Виды памяти: генетическая и прижизненная.

Генетическая память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития.

Прижизненная память – хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.

Различают следующие виды прижизненной памяти:

– двигательная (память на позу, положение тела и тому подобное);

– образная (зрительная, слуховая, память на запахи, вкусы);

– эмоциональная (сохранение в сознании переживаний и чувств);

– символическая (механическая и логическая).

Предлагаем под руководством преподавателя проверить слуховую логическую и механическую память.

 

Тест «Логическая память»

 

Инструкция: Вам будут прочитаны 15 пар логически взаимосвязанных слов, с 5-секундным интервалом между парами. После 10-секундного перерыва преподаватель прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

 

Тест «Механическая память»

 

Инструкция: Вам будут прочитаны 15 пар не связанных между собой слов. После 10-секундного перерыва преподаватель прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

 

Предлагаем проверить слуховую-образную память:

 

Инструкция: Вам будет прочитано 10 слов с 5-секундным интервалом. Постарайтесь мысленно «нарисовать» из возникших образов картинку. После прочтения слов преподавателем, через 10 секунд воспроизводите их в тетради в порядке, прочитанном преподавателем.

 

Предлагаем методом Пиктограмм проверить

вашу образную память

 

Инструкция: Преподаватель прочтет 22 слова. Начиная с первого слова, ваша задача изобразить его рисунком не подписывая (!). После изображения последнего слова (преподаватель предупредит, что оно последнее!), необходимо подписать рисунки.

 

Ниже вам предлагается несколько заданий на проверку непроизвольного запоминания. Работайте под руководством преподавателя.

 

Задание 1. Прочтите слова и закройте методичку: «ПОРТНОЙ, ПОДВАЛ, ТРУБА, ЗАЛП, АНТРАКТ».

 

(ЗАКРОЙТЕ!)

 

Задание 2. Пойдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии». Принесите (мысленно!).

 

(ЗАКРОЙТЕ!)

 

Задание 3. Прочтите слова: «РОТ, МОТ, ГОД, КРОТ, ПОТ».

 

(ЗАКРОЙТЕ!)

 

Задание 4. Прочтите слова: «КРОТ, СТЕНА, ПАЛЬТО, ОКНО, КНИГА, ТУЧА, ВООБРАЖЕНИЕ, КРЮЧОК, НОС, ЛИСТ».

 

ЗАКРОЙТЕ(!) и запишите слова, которые вы запомнили.

 

Задание 5. Прочтите цифры: «1, 7, 3, 2, 5, 4, 9, 0, 6, 8».

 

ЗАКРОЙТЕ(!) и запишите запомнившиеся цифры.

 

Задание 6. Прочтите слова: «СТУЛ, ТАНК, БЕДА, ЕЖ, КАРАНДАШ, КОЛЬЦО, ТОК, ЛИСТ, ГЛАЗ, ВЕДРО».

 

ЗАКРОЙТЕ(!) и запишите запомнившиеся слова.

 

Задание 7. Прочтите цифры: «3, 1, 7, 5, 4, 2, 8, 0, 9, 6».

 

ЗАКРОЙТЕ(!) и запишите запомнившиеся цифры.

 

 

 

ВНИМАНИЕ – это сосредоточение на чем-либо, это дверь, через, которую входят все наши знания.

Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом, концентрацией (предметностью), распределением, устойчивостью, переключаемостью – и видами: непроизвольным и произвольным.

Предлагаем упражнения, которые позволят определить сформированность некоторых свойств и видов вашего внимания.

 

Упражнение на объем внимания

 

Задание: Посмотрите внимательно на предложенную вам картину, открытку или рисунок в течение 4 секунд. Запишите на листке все запомнившиеся вам предметы.

 

Если вы заполнили 9 и более предметов, у вас хороший объем внимания; если менее 5 предметов, результат нельзя считать удовлетворительным.

 

Упражнение на концентрацию внимания

 

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на определенном предмете.

 

Задание: Вашему вниманию предлагается таблица из 9 квадратов. В центральном квадрате стоит точка. Посмотрите внимательно на эту таблицу, закройте глаза и сосредоточитесь на точке. Преподаватель будет давать команду по перемещению этой точки. Будьте готовы ответить на вопрос преподавателя о месте нахождения точки.

 

 

Упражнение на устойчивость внимания

 

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же предмету.

 

 

Задание: Попробуйте в течение 5 секунд удержать взгляд на фигуре выпуклой, затем 5 секунд на фигуре вогнутой.

 

Если в момент сосредоточения внимания на выпуклой фигуре в течение отведенного времени не возникает отвлечения на фигуру вогнутую, то внимание достаточно устойчиво. В противном случае устойчивость внимания следует тренировать, поскольку для студента развитость этого свойства внимания является залогом успешного обучения.

 

Упражнение на распределение внимания

 

Распределение внимания – способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

 

Задание: Попробуйте одновременно выполнить два действия:

– записать в тетради выражение «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом»;

– вполголоса считать: 3, 13, 23, 33, 43 и так далее.

 

Методика «Расстановки чисел»

 

Данная методика позволит вам оценить свое произвольное внимание.

 

Инструкция: Начертите в тетради квадрат 5 на 5 см и разбейте его на 25 квадратов. В клетках этого квадрата расставьте в течение 2 минут числа из представленного ниже квадрата в порядке возрастания. Числа записываются построчно возвращаться и исправлять нельзя.

 

         
         
         
         
         

 

Если вам удалось расставить 22 и более чисел правильно за отведенное время, то это говорит о хорошем развитии произвольного внимания.

 

С помощью предлагаемого ниже теста можно определить, внимательны ли вы?

 

«Внимательны ли вы?»

 

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания?

2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?

3. Умеете ли заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас?

4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?

5. Смотрите ли внимательно по сторонам, когда переходите улицу?

6. Способны ли вспомнить в деталях фильм, который посмотрели два дня назад?

7. Раздражает ли вас, когда кто-то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи или какого-либо занятия?

8. Проверяете ли сдачу в магазине сразу у кассы?

9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?

10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнет на улице?

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?

12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?

13. Можете ли вы, не мешкая, назвать даты рождения ваших близких?

14. Легко ли пробуждаетесь ото сна?

15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?

 

По одному очку оцениваете ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11, 12. Суммируйте полученные очки и посмотрите ниже.

11 и более очков. Вы удивительно внимательны и проницательны. Такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать – это дано не каждому.

От 5 до 10 очков. Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха – кое-что можете запамятовать, иногда проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями. И все же вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки.

4 и менее очков. Вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в вашей жизни. Когда вас в этом упрекают, вы, бывает, отвечаете с улыбкой, что, дескать, просто мечтательны и не придаете значения всяким «пустякам». Пустякам ли? Ведь из-за вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие – что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко – скажем, для людей престарелого возраста – оно не подвластно нам. Но в средние годы и особенно в молодые каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.